Сайменский канал. Прошлое, настоящее и будущее

Рассказать о Сайменском  канале захотелось по одной простой причине - почти  два года  я жила  на два дома и работала совсем рядом с каналом,  часто гуляла по берегам рукотворной реки, любуясь с  высокого моста закатами, встречала  весну, золотую  осень  и первый снег, провожала  взглядом баржи, груженые  лесом, туристический кораблик или  одинокую яхту, и отдыхала душой, смотря на спокойную воду,  в  которой  отражаются деревья и облака.

Но когда пришла  идея изложить  свои  мысли на бумаге, я поняла, что кроме  восторгов о красивых пейзажах, написать мне особо и нечего.

Такое историческое невежество заставило меня прочитать массу  исторических работ,  несколько раз проехать вдоль канала, осмотреть  старые и новые  шлюзы, красивые парки, ухоженные виллы  и  чистые пристани, памятные знаки основателям канала,  своими глазами увидеть Сайменский  канал  во  всем  своем  великолепии, и только после этого «взяться за перо».

О канале написано много. Практически, начиная с тех далеких времен, почти  триста лет назад,  когда только зародилась  сама идея  строительства канала, и когда, наконец, она  стала претворяться  в жизнь,  все цифры и даты, имена проектировщиков, инженеров и строителей и суммы, потраченные на  строительство, были тщательно  задокументированы. Сохранилась масса  старых  фотографий, рисунков и эскизов, написаны исторические работы, рассказы очевидцев, стихи.
Канал воспевали и прославляли  в  своих произведениях художники, поэты и  все,  кто хоть раз путешествовал на пароходике вдоль живописных  скалистых берегов, не  остался равнодушным от обилия  зелени, чистоты,  ухоженности окрестностей канала и огромного труда тысяч простых людей, оставивших о себе память почти на полтора  столетия.

Много экспонатов хранится  в музейном  комплексе возле  пристани и шлюза Мялкия.
Старая  усадьба  ухожена заботливыми руками  хранителей  музея,  красивый  парк цветет и благоухает запахами  сирени, высоко  в небо  тянутся  остроконечные ели. 
Внутри  здания сохранена  старинная  мебель, стены  украшают  портреты  основателей  и  строителей  канала, фотографии и картины.

Музей открывает двери  для  посетителей  с  середины  июня и открыт  все лето.

Тенистый парк  с  вековыми  деревьями  на  берегу  канала- это музей  под открытым  небом.
Там сохранен старый шлюз и новый, Мялкия, построенный после получения  канала  в  аренду, является  самым глубоким.
На высоких  гранитных плитах даты постройки  старого канала и даты  его реконструкции.
В парке несколько исторических памятников основателям канала.
На небольшом  возвышении находится  гранитная арка, где  золотыми буквами на двух  языках  выбиты слова - Николай I в 1845 году начал - Александр II  в 1856 году закончил.

В нескольких метрах от   старого шлюза возле высокой остроконечной  ели и южной туи есть еще один памятник- губернатору Меньшикову, который сказал-каналу быть.

Ближе к новому шлюзу  стоит памятная  стела  с именем  Урхо Кекконена, финского призедента, благодаря которому Сайменский  канал был  получен в аренду на первые пятьдесят лет. Парк носит имя Президента страны.

В  деревне Мустола набережная  канала - излюбленное  место молодежи, возле каждого шлюза есть информация и  историческая  справка с  фотографиями.

Если посмотреть на  карту  страны, то в глаза  бросается  ее голубой цвет - в  стране тысячи озер и  четвертое в Европе по  виличине озеро Саймаа.
И становится вполне  понятно, почему в  те далекие  времена так  нужен  был водный путь,  соединяющий Финляндию  со многими  отдаленными городами  страны, выходом  в Петербург и  дальше, в Финский залив и открытое   море.
Железных дорог в те годы  еще не было, поэтому все перевозки осуществлялись водным  путем. Идея строительства канала зародилась очень давно, но для осуществления ее  в жизнь не было ни денег, ни  техники, ни квалифицированных  рабочих.
И только в 19 веке, благодаря поддержке российского Императора, началась эта  великая  стройка.

Это был  самый прямой  и  короткий водный путь к  морю.
Строительство канала могло дать толчок  для развития торговли, развития деревообрабатывающей промышленности, строительства новых городов и деревень.

Впрочем, так  и  случилось.

Как только проект  канала начал осуществляться, он стал  самой  большой стройкой страны.
Были задействованы тысячи рабочих  со  всех концов страны и ближайших окрестностей, приглашены  специалисты из Швеции, применены новые технологии и  воплощены  самые  смелые инженерные решения.

По берегам канала быстро  росли новые деревни, жизнь  в городах на берегах озер активизировалась, началось интенсивное строительство небольших пароходов, новых лесопилок, стремительно росла торговля,  строились  дома  для обслуживающего персонала и  рабочих канала. Жизнь  вокруг канала закипела на долгие годы и  строительство  начало  быстро себя оправдывать. Как только открылось  судоходство, начал развиваться туризм. Сотни  состоятельных петербуржцев ежедневно посещали чистый озерный  край, по берегам  водоемов  в  красивых местах началось  строительство  санаториев, гостиниц, саун и дач.

