Таганка. кино
Мои родители, оба с детства сироты, а значит ни бабушек , ни дедушек мне по судьбе не досталось. И вечно оставить меня не с кем было. Поэтому я часто, в качестве такого довеска, к счастью для родителей довольно бессловесного, бродила с ними по музеям, выставкам, кинотеатрам, поэтическим вечерам. И , как я теперь понимаю, это и была лучшая школа в моей жизни.
Благодаря этому еще в детсадовском возрасте мне посчастливилось посмотреть всю волну незабываемого итальянского неореализма 60-х годов.
Устрашающая вывеска-афиша на стенах кинотеатров той поры : «Детям до 16 вход запрещен» на меня в возрасте от 3-х до 8–ми лет не распространялась.
Потому, что, как известно - «Бабочкам слоны не опасны!»
Мама и отец в те годы были большими любителями кино.
В районе Таганки было два основных кинотеатра, которые мы-то есть наша семья-папа, мама и я – довольно часто посещали.
Это кинотеатр «Зенит» и «Победа»
Кинотеатр «ПОБЕДА» мне особенно нравился своей старинностью, правда -псевдо старинностью. Полукружье на фасаде из круглых амбразурных отверстий придавало зданию облик сказочного дворца из неведомой фантазии-игры . И я всегда была рада, когда родители для похода в кино выбирали фильм , который шел именно в «ПОБЕДЕ».
Помню себя маленькую, стоящую у колонны , ожидая когда папа «достанет билет».
Вот справка из Википедии.
Кинотеатр «ПОБЕДА» был построен в 1957 году по проекту заслуженного архитектора СССР, лауреата Сталинской премии Ивана Владиславовича Жолтовского. Кинотеатр представляет собой отдельно стоящее здание прямоугольной формы, с колоннами по фасаду. В основу проекта взят дворец из г.Виченца архитектора Палладио XVI века и является памятником архитектурного стиля, известного как «сталинский ампир». Первоначально кинотеатр располагал 2-мя залами по 420 мест. Украшением кассового и зрительского фойе служили оригинальные массивные кованые люстры и лепнина (кстати, люстры участвовали в оскароносном фильме Бондарчука «Война и Мир»). В подвале кинотеатра располагался тир
На афише кинотеатра , как на всех афишах кинотеатров по всей стране всегда указывалось «Детям до 16-ти» или « Детский сеанс»- доступный для детей. Мои родители искренно изумлялись возникающим у администраторов , стоящих на входе , чтобы проверять билеты ,попыткам отнести запрет «Детям до шестнадцати» и ко мне.
На это они темпераментно возражали:« Как Вы могли такое подумать о ребенке!!! Да, что за гадость у Вас в голове?! Это невинный ребенок! Да она же ничего не поймет! Она спит во время фильма!»
Конечно, подобный ураган , смел бы и не такие преграды. Но я, привыкшая к этим нелепым попыткам не допустить моих родителей к важнейшему из искусств, с удовольствием им подыгрывала. Благо, что мимика а-ля « унылая, сонная, рожа» – всегда был мой конек.
Но они были не правы в том, что я якобы ничего не пойму. Великая сила искусства действительно велика тем, что сильные сцены фильмов тех лет, тогда совсем новинки, врезались в память еще тогда, задолго до того, как стали хрестоматийными образцами кинематографического искусства. Мы смотрели фильмы тех лет. И это осталось счастливыми воспоминаниями: родители вместе, спорящие о достоинствах фильма так увлечённо, что забывали держать меня за руку. Бывало, что теряли меня по дороге домой, увленно споря или обсуждая только что увиденный фильм.
А спорить и обсуждать кино периода "Хрущевской оттепели" равнодушно - было и невозможно. Ведь любой, даже самый критический, обличающий лицо капитализма фильм - показывая уровень жизни у них , и тотчас обнажал истинное положение нашего уровня жизни. Невольно заставляя сравнивать. Даже одно только отсутствие коммуналок, из которых приходили в кинотеатры зрители этих фильмов , бросалось в глаза уже при первом поверхностном взгляде на экран. Помню моих потрясенных родителей, когда мы втроем вышли после просмотра фильма «Ночи Кабирии».
Мы шли после кино домой, в нашу коммуналку на Верхней Хохловке в №3/33 не далеко от метро ТАГАНСКАЯ.
