продолжение Путешествие во времени3

Второе мая.  Новосибирск.Карты.

Город Омск проехали ночью. С утра пейзаж за окном стал меняться. Появились леса. Между лесом и полотном железной дороги шла просека, то сужаясь, то расширяясь. Леса здесь были густые, тёмные, в основном из хвойных пород. Иногда поезд выходил из леса на открытые пространства равнинной местности. Населённые пункты почти не встречались.
Во второй половине дня поезд стал подъезжать к Новосибирску. Вдоль железной дороги стали встречаться садовые участки. А когда поезд въехал на окраину Новосибирска, откуда-то появилась пыль. Даже когда проезжали через мост над рекой, эта пыль проникла  неизвестно откуда. Даже во рту начал чувствоваться вкус пыли. А когда показались огромные корпуса каких-то заводов, возле которых поезд проезжал, как нарочно, медленно, на душе у путешественников заскребли кошки. Из высоких и широких труб заводов валил дым, даже на вид казавшийся ядовитым и зловещим.
- Ну и места! У меня такое ощущение, словно сейчас должна взорваться атомная бомба, или должны налететь бомбардировщики, и всё вокруг, и нас, в том числе, должны разбомбить. – горестно и  тяжело проговорил Басыр.
- А я чувствую, словно мы проезжаем через скопление огнедышащих драконов, готовых проглотить всё живое вокруг. Смотри. Даже при ясном небе солнце кажется в какой-то пыле-туманной заволоке. – сказала Алёна.
Дети лежали на своих полках слегка испуганные и приунывшие. Примерно пол часа поезд с остановками  и медленно проехал через полосу заводов. Наконец показались жилые дома и асфальтовые дороги. Ещё не много, и поезд остановился у здания Новосибирского вокзала, похожего на старинный замок рыцарей. По радио сообщили, что стоянка будет один час. Здесь, на вокзале, настроение у людей несколько улучшилось, но смутное чувство тревоги всё ещё присутствовало в атмосфере и в душах людей. Чтобы как-то снять это чувство тревоги Басыр взял с собой сына и пошёл осматривать здание вокзала. Здание вокзала было старинной постройки с очень высокими потолками. Зал на втором этаже был таким высоким, широким и длинным, что три буфета, расположенные вдоль стен, казались игрушечными. В центре зала скамеек нет. Только вдоль стен поставлены отдельные скамейки. В зале находилось человек пятьдесят пассажиров. Но они словно растворились в огромном объёме зала, и зал казался безлюдным. Окна зала были широкие и высокие, под стать размерам самого зала. Стены были выложены из природного камня и, видно, эти камни придавали залу ощущение какой-то тяжёлости, массивности.
- Ну и зал! Как будто здесь великаны должны жить! – удивился Рустам. А когда заметил киоск мороженного, потянул отца к киоску. Мороженное продавалось банановое, ярко-жёлтого цвета в вафельных стаканчиках, похожих на маленькие прямые рожки телёнка. Басыр уже встал в очередь, когда в зале появились Лиля и Алёна. Алёна подошла к Басыру и сказала:
- Не надо мороженного. У детей может ангина начаться. Сам ведь знаешь. Тем более в дороге. Чем их тогда лечить? Перетерпят.
Басыр согласился и, взяв с собой Рустама, пошёл из здания вокала в сторону города. Оказалось, что здание вокзала со второго этажа соединяется с привокзальной площадью мостом в тридцать метров. Ну прямо как рыцарский замок! Площадь привокзальная обширная, метров в триста в диаметре. На той стороне маленькая возвышенность, на которой стоят  многоэтажные жилые дома. Изредка подъезжают автобусы. А так на всей этой асфальтированной земле застыло какое-то безмолвие, на первый взгляд спокойное, но оставляющее в душе ощущение всё той же непонятной тревоги, что было и в поезде. Басыр осмотрелся более внимательно. На тротуаре возле моста стоят киоски, и продавцы мороженного и пирожков. Один из киосков разбит. Возле него, возле тротуара, стоит милицейский мотоцикл «Урал» с коляской. Двое милиционеров разговаривают, стоя возле коляски. Басыр услышал из их разговора, что киоск разбили ночью какие-то люди с Кавказа, которые передрались между собой. Басыр и до этого уже заметил, что здесь много мужчин кавказского типа. А сейчас обратил внимание на людей. Продавцы лотошницы стоят угрюмые, озираясь по сторонам, то и дело, переглядываясь между собой. Кавказцы рыщут туда-сюда, словно что-то потеряли. Пассажиры с поезда выходят на площадь, осматриваются, и сразу поворачивают обратно. Солнце светит очень ярко. Печёт жарой. Воздух какой-то душный, пыльный, хотя на вид пыли не видно. Иногда налетает холодный ветер и несколько облегчает дыхание, в то же время, заставляя появляться гусиным пупырышкам на коже от холода.
