Донецк. Прощание с Украиной. Ч. VI
Сначала выскажу несколько общих соображений по тогдашнему городу.
Как и чем туда можно добираться (в первую нашу командировку) было не совсем ясно, самолёты летали, но кто жил в Союзную пору, конечно, помнит, что при громадном парке самолетов Аэрофлота взять билет в любое время года было проблематичным, ну а уж летом – практически невозможным.
Наша первая командировка, повторюсь, произошла ранним летом 1974-1975 года.
Поехали мы с нашим тяжеленным прибором сначала до славного города Ростова на Дону – ходил когда-то лет пятьдесят назад поезд Саратов-Ростов, теперь, в пору всеобщей «оптимизации», из нашего города исчезли ВСЕ местные поезда. И на малую свою родину – заволжский городок Ершов, я теперь могу съездить только автотранспортом или дизель- поездом.
Да, в теме прощания с Украиной всё отчетливее стала входить общая тема «Прощания с Союзом». Но здесь ничего нельзя поделать, эти темы неразрывны.
Пересев на какой-то пассажирской поезд, идущий до Донецка, мы прибыли туда в ночь с субботы на воскресение. И это время прибытия, выбранное специально по времени, оказалось правильным.
Теперь представьте глухую ночь с субботы на воскресение, когда мы прибыли в совершенно незнакомый город – тогда Интернета с картами не было. Да ещё с тяжёлым пятнадцатикилограммовым опытным образцом, который действительно оказался «опытным», так, как после консультаций и замечаний ВНИИВЭ, переделка его в «рабочее» состояние оказалась невозможна.
Такси, и вот мы едем в неизвестность, до ближайшей гостиницы, которой, по воле судьбы, оказалась гостиницей «Дружба», ставшая на долгие годы последующих приездов нашим основным домом. Средняя по тем временам гостиница, номер на двоих с раковиной и горячей и холодной водой стоил меньше 3 рублей в сутки, а нам выделялось, по-моему, такая же сумма на жилье.
Как ни странно, нас сразу же поселили до понедельника. Ну что же, «доживём до понедельника» хотя бы. Как потом оказалось, эта приписка была сделана администрацией на всякий случай, если же кто-то заедет по брони, нас выселят.
Но иногда нас действительно выселяли или переводили, причём не всегда в худшие апартаменты, однажды зимой перевели даже в двухкомнатный люкс над входом, с окнами и огромной лоджией, откуда отчаянно дуло. Температура в номере не поднималась выше +15 градусов.
Пришлось тяжёлые железные кровати перетащить в более теплый зал, сбегать в ближайший магазин с электротоварами и купить за 22 копейки спираль, мощностью в киловатт, которая после укорочения на треть, выдавала все полтора. Её я подключил к сети, используя отрезанный провод от репродуктора – голь на выдумки хитра, и свесил её со столешницы, закрепив концы провода толстой книгой и графиной с водой - массивными предметами.
В дальнейшем я разработал для таких случаев специальную складную сборно-разборную конструкцию, состоящую из керамического патрона с питающим кабелем, нагревательного элемента от рефлектора, перемотанного толстым нихромовым проводом, так, что его мощность возросла до 2 киловатт. Скрученного в цилиндр в транспортном состоянии отражателя из блестящей фольги из нержавеющей стали, и установочного треножника, который состоял из жесткой проволоки с кольцом и тремя ножками.
Ножки которого тоже легко можно было сгибать при поездке. Всё это не занимало много места в