По воле случая

    Короткий морозный день стремительно угасал. Сумерки. Низкое холодное солнце  окрашивало в багрянец снега, укрывавшие сельскую местность.

На вершине высокого пологого склона остановилась группа старшеклассников, чтобы перевести дух от быстрого бега на лыжах. Круглолицая, краснощёкая, весёлая Наташа, продолжая глубоко дышать, восхищённо воскликнула: «Ёлки-палки! Какой красивый вид отсюда! Я здесь бываю во все времена года, и всегда здесь по-разному прекрасно!» Санная дорога, в глубоком снегу, по которой школьникам предстояло  скатиться вниз, спускалась далеко-далеко, до реки, и сворачивала влево к затерявшемуся на окраине леса  их родному селу Сосновке.

Старшеклассников было пятеро: две девушки и трое  юношей. В спортивных костюмах, они стояли на лыжах, опираясь на палки, и любовались сверху занесённым снегом холмистым, лесным простором.

— Что это?! — испуганно спросила Наташа.

Справа тёмной стеной надвигался мрак, закрывая небо и землю. Вокруг становилось тревожно и ещё холоднее.

— Ребята! Да это — буран! — озабоченно воскликнул Серёжа, самый высокий ростом среди них. — Надо поторопиться, а то помните, как в прошлом году, в пургу доярка прошла мимо фермы, почти сутки блуждала по лесу и чуть живая пришла домой с обмороженными щеками.

Школьники, отталкиваясь палками, легко заскользили вниз. Они запомнили на всю жизнь, что до крайнего дома села оставалось всего метров пятьдесят, как их накрыла непроглядная буря. Холодный ветер валил с ног, проникал под одежду. Видимость сократилась почти до нуля. Перед ними появились высокие сугробы. Дорога исчезла. Снег налипал на лицо и одежду. Старшеклассники боролись с ветром и, наклонившись вперёд, медленно пробивались вперёд. Узкие спортивные лыжи проваливались в рыхлом снегу. Совсем стемнело. Пора  бы прибыть в Сосновку, но они оказались в лесу, заполненным воем ветра. Подростки догадались, что заблудились, что село где-то рядом, и пока не стихнет буря, они не увидят её огней. Их охватил ужас, но  школьники собрались с духом и решили, не торопясь, двигаться, чтобы не замёрзнуть. В потёмках они бродили по лесу, по оврагам. Лыжи цеплялись за валявшиеся под снегом ветки, натыкались на стволы упавших деревьев. Снег так и падал. Ветер неистово завывал. И когда группа устала, еле-еле проталкивала лыжи в глубоком снегу, буря начала стихать. В разрывах чёрных туч замелькали по одной, две звезды. Вдали, за мрачным лесом, в кромешной темноте показался слабый огонёк.

— Ура-а-а! Мы спасены! — обрадовались девушки.

Но ещё долго шли к манящему огоньку. Огонёк терялся из виду, когда они опускались в низину, и появлялся на горизонте, если группа двигалась по возвышенности. Измученные, обессиленные, они вошли в незнакомое поселение. Школьники с трудом добрались по сугробам до единственного дома, в котором светилось окно. Этот огонёк и указал им путь. Серёжа  осторожно постучал в окно. Вышел крупный мужик в валенках и фуфайке. Дети от усталости с трудом объяснили, что они заблудились, полночи шатались по лесу, и им нужно где-то согреться и переночевать. Мужик  непонятными басистыми звуками выразил сострадание,  помог девушкам снять лыжи, завёл группу в сени, отряхнул с них снег и пропустил в избу. В передней комнате было светло, тепло и уютно. У противоположной стены, слева от двери во вторую комнату, полулежала в подушках на кроватях сухонькая старушка, одетая в  ситцевое платье с сине-красными мелкими цветочками. Мужчина, успел снять фуфайку и валенки, подсел к ней и, улыбаясь, представил нежданным гостям:

— Моя любимая бабушка Софья. У неё сегодня замечательный юбилей: исполнилось ровно сто лет. Она страдает бессонницей. В её комнате по ночам постоянно горит свет. — Затем принялся сдержанным басом ласково объяснять ей, что пятеро школьников в метель сбились с пути, бедняжки долго блуждали, ничего не кушали, устали и чудом набрели на наш дом, поэтому спаслись от  жуткой гибели. Вековуха начал разглядывать каждого гостя, вначале быстро скользнёт взглядом от головы до ног, потом пристально на миг всмотрится в глаза. Оглядев всех школьников, пронзительным  голосом запричитала:

— Благодарю  тебя, всемогущий Бог,  за то, что ты за труды мои тяжкие, за верность мою крепкую, не дал погибнуть всем  моим родным в  годы лихие, а на день моего рождения вместо погибших детей прислал другую молодёжь, — старушка вытерла слёзы и мокрым согнутым пальцем показала на Серёжу: — Вот таким, высоким и красивым, был мой старший сын Павлуша. Он  служил командиром Красной армии и погиб  в начале войны. Вот таким был мой другой сын, —  старушка показала пальцем на другого школьника, — он в танке погиб, в Сталинграде. А ещё умерли младшие маленькие внучата от болезней, от голода. Мою старшую дочку, — вековуха указала на Наташу, — Надей звали. Шёл сорок второй год.  Надюша уехала учиться  на бухгалтера. Она обманула меня. Вовсе Надя выучилась не на бухгалтера, а на радистку и приехала на пару дней в военной форме. В феврале сорок третьего года её на самолёте забросили в тыл к немцам, к партизанам на Украину. Там моя ненаглядная воевала, там и погибла, и мы с трудом после войны отыскали её могилу около маленького села…