- Знаешь, Рустам. Всё-таки природа здесь довольно неприятная. Даже площадь похожа на заколдованное место. Идём в свой вагон. Иначе и от поезда можно отстать. – сказал Басыр, поёживаясь от очередного порыва холодного ветра.
- Правильно, папа! Идём отсюда. Здесь ничего интересного нет. – сказал Рустам и убежал в здание вокзала.
Басыр вошёл в здание вокзала, но сына не заметил. Дочери и жены не видно. Обеспокоенный, он начал обходить буфеты, где среди людей мог затеряться сын. И на самом деле. Рустам стоял у витрины одного из буфетов и разглядывал конфеты. Басыр вытащил сына из толпы очереди и обругал.
- Ты меня испугал своим исчезновением. Больше от меня ни на шаг не отходи. Понял? Здесь потеряться одной секунды достаточно. Место здесь какое-то нездоровое, пугающее. В этом огромном зале и людей-то мало, а я тебя потерял. Словно кто-то глаза затуманил. Идём лучше в вагон.
Басыр взял сына за руку и вышел из зала.
Когда поезд выехал из Новосибирска вдоль полотна железной дороги стали появляться необычные сооружения. Можно было подумать, что там-сям в землю воткнуты короткие железные трубы, не известно для какой цели. Некоторые были повёрнуты в сторону поезда, и тогда казалось, что это стволы пулемётов и пушек торчат из-под земли... Ощущение от этих стволов был скверное. Когда проехали километров десять трубы стали попадаться очень часто, а потом и подряд, через каждые  пять метров. Когда возле некоторых труб стали заметны железные и деревянные  двери, стало ясно, что это погреба. Только не очень было понятно, почему эти погреба находятся так далеко от города. Тем более что рядом нет ни огородов, ни садов, ни сёл. И похожи эти погреба больше на бомбоубежища. Да и места здесь были открытые, с каким-то неприятным видом. Что-то отталкивающее было в этих безлесных полях. Иногда поезд нырял в лес, но и лес в этих местах не вызывал облегчения в душе. Неуютность, тревога, беспокойство шло от земли.
Семья не могла долго наблюдать эти пейзажи. Чтобы отвлечься от смуты в душе взрослые стали читать, а дети играть в карты.
Когда несколько наскучило читать книгу, Басыр присел к детям, которые с азартом старались оставить друг друга в «дураках».
- А вы знаете, что с картами не только в дурака можно играть? Известны очень много игр с картами. Если вы желаете. Я научу вас некоторым из них.
Но тут сразу встрепенулась Алёна. Она отложила книгу и села.
- Что ещё нужно? Дети ещё маленькие. Карты до хорошего не доведут. Глядишь и в деньги начнут играть, а там не далеко и до плохой дороги.
- Правильно, мама. Ненужно. В дурака же играть интересно. – вставил слово Рустам.
- Нет уж ты Рустам опять становишься похожим на шакала. Это, во-первых. А во-вторых, человеку никогда не вредно знать новые игры. Только мозги будут лучше работать. А поворот на плохую дорогу вовсе не зависит только от карт. Если у человека своя голова хорошо работает, то он никогда не оступится.
Ладно. Вас я слушать не стану. Давайте-ка мне карты. Лиля. Дай-ка мне тетрадь и ручку.
- А я не знаю где они, - угрюмо ответила дочь.
- Ты же сидела рисовала. Из вагона наверное не убежали. Поищи, найди и дай мне. Не заставляй ждать.
Лиля нехотя стала искать по нижним сидениям. Не найдя, с сердитым лицом встала по середине комнаты и уставилась на мать, ожидая от неё помощи.
- Лиля! Не будь столбом. Не дразни меня. Смотрите-ка. Стоит мне сказать, что я хочу вас чему-нибудь научить, так вы сразу противитесь. В своё время я старался научить вас татарскому языку. Для этого составил татарско-русский словарь в нескольких тетрадях. Но вы даже одного слова не пожелали выучить. Хорошо ещё, Рустам учится в классе, где преподают башкирский язык. Хотя бы чуть-чуть будет знать…
Не застывай, Лиля. Посмотри в своей постели.
Лиля поднялась на верхнюю полку и через пол минуты протянула карандаш и тетрадь отцу.
- Вот ведь. Сразу нашлось… Вы опять заставили меня вспомнить о татарском языке. Не обижайтесь. Много говорить не буду. Только для того чтобы вас немного просветить, дать немного знаний.
Заметки из мировой истории.