Этот дом, построенный еще пленными немцами,был двух этажным. Желтый, с кладкой рустом, с фигурными решетками балконов второго этажа. Мы жили на первом этаже.Там вместе с нами жили соседи - очень хорошие люди. Это была семья рабочих. Добрейшая тетя Оля Их дочери, и просто мои ангелы хранители: Люся и Галя. И дядя Вася тоже - милейший был человек, если только не наступали праздники. А уж если наступали....
Так и остался для меня на всю жизнь образ советских праздников; крик выбегающей из квартиры на улицу нашей соседки тети Оли: «Спасите, помогите!» Бегущий за нею с топором в руках пьяный муж. Девочки прибегали, к нам прятаться. Но так он жену ни разу не догнал, сколько ни бегал за нею с топором вокруг дома. Не догонял; ни в праздник Солидарности Трудящихся всех стран-1-го мая, ни в праздник Великой Октябрьской революции.
-"Хорошо, что тетя Оля отлично бегает..."-так я думала в детстве. А теперь понимаю, что это такая любовь была, наверное.
И первое , что сказала моя мама, о гениальном фильме "Ночи Кабирии" так грустно, грустно:
-Посмотри, Саша; даже у таких, как Кабирия и Ванда, у каждой свой дом! Отдельный дом! А ведь они уличные проститутки… Но они не знают , что такое коммуналка!
А ты – литературный редактор в издательстве «Молодая Гвардия», а я художник модельер ОДМО, по 9 авторских моделей в месяц делаю, для наших коллекций
Моды ,..их за границей показывают …А в баню мы ходим по субботам …в нашей коммуналке даже ванны нет…
- Да, брось ты! Будет и у нас отдельная квартира! Подожди! Главное, что картина гениальная! Ведь, правда же? Ритка!!!
«Хорошее кино» крутили там, где удавалось "внедриться" в администрацию кинотеатра и «окопаться» смельчаку-интеллектуалу. Благодаря чему он смог протащить на экран острую вещь . А для конца 59- начала 60-х годов - это было личным подвигом. Во всяком случае – эти смелые кинотеатры были известны московской интеллигенции. И толпились на одни и те же фильмы, одни и те же красивые лица той Москвы. Фильм выбирал зрителя, зритель выбирал фильм-полная взаимность.
Поэтому зачастую, что бы увидеть новое достижение мирового киноискусства ,родителям, волокущим меня за собой, приходилось иной раз ехать в кинотеатр после работы , терпеливо и порой долго стоять в очереди. Кстати, без всякой гарантии, что билетов хватит на всех. Но эта очередь резко и приятно отличалась от магазинной. Это замечала даже я, совсем ребенок. Было в этих очередях что-то «клубное». Где наметанный глаз, моментально узнавал «своих». И элегантность, и легкая ирония должна была росчерком емкой и точеной фразы , определяющей и уровень, и социальный статус тех , кто пошучивал , перебрасываясь фразами в томительном ожидании пока очередь двигалась к заветному окошку, чтобы купить билет . То, что позже и составило тот особый аромат и стиль жизни творческой интеллигенции 60-х годов на равнее со многими аспектами реальности того времени.
Бурлеск Эзопова языка, определяющий позицию и политические взгляды говорящих. В то время и чтение книг, который было не достать, и просмотры фильмов , на которые трудно было попасть ,и походы в театры на спектакли, на которые не возможно было попасть– все это требовало особого собственного усилия, вхождения в определенную среду , тех кого гораздо позже назовут «шестидесятники» и подлинного соответствия ей. То есть - большой работы над собой и сопричастности к интеллектуальной работе того времени. Книги нужно было "доставать" .
"Лишний билетик" в кино , а особенно в театр- нужно было " стрелять". То есть- караулить на подходе и подходить к идущим с билетами , угадывая по их выражению лиц, у кого именно может оказаться лишний билет.
Тем счастливчикам, кому удалось купить в кассе билет или «стрельнуть лишний билетик» у входа, кроме фильма доставалось особое удовольствие дожидаться начала фильма в фойе под потрясающими хрустальными люстрами, на которые я старалась не мигая смотреть так пристально, чтобы всё вокруг начинало таять, и мне было бы легче представить, что я в настоящем , сказочном дворце. Перед началом фильма играл оркестр. Чаще всего вальсы Штрауса. А в кинозале тяжелые складки пурпурно красного занавеса шевелились, потом , словно нехотя , начинали двигаться и занавес раздвигался, чтобы приоткрыть белый экран , на котором начиналось черно-белое и изредка цветное чудодейство-«и жизнь , и слезы, и любовь…»
Вот такое было кино в начале 60-х на моей родной Таганке.
Свидетельство о публикации №211060900202