Таганка. Шпана Таганская. Ножи-ножики
Но мне всегда казалось , что этот безошибочно узнаваемый облик разных районов Москвы, откладывает отпечаток на каждого москвича на всю его жизнь. И , сколько бы не переезжал москвич и не обживал бы разные районы, этот стиль, интонация с которой человек идет по жизни, куда бы его не забросила Судьба –неизменно с ним , как группа крови.
Так я всегда ощущаю в себе ту Таганскость, которую впитала с детства.
Так вспоминая Таганку 60-х и не упомянуть таганскую шпану…всё равно, что выйти на сцену и промолчать весь спектакль.
Тем более что влияние на манеру поведения и одеваться Таганская шпана всегда незримо но очевидно диктовала ; от ношения кепки на макушке и чуть набекрень, чтобы чуб –«чубчик кучерявый» вился на ветру))) до особого шика ношения пиджака- чуть приспущенного с плеч. Плеч, словно откинутых назад и резко выдвинутой вперед шеей , не скованной узлом галстука и демонстративно выдвинутого подбородка молодого человека.
Кстати, выразительное сплевывание не меняя положения головы , а ля нынешний Терминатор -то есть максимально прицельно далеко вперед- это тоже был стиль, неизменный атрибут формирования облика Таганской .
Обе руки , запущенные в карман полы пиджака романтически небрежно драпировали, отбрасывая назад. Замечательными были и типы походки довершающие облик настоящей шпаны- это были целые пластические этюды. То есть осознанное Пластическое повествование о неторопливой изнеженности, с оттенком наигранной порочности и вертлявости.
Все ! Ради того, что бы никто и никогда не перепутал их с передовиками производства! Эти пластические особенности стиля ношения одежды при первом же взгляде на этот типаж Таганской шпаны не оставляю сомнений , что перед Вами гордая, независимая личность, высоко ценящая свою свободу во всех её проявлениях. И это было осознанным вызовом устоям морали тех лет , когда плакаты с надписями «КТО НЕ РАБОТАЕТ , ТОТ НЕ ЕСТ», были столь же обыденны и привычны, как призывы «МОЙТЕ РУКИ ПЕРЕД ЕДОЙ!»
К началу шестидесятых годов, к 61-62-ым годам Стиляги –это яркое явление и подлинно народное течение в искусстве- стали исчезать с улиц Москвы. Появлялись стиляги все реже и реже. Я хорошо помню свое потрясение в пятилетнем возрасте , когда мама вела меня за ручку, а мимо нас проходило несколько мужчин Стиляг. В то время «любимый цвет советского народа был НЕМАРКИЙ»-черно, бурый, тёмно пыльный-цвет толпы горожан , изредка . оживленное клетчатыми в стиле «Турист» рубашками- был нормой. В условиях тотального дефицита , когда и обычные , повседневные вещи невозможно было купить , все нужно было доставать с переплатой и то только по блату. Поэтому появление вызывающе одетых в специально сшитых ярких расцветок пиджаках и разноцветных брюк
Вызывало оторопь прохожих , замирающих на ходу и рассматривающих это не вписывающееся в рамки советской повседневности явление.
-Что это ? Почему они такие? –спросила я маму, в то время художника модельера ОДМО « Кузнецкий Мост».
-Это Стиляги! Они одеваются , как хотят…-ответила мама без тени осуждения, открыто улыбаясь этим ребятам.
Иной раз и среди Таганской шпаны промелькивали то яркие пиджаки, то зеленые брюки или массивные перстни, но в целом Стиль СТИЛЯГИ составлял образ независимой творческой интеллигенции-то есть это стиль морально и интеллектуально сильных людей. А среди шпаны главным авторитетом была сила, во всех ее проявлениях.
Один безусловный атрибут в облике Таганской ШПАНЫ снимал все сомнения причастности или приблатненности. Это особые ножи, которые они носили в карманах, во внутренних карманах пиджаков. Или сзади на пояснице в брюках за ремнем – ну, это уж совсем профи в криминальном мире.
Ножи Таганской шпаны это нечто особое. Это почти поп-арт.
Ручки этих целиком самодельных , тщательно отполированных и заточенных ножей делались из наборного разноцветного пластика .Как прямоугольные бусины , плотно пригнанные друг к другу, они образовывали полосатую разноцветную ручку. Разнообразие сочетаний цвета было бесконечным.
В этой отделке был особый шик и понт. Много изобретательности и артистичности. Но думаю в каких-нибудь архивах милицейских хроник эти ножи описаны гораздо правильнее . А у меня хаотичные воспоминания о таких ножах, культовых , как сейчас говорят предметах, которые подростки и шпана делала , подражая их старшим «кумирам» уже отправившимися в свой путь «кривой дорожки» и изредка между посадками возращавшимися в семью, где они щедро обменивались криминальным опытом.
Поэтому во дворах Таганки эти ножи частенько можно было видеть не только в драматических ситуациях драк с поножовщиной, но и в тихой повседневности Таганских двориков. Этими ножами резали на закуску за «Домино» колбасу; «Любительскую» ,»Докторскую» или «Краковскую». Такими же ножами рядом играли «в города» и их сыновья-подростки.
Словом, там-то я их и видела, как говорится, из песочницы.
И у меня долго хранился такой самодельны нож с разноцветной и полосатой наборной ручкой, пока не потерялся в квартирных переездах.
Этот нож был подарен мне "на память" одним странным угрюмым пареньком из Таганской шпаны, когда мне было лет 8мь. У этого паренька были явно педагогические наклонности.
Правда проявил он их весьма странным образом.
Я уныло плелась домой из 491 школы , что выходила фасадом прямо на шоссе через большой школьный двор.То ли я ушла с уроков раньше, то ли...теперь уже не вспомнить почему, но двор был пустым и шла я одна. Сутуло ковыляя, глядя себе под ноги в задумчивости не замечая ничего вокруг.
продолжение следует...Пока
Свидетельство о публикации №211060901473