Кирилл Лавров и Михаил Ульянов

               
               
     При жизни Кирилла Лаврова и Михаила Ульянова сравнивали, наверное,
только однажды, когда они сыграли братьев Карамазовых в известной
экранизации Ивана Пырьева. Простодушный зритель сравнивал на бытовом
уровне – похожи ли братья или нет? Искушенные зрители – углубляясь
в пучины Достоевского.
     Но что удивительно, повод для сравнения всегда имелся: творческие
пути актеров шли, можно сказать, параллельно – оба и в кино и на театре
играли не только исторических персонажей, но самое главное – простых
советских людей; и, пожалуй, не столь значимо было, кто эти простые
советские люди – рядовые или военачальники, метростроевцы или создатели
космических кораблей… Главное – их признавали за своих миллионы зрителей.
      Разумеется, многообразие лиц русского народа, воплощенное Лавровым
и Ульяновым, очень разнилось. Но у каждого была своя мужская притягательность.
Ульяновский образ – это чаще всего отец родной (позже – дед) – суровый,
подчас жестокий. Персонажи Лаврова – чаще всего мужья и… любовники. Но
в общественном бытии они тоже лидеры, они надёжны – на крепкое плечо Лаврова
всегда может опереться друг, к нему тянет прильнуть любимую женщину. Ульянов
в образе полководца Жукова увлекал солдат на Берлин, лавровские лейтенанты
выходили из окружения. Ульяновские персонажи всегда очень правильные.
Персонажи Лаврова не всегда отличались этим качеством, но взывали:
«Верьте мне, люди!»
      И Лавров и Ульянов оба несли на себе отпечаток времени и соответствовали
(говорим без двусмысленного подтекста) тогдашним требованиям соцреализма –
без ухищрений и замысловатостей – чаще всего они по-человечески были
увлечены жизнью своих персонажей, и они оба заслуженно получили массу премий
и наград, являясь по-настоящему Народными артистами. И была своя закономерность
в том, что оба актера исполнили роли Ленина. Еще одно сходство судеб: обоим
пришлось возглавить коллективы своих театров после того, как из жизни ушли
главные режиссеры.
      И всё-таки в финале их параллельные пути (как и надлежит в высших
математиках) пересеклись: Кирилл Лавров и Михаил Ульянов сыграли одну и
ту же роль – Понтия Пилата в экранизации булгаковского романа «Мастер и
Маргарита». Первый в постановке Владимира Бортко, второй (но первым
по времени) в версии Юрия Кары.
      Всем известна непростая коллизия с первой отечественной экранизацией
мистического романа Булгакова, но после того, как она вдруг канула
в темень кинематографических загадок, у Михаила Ульянова еще оставался
запас времени, и он исполнил одного  из важнейших персонажей наших дней –
в фильме «Ворошиловский стрелок». Вхождение Кириллом Лавровым в историю
противостояния Понтия Пилата и Иешуа наполнено трагизмом не только
в булгаковском  звучании: работая над ролью, Кирилл Юрьевич был тяжело
болен и, наверное, понимал, что этот его вечный диалог с иерусалимским 
философом-нищим может оказаться последним в жизни. Что и случилось.
Отдаём должное мужеству нашего старшего современника.


--------------------

Кирилл Лавров умер спустя месяц после смерти Михаила Ульянова.

Михаил Ульянов - 1927-2007
Кирилл Лавров    - 1925-2007


Рецензии
Великие люди, что и говорить.

Александр Расторгуев   28.07.2011 11:33     Заявить о нарушении