Любая религия поощряет социальную ответственность

Мирра Кащаева – о вере и предпринимательстве

Автор: Михаил ПАЛОЧКИН

8 июня 2011 года

Вопрос о взаимоотношениях бизнеса и религии всегда был неоднозначным. Каждый, наверное, помнит христианский тезис: легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное.

Изначально может показаться, что любая религиозная традиция, которая требует от человека смирения, покорности, должна негативно относиться к предпринимательской деятельности и связанному с ней накоплению богатства.
Однако если мы углубимся в этические концепции мировых религий, то увидим обратное. Религия одобряет предпринимательство, но только при определенных условиях. Об особенностях религиозного отношения к вопросам, связанным с ведением бизнеса, нам рассказала Мирра КАЩАЕВА, к.и.н, доцент кафедры религиоведения факультета политических наук АлтГУ. 

Иудаизм

- Обратимся к иудаизму – одной из первых мировых религий. Четкой регламентации экономических отношений в Торе и в частности, ее пятой книге – Второзаконии, вы не найдете. Но Тора, как книга, повествующая о жизни и поведении патриархов, дает примеры правильного заключения и соблюдения договоров.
Один из первых договоров был заключен Авраамом ввиду его намерения купить пещеру для захоронения своей супруги Сарры. Как известно, хетты из уважения к Аврааму не хотели брать с него денег. Однако Авраам настоял, чтобы при свидетелях были определены конкретные границы этой пещеры и ее цена.      
Этот случай стал одним из примеров правильного ведения дел. Договор был заключен при свидетелях (в открытой устной форме), его объект был тщательно характеризован и стороны сошлись в цене.
В дальнейшем иудаизм будет рассматривать процесс накопления материальных благ как необходимый. При этом нужно «очищение» имущества и доходов путем выплаты одной десятой части прибыли в пользу Храма и государства. В данной традиции налоги рассматриваются именно как способ «очищения», а не только как средство обеспечения государства. Так, талмудический трактат «Пэа» («Плоды») требует от земледельца отдавать государству определенную часть плодов своего труда (десятину). Это позволит ему жить с чистой совестью и пользоваться тем, что он произвел.    
В более позднем источнике – «Галахе» - мы находим историю о том, что каждый богач, представший перед Всевышним, должен будет отчитаться: правильно ли он вел свой бизнес. Если правильно, то нет ничего зазорного в обладании большими богатствами.
Правильное ведение бизнеса в иудаизме помимо выплаты налога предполагает обязательную помощь бедным, вдовам, сиротам или общине. Это требование актуально и по сей день. Самые известные еврейские предприниматели нашего времени помогают просветительским учреждениям, создают различные фонды.
В иудаизме мы не находим идей о всеобщем материальном равенстве. Однако он предполагает, что не должно быть слишком бедных и слишком богатых, а также рабов. И существуют определенные механизмы снятия социальной напряженности. Например, долги с должника можно было требовать только шесть лет подряд. А на седьмой год, который назывался «год шмиты», их нужно было прощать.

Христианство

- Обратимся теперь к христианской традиции. Изначально богатство здесь не считалось греховным и не было препятствием для вхождения в Рай. Главное условие – богачу не стоит накапливать богатство только ради богатства. Он должен делиться с нищими и не презирать малоимущих. И чем более последовательно и искренне он будет заниматься благотворительностью, тем больше благ ему обеспечено в Царствии Небесном.
Если говорить о более развитой Церкви – 4-5 веков нашей эры – мы находим одного из лучших авторов, рассматривающих вопрос о бедности и богатстве. Это Иоанн Златоуст. Он отмечал, что в христианстве презираются люди, стремящиеся к чрезмерному накоплению богатства, а также чрезмерно его тратящие и расточительные. Однако нищенство и попрошайничество – это также неприемлемое состояние. Если человек ничего не делает для улучшения своего бедственного положения – это грех.   
Богатый человек, по Златоусту, должен быть умеренным и активно заниматься благотворительностью. Тогда он получит божественное одобрение.
В дальнейшем Церковь и сама не удержалась от накопления богатства. Особенно ярко это проявилось на Западе. Считалось, что для того, чтобы с ней считались властители, церковь должна представлять собой экономически мощный институт. И у нее появились обширные владения, от которых она никогда не отказывалась.
Часто именно за это и критиковали католическую церковь. И Реформация возникла именно из сопротивления против двуличности церкви, которая проповедует скромность и нестяжательство, а сама владеет огромными латифундиями.

