Микрокосм и Макрокосм

"Знай же, что улямы и мудрецы считают человека "малым миром", ибо все, что есть во вселенной, есть и в человеке".
Аджа'иб ад-дунйа.




Согласно эзотерической терминологии, Макрокосм есть вся вселенная, весь окружающий мир, точнее - все проявленное. Под микрокосмом подразумевается человеческое существо с составляющими его компонентами. Соотношение Макрокосма и микрокосма может определяться различным образом.
Во-первых, они могут противополагаться, как это явствует из самих наименований, указывающих на противоположность макро - большого и микро - маленького.
Во-вторых, могут отождествляться, как это принято в магии и астрологии, где ткани и органы человеческого тела отождествляются с частями космоса. Таково, например, мнение Парацельса, говорящего: «Макрокосм и человек - едины».
В-третьих, человек может считаться частью Макрокосма, одной из составляющих его компонент.
Какое из этих соотношений верно?
Однозначно на этот вопрос не ответишь. Все три взгляда имеют право на существование, ибо все три верны в соответствующих аспектах, под которыми мы рассматриваем Макрокосм и микрокосм.
Но следует учесть, что они становятся неверными и могут привести к заблуждению, если применяются к несоответствующим аспектам.
Древнейший, первоначальный аспект соответствует магическому способу мышления, свойственному первобытному человеку.
В глубокой древности мир представлялся единым, а человек не воспринимался как нечто отдельное от мира.
Человек считался существующим изначально или сотворенным одновременно со всем миром.
Мир и человек представлялись неразделимым целым. Древние не знали, где кончается человек, и где начинается мир.
Вселенная древними олицетворялась, то есть представлялась подобием человека, имеющим те же части и органы.
Такой взгляд лежит в основе магических соответствий, согласно которым, к примеру, созвездие Близнецов на небе соответствует правой и левой рукам человеческого тела, а созвездие рыб - соответственно ногам. Солнце мыслилось как правый глаз, Луна - как левый, Юпитер соответствовал печени и так далее.
На системе соответствий основывается магическая медицина (медицинская астрология), а также имитативная магия, при помощи которой человек при помощи соответствующих органов или частей тела пытался воздействовать на природные процессы.
Таким образом, областью применимости принципа тождества или аналогии Макрокосма и микрокосма являются магия и астрология: в этой области данный принцип приносит положительные результаты и поэтому применение его оправдано.
Но мы не смогли бы продвинуться в познании, если бы продолжали придерживаться магического мировоззрения. Активное исследование мира началось с того, что мир был противопоставлен человеку как объект исследования - субъекту. Никакое объективное исследование невозможно, пока субъект на разделен с объектом.
В гносеологическом аспекте мир и человек представляются как  полюса, как противоположности, не предполагающие никакого тождества.
Разделение и противопоставление Макрокосма - микрокосму есть начало логического исследования, начало всякой настоящей науки. При этом происходит отрицание прежнего магического мировоззрения и критический пересмотр теории соответствий.
Макрокосм представляется пассивным объектом исследования, а человек - активным познающим субъектом.
Такой подход характерен для раннего периода развития всякой науки - периода каталогизации и механицизма.
Именно в этот период, продолжавшийся до XIX - начала XX века, принцип противопоставления мира человеку был наиболее востребован. Можно сказать, что областью применимости принципа противопоставления является область традиционного научного исследования.
В результате исследования было установлено, что в действительности человек является по отношению к миру не сторонним и независимым наблюдателем, а неотъемлемой частью, как бы неким органом или атрибутом вселенной, связанным с ней системой взаимных влияний и зависимостей.
Из отрицания принципа противопоставления возникает новое представление о взаимоотношении макро и микрокосма, выражаемое принципом соподчинения.
Человек, согласно этому воззрению, является органической частью вселенной, возникшей на определенном этапе ее развития.
Формированию такого взгляда способствовали исследования анатомии и физиологии человека, открытия законов эволюции, возникновение кибернетики и др.
Дальнейшим развитием этого воззрения стал экологический способ мышления, получивший распространение с конца XX века. Экологическое мышление предполагает учет обратного воздействия на человека тех изменений во внешнем мире, которые вызваны человеческой деятельностью.
Принцип соподчинения является, таким образом, неотъемлемой частью современного научного, социального и даже бытового мироощущения и представляется в настоящее время наиболее оправданным и очевидным. Хотя, следует это отметить, прибегая к магии более целесообразно пользоваться методом тождества (аналогии), а принимаясь за научное исследование - исходить из принципа противоположения объекта субъекту.
Что касается метафизической области, то и здесь все три принципа находят свое применение и здесь также следует различать области их применимости. К примеру, мы можем говорить о безусловном единстве микро- и  Макрокосма, подразумевая их происхождение из единого, в котором они, как и любые противоположности, были слиты воедино.
Мы можем говорить о противоположении микро- и Макрокосма, имея в виду слова Бога, выделившего человека из числа прочих творений и подчинившего ему остальной мир со всеми населяющими его существами. А рассматривая структуру Макрокосма и место в нем человека, следует пользоваться принципом соподчинения. В соответствии с этим принципом человек в мире является тем же, чем мозг является в теле человека: органом мышления.
В самом деле, функцию мышления материя приобретает лишь на последней стадии своего развития, когда из неразумной материи возникает разумное существо. Только разумное существо во всей вселенной обладает способностью выделять (высвобождать) бестелесные и нематериальные объекты - идеи, что и является главной функцией мышления.
В человеческом теле из всей массы вещества только вещество мозга обладает такой способностью. Сам мозг телесен, но производит бестелесное.
Человечество тоже телесно, но способно вырабатывать идеи.
Поэтому очевидно, что оно выполняет во вселенной ту же роль, что и мозг в теле человека.


Рецензии