Татары - это ведь только одна из ветвей великого и могучего дерева тюркоязычных народов. К ним относятся угры-мишаре, башкиры, булгары – казанские татары, народы Кавказа и средней Азии, передней Азии… и тюркоязычные народы имеют богатую и древнюю историю. От берегов Тихого океана до Атлантического океана издревле жили, и сейчас продолжают жить тюркоязычные народы. На этой территории жили и угры, финны, славяне, русы. Это в наше время все эти народы имеют такие названия, а тысячу лет тому назад этих имён совсем не было, тем более две тысячи лет назад. Известно, что до Петра Первого в России летоисчисление шло с 5508года до нашей эры, со дня сотворения мира, говорилось, в добавление к этой дате. Мне долго не удавалось понять, что это за точка отсчёта. Оказалось, что в то давнее время нынешние народы Европы жили на Алтае. Объединение племён в войне с Китаем, после долгой борьбы решилось подписать мирный договор. Тогда, после подписания мирного договора,- решили начать новое летоисчисление,- и назвали его,- со дня сотворения мира, то есть,- со дня подписания мирного договора. А этот факт говорит о том, что все европейские народы имеют родство с Алтаем.
 Жаль только, что в школьных учебниках очень мало написано о них. А ведь история тюркских народов,- и всех народов Европы,- уходит далеко в прошлое, богато событиями. Почему-то об этих народах мало исследований, мало материалов в учебниках истории. Наша история ни чем не хуже истории греков, римлян. Одна разница – об истории греков и римлян написано очень много, а об тюркских, угро-финских народах, о происхождении славян и руссов,- очень мало. Наша история сохранилась, наверное, в основном в наших мозгах, да где-нибудь в кладовых музеев и архивах.
Вот вам задача. Займитесь изучением истории татар и тюркоязычных народов. Напишите книги по их истории, напишите учебники для школ по истории тюркоязычных народов. Если бы, повзрослев, вы сделали эту работу, то были бы великими людьми. Ваша жизнь не пропала бы даром. Возможно, вы смогли бы узнать и пути продвижения в Европу других народов, и, в каком родстве они были друг с другом в те далёкие времена, когда ещё не было и Египетских пирамид.

- Папа! Ты же хотел научить нас новой игре в карты. Давай  начинай! – это не выдержал Рустам.
- Вот ведь! Как только начинаю показывать дорогу в будущее, сразу мои слова режете. Ладно. Возможно, когда вырастите, вспомните мои слова. Возможно, останется след от моих слов в ваших головах.
- Басыр! Ты что там чертишь в тетради? – спросила Алёна, которой тоже надоели наставления мужа.

Тысяча – игра.