Протестантизм

- Рассмотрим теперь протестантизм. Мартин Лютер в основном призывал к необходимости подчинения церкви, упрощения культа. А вот Жан Кальвин развил и социальное учение протестантизма. Причем здесь в явной форме рассматриваются не только вопросы бедности и богатства, но и непосредственно предпринимательской деятельности.
В кальвинизме считалось, что успешность бизнеса является признаком его богоугодности. Если дела идут хорошо, значит, человеку помогает в этом Бог. А успешный предприниматель может рассчитывать на попадание в рай.
Таким образом, в протестантизме развита концепция «мирского призвания» и «божественного предопределения», согласно  которой успех в делах является подтверждением избранности человека к спасению.
Исследуя влияние религиозных ценностей на развитие социальных отношений, всемирно известный ученый Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» отмечал, что если бы не было протестантской этики, то капиталистические отношения сформировались бы в Европе позднее и развивались менее интенсивно. В Западной Европе XV – XVI веков человек тяжко трудился, чтобы обеспечить себя и свое потомство, и просил на это благословения у Бога. Чем больше он трудился и чем более состоятельным становился, тем горячее была его молитва. Именно такое поведение, обусловленное религиозным сознанием, по мнению Вебера, привело к становлению и развитию капитализма.

Католицизм

- Отношение католической церкви к любым видам экономической деятельности в истории её развития было не однозначно. До VI века н.э. мы можем говорить, что Римская церковь была примером другим христианским церквям в догматическом, каноническом и этическом развитии. Однако затем последовал долгий период «обмирщения церкви», который характеризовался стремлением священства к обогащению, изменением каноническим принципам служения и другими  прискорбными обстоятельствами. В эпоху позднего средневековья была развита, как известно, практика продажи индульгенций, которая гарантировала «отпущение грехов» за определенное и, желательно, наибольшее денежное  вознаграждение. Таким образом, мы можем отметить, что со стороны католицизма занятие предпринимательством никогда не рассматривалось как не достойное. Интересными и заслуживающими широкого оглашения являются энциклики римских пап XX века. Так, например, Пий XI в 1931 году в энциклике «Quadragesimo anno» рассуждая о порочной природе экономики, говорил, что целью экономики в XX веке должно быть не непрерывно расширяющееся снабжение материальными благами, а служение общечеловеческим, прежде всего социальным целям. Те же выводы были оглашены во время Второго Ватиканского собора. В этом смысле католическая церковь видела себя институтом, ответственным за социальные приоритеты мирового развития, и эта роль требовала от католической церкви непосредственного взаимодействия с правительствами европейских государств. Наконец, самый известный Римский папа XX века Иоанн Павел II выступал за свободную, социально ориентированную рыночную экономику, где социальные ориентиры развития определяются при непосредственном участии церкви.

Ислам

- Теперь поговорим об исламе. Отношение мусульман к бизнесу заложено уже в Коране, практически в каждой его суре. Бизнес здесь рассматривается как одна из форм необходимого поведения. Мир создан для человека. Однако существование человека в этом мире – временно. Поэтому любой человек – это только временный управляющий земными благами, которые создал Всевышний. И управление ими – предопределенная Богом деятельность. Согласно Корану «Благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, не смотря на любовь к нему».
В другой Суре говорится: «Сыновья и богатство – украшение мирской жизни». Поэтому стремление к накоплению богатства греховным не является. Однако при этом нельзя заниматься недопустимыми видами деятельности – торговлей вином, свининой и противоречащей Корану литературой. Также в раннем исламе к ним относится ростовщичество.
Богатство в исламе поощряется в том случае, если оно накоплено законным путем. При этом на богатого человека накладывается двойная ответственность – за себя и за тех, кто им не располагает. Богатый должен заботиться о своих малоимущих родственниках. 

Подведем итоги. В отношении любой религии к бизнесу есть общий момент. Она осуждает накопление ради накопления и поощряет социальную ответственность бизнеса.
Я полагаю, что современные бизнесмены также ищут опору в религии и ориентируются на нее. Если человек добивается серьезного успеха, то понимает, что этим он обязан не только себе. К этому причастны и высшие силы.
Кроме того, богатый человек не хочет потерять все то, что он уже имеет. И начинает думать, что он должен сделать, чтобы удача от него не отвернулась. И начинает понимать необходимость благотворительности.               
 


Рецензии
... и необходимость сотрудничества с мирской сильной властью. Что существенно, но РАЗНОзначно.

Мир-Свет!

Леонид Платонов   24.03.2014 12:54     Заявить о нарушении