Канал, протяженность  которого  составила почти  43 километра, открыл водный  путь  в Выборг, и пока не были построены железные дороги, все грузовые и пассажирские перевозки в Выборг  и  Петербург осуществлялись по Сайменскому каналу.
Устье  канала начиналось  в деревне Лауритсала, которая расположена на берегу Сайменского озера. За  время  строительства деревня разрослась, в ней появились  красивые здания, гостиницы, рестораны для туристов, начала быстро развиваться лесообрабатывающая промышленность.
И даже сейчас, в утопающей   буйной зелени Лауритсала, бережно  сохранены  старые постройки, много красивых вилл и поместий.

Отсюда начинается туристический  маршрут для  велосипедистов- по тенистой дорожке можно проехать вдоль  всего  канала.

Деревня Нуйямаа, как  и многие другие,  была основана  в 1866 году благодаря проложенному   каналу.

Канал проходит совсем рядом в живописных местах и впадает в  озеро Нуйямаа, продолжаясь по отмеченному  фарватеру.
Озеро плавно граничит с Россией и уже отсюда канал проходит  по российской  стороне.
В деревне есть музей, где  собрано много экспонатов, посвященных великой  стройке, и  есть огромный валун,  с высоты которого, по легенде, вели наблюдение за  строительством канала начальники стройки.

Старые снимки показывают, какой интерес вызывало каждое судно, проходившее по  каналу. Возле шлюзов  собирались огромные толпы людей, наблюдавших за пароходами. 
Движение по  каналу было оживленное и весь  канал проходили  за один день.
Возле шлюзов, а их  было 28, собирались очереди пароходов и барж.
Туристические суда  имели преимущество и пропускались  вне очереди,  только  за  день  их проходило около  тридцати.

В годы войны канал был  сильно  поврежден и  в 1944 году по нему прошли последние корабли из Выборга. На долгие  годы судоходство прекратилось. Шлюзы пришли  в негодность, русло обмелело и заросло болотной травой, часть  канала оказалась за границей с Советским  Союзом.

Сразу  после окончания  войны встал  вопрос о дальнейшей эксплуатации  канала.
Финская  сторона несколько раз пыталась начать переговоры  о  судьбе канала, но страна Советов  каждый раз отклоняла их. Впрочем, и  не  все финские политики поддерживали идею  возрождения  канала.

Все же, после нескольких попыток, инициаторами  которых была  финская  сторона,   переговоры закончились положительно.
Договор об аренде был подписан и в 1963 году ратифицирован. Как только это  долгожданное  событие в отношениях двух соседних стран произошло, началось  строительство новых, более широких шлюзов, высоких разводных, железнодорожных и автомобильных  мостов, углубление русла и местами полное обновление канала для прохода  современных кораблей.

Строительство продолжалось около пяти лет  и  в 1968 году по  каналу  снова пошли суда.
Из 28 шлюзов осталось только восемь, три из которых - Мялкия, Мустола  и Соскуа, находятся на финской  стороне и пять на Российской.

По Финляндии проходят  23,3 километра канала  и 19,6 километра находится  на  арендованной земле. Берега  канала,  как и прежде, ухожены и живописны, канал находится в хорошем рабочем  состоянии,  которое поддерживают финские работники.

У канала богатая история и богатое историческое прошлое.
Был он  построен  так  своевременно, быстро и  качественно, что  долгие годы служил  на благо развития страны с полной отдачей.
Новая жизнь канала тоже послужила для  роста  экономики и народного хозяйства.

Есть ли  у  канала будущее? Или надобность в нем уже не так  актуальна, как  сто и пятьдесят лет назад?

В  конце мая  2010 года в городе Лаппеенранта прошел  экономический форум, на  котором премьер- министры двух  соседних  стран подписали договор о продлении  аренды канала, находящегося  на Российской территории,  еще на пятьдесят лет -до 2063 года.

И прошедшее  лето  показало-  канал нужен как  финской,  так  и  российской  стороне. Навигационный  период  прошел интенсивно, часто, как  в былые времена, возле шлюзов  стояли суда, ожидая очереди.

Граждане Финляндии теперь могут любоваться красотой гранитных берегов и творением рук  человеческих без бюрократических препон. Эти одно-двухдневные путешествия  не требуют  визового оформления.

И, по  окончанию повествования, я напишу - проведите выходные дни, путешествуя по Сайменскому  каналу. Уютный туристический  кораблик CARELIA, отправившись ранним утром  от пристани в Лаппеенранта,  пройдет по чистым озерам и рукотворному руслу  среди отвесных гранитных  скал, ухоженных парков, еловых  аллей, дубовых,  кленовых, березовых,  сосновых зарослей, высоких красивых  мостов, отражающихся  в  воде и старых шлюзов, оставленных, как пямять,  для  потомков.
И  вы  сами  убедитесь, почему вся петербургская знать так любила путешествовать по Сайменскому  каналу.

 

09. 2010

Хельсинки.

статья  была напечатана  в журнале "Мозаика" в 2010 году.


Рецензии