- Я вас научу играть в «тысячу». А потом, если пожелаете, в «книга» и в «покер».
Когда играют в «тысячу» побеждает тот, кто первым наберёт тысячу очков. Вот и тетрадь с карандашом нужны, чтобы после каждого кона записывать набранные очки. Играют четверо. Карты по очереди раздаёт один из игроков. Он раздаёт карты трём другим игрокам по семь штук,- и в прикуп кладёт три карты, который держит у себя. И ещё. Перед раздачей из колоды убирают шестёрки, семёрки, восьмёрки. И таким образом, играют только двадцать четыре карты. Тот, кто раздаёт должен соблюдать правило раздачи: сдаёт всем троим по одной карте, одну кладёт в прикуп, сдаёт трём игрокам по две карты, одну кладет в прикуп, сдаёт игрокам по три карты, одну кладет в прикуп и сдаёт ещё по одной карте трём игрокам. Прикуп берёт себе и держит не открывая. Если нарушит правило, то ему пишут минус сто двадцать очков.
- Разве не все равно как раздавать? – резко спросила Алёна.
- Ты слушай, не сердись. Это нужно, чтобы игроки не спали, следили друг за другом. Теперь о ценности карт. Туз – это одиннадцать очков, десятка – десять очков, девятка – это ноль очков, король – четыре очка, дама – три очка, валет – два очка.
- А зачем девятка, если она ноль очков? – спросил Рустам.
- По правилу игры, если игроку в руки попадёт три или четыре девятки, и он посчитает, что не сможет набрать очки, тогда он имеет право показать эти девятки и заставить раздавать карты заново. Кроме того, если в прикупе будет две девятки, то тот, кто взял прикуп, имеет право заявить о пересдаче. А в игре козырная девятка берёт все не козырные карты, если нет других козырей. Это вам понятно?
- Да. Понятно, - ответил сын.
- Ты дальше рассказывай. Понятно будет, когда начнём играть, - нетерпеливо сказала Алёна.
- Так вот. За один кон, если забрать себе все карты, то наберётся сто двадцать очков. Кроме того очки можно набирать криком. Кричать…
- Очень сильно нужно кричать? – засмеялся Рустам.
- Нет. Это так называется способ добычи очков. Для этого у тебя в руках должны быть король и дама одной масти. Для того чтобы кричать нужно завоевать право первого хода, то есть начинать кон со взятия взятки, или, взять взятку в последующем ходу. После того, как ты взял взятку, ты делаешь ход с короля или с дамы, и кричишь – заявляешь, что зарабатываешь дополнительные очки. После этого твоя масть становится козырной. Если другой игрок заберёт после этого взятку и у него тоже окажутся в руках король и дама одной масти, то он может тоже кричать, и зарабатывать тоже дополнительные очки. После этого козырь меняется. Козырь становится масть того, кто кричал последним, то есть перекричал первого крикуна.
Теперь о количестве очков по масти для крикунов. Если играет пара король – дама из крестовой масти – кричать нужно сорок очков. При пиковой масти  кричат шестьдесят очков, при бубновой масти кричат восемьдесят очков, при червовой масти кричат сто очков.
Игру начинает тот, кто взял прикуп. Он выбрасывает одну карту. За ним тот, кто сидит за ним по часовой стрелке, за ним третий. Если третий кинет свою карту вперёд второго, то с третьего списывают сто двадцать очков. Итак, все кинули по одной карте. Это называется один ход. В ходу все карты забирает тот, у кого старше карта по масти первого игрока, который начинает ход. Следующий ход начинает тот, кто взял взятку, то есть три карты предыдущего хода. Взять взятку – это значит забрать карты в очередном ходу. Если начинающий ход кинул карту  одной какой-то масти, то другие игроки при наличии у них такой масти должны ходить обязательно такой мастью. Если нет такой масти, то бросают любую карту.
И ещё о начале игры. Перед тем как начать брать взятки, игроки дерутся за прикуп и за право первого хода. Кто возьмёт прикуп, тот и начинает игру в первом ходу. Для взятия прикупа каждый изучает свои возможности и орёт. Орёт – это значит называет сколько очков он обязуется набрать. Первым начинает орать тот, кто сидит рядом с раздававшим по часовой стрелке. Он начинает как минимум со ста очков. Пасовать он не имеет права. Следующий орёт большую цифру, чем орал первый или пасует. За ним орёт третий с правом пасовать. За ним начинает орать по второму кругу первый. На этот раз он тоже имеет право пасовать. Таким образом, прикуп достаётся тому, кто заорет, заявив большее количество очков,- другие пасуют. Таким образом, двое пасуют, а третьему достаётся прикуп.
Если тот, кто взял прикуп не наберёт в кону заявленное количество очков, то эти очки с него списывают на минус.
Тот, кто взял прикуп открывает эти три карты и показывает всем. Количество очков в прикупе записывают раздававшему. Тот, кто взял прикуп, рассматривает свои карты и две из них отдаёт партнёрам, каждому по одному, чтобы  у всех было по восемь карт.
Если игрок, взявший прикуп, наберёт заявленное им при орании количество очков, то они ему записывают в плюс. Если наберёт больше, то всё равно записывается только заявленное количество очков.
Игрок, который наберёт восемьсот очков, считается «сел на бочку». Не зависимо от очереди. Следующий кон его. Он сразу берёт прикуп без оранья. Если в этом кону он наберёт сто двадцать очков или больше, то выиграл. Если он не наберёт этих очков, то с него списываются сто двадцать очков, и игра продолжается.
Вот и всё. Понятно вам?
- Не совсем конечно. Всё в голове перепуталось, - ответила Алёна.
- Ничего, сейчас начнём играть, и всё будет ясно. Ведь говорят, что не выполняя работу, работать не научишься. Поехали. – Басыр взял колоду карт, выкинул из неё лишнее и начал раздавать.
Первую партию закончили играть поздно вечером. Играли даже с перерывом на ужин. Но к концу игры все уже прекрасно разбирались в тонкостях игры и играли с увлечением.


Рецензии