Школьники родились через десятки лет после окончания второй Мировой войны и о ней много слышали, читали книги, смотрели фильмы, проводили праздничные мероприятия в честь победы над фашистской Германией. Всё было увлекательно и интересно. Но здесь, в глухой лесной деревне, услышав рассказ вековухи, юноши и девушки ощутили смертоносное дыхание войны и стояли потрясённые.

Старушка поплакала немного, успокоилась, заулыбалась мокрыми глазами и сказала:

— Ой, да что я? Не одной мне досталась тяжкая доля, не одна я получала горькие похоронки. Простите меня за минутную слабость. Я ещё сильная. Сегодня у меня день рождения — сто лет. Вы посланы Богом, значит истинно святые гости. Внук Вася обещал мне праздничный обед. Я со всеми поделюсь своим обедом, никого не обижу. Ну-ка, Вася, моих детушек покорми, по комнатам спать уложи, а их одежды положи на печку сушиться.

Вышла из второй комнаты жена Васи, дала гостям сухие одежды, накормила их и уложила девушек спать во второй комнате, а парней — в передней.

Утром Вася сходил в сельскую администрацию и доложил, что заблудившиеся школьники ночевали у него и об этом нужно срочно по телефону сообщить в Сосновку, так как, наверное, их родители от горя сума сходят.

К одиннадцати часам дня приготовили праздничный обед, посреди комнаты составили большой стол. За столом в тесноте разместилась прабабушкина родня. Саму именинницу, одетую в нарядный шерстяной костюм, посадили у торца стола, а неподалёку от неё — школьников, к которым она относилась как к ангелам. Внук Вася, побритый, нарядно одетый, налил взрослым в стопки спиртное и произнёс тост во здравие столетней бабушки Софьи. Взрослые выпили и закусили. Дети покушали. Через некоторое время правнук  попросил прабабушку произнести речь в назидание молодым. Присутствующие восторженно поддержали его просьбу. Ей налили слабого вина. Старуха ответила:

— Какой я могу дать совет молодым? Мой жизненный опыт вам, современным, ни к чему. Я родилась до революции. Меня воспитывали в благочестии. Быть верной царю и отечеству. Я уважала старших, помогала больным и инвалидам, любила мужа и детей. И в школе училась хорошо. До сих пор помню молитвы и стихи, которые учила в детстве, — и она выразительно рассказала стихотворение: —

После грома, после бури,

После тяжких, мрачных дней

Прояснился свод лазури,

Сердцу стало веселей.

Но на долго ль? Вот над морем

Тучи новые бегут…

Солнце с тучей, радость с горем

Неразлучно, знать, живут!

Кто назовёт автора этого замечательного стихотворения? В каком веке он жил? Э-э-э, не знаете! А я хорошо помню: Алексей Николаевич Плещеев, 19 век. И в уме я хорошо считаю. — Вековуха замолчала, вспоминая свою жизнь. Сидевшие за столом были приятно удивлены её ясным умом и крепкой памятью. Софья, что-то вспомнив, заговорила: — В канун революции я вышла замуж. После революции наступила новая жизнь, пришли к власти другие. Всякая хорошая власть от Бога. Я стала честно трудиться при социализме. У меня было пятеро детей. Грянула Отечественная война. Много людей погибало ежечасно. Под конец войны меня поставили председателем лесхоза. Моё хозяйство было лучшим в области. Нам присваивали Красное Знамя. Я со знаменем возвращалась в село, — старушка двумя маленькими ручонками изобразила, как держала древко знамени и напористо продолжала рассказывать: — Мы, наше поколение, победили во всех войнах, построили много заводов, городов. В Советском Союзе были самая сильная в мире армия, самые лучшие  наука, образование, спорт, космические корабли. И вот наше поколение состарилось. Теперь ваша очередь своим трудом создавать могущество нашего государства. Я желаю вам здоровья, счастья, чтобы в каждой семье были любовь и согласие и чтобы, когда  состаритесь, вы имели право гордиться своей страной.

За покрытыми изморозью окнами раздались требовательные сигналы автомобилей. За школьниками приехали родители.


Рецензии
Мудрый рассказ! Талантливый автор!
Спасибо за душу живую!
С самыми добрыми пожеланиями
здоровья и
Божьих благословений на долгие годы!
Наталья

Натали Соколовская   13.03.2024 12:11     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Наталья! Извините за долгий ответ. ОГРОМНОЕ СПАСИБО за Вашу щедрую доброту. Счастья Вам, здоровья и радости.
С глубоким уважением, Леонид Аронов

Леонид Аронов   18.03.2024 17:26   Заявить о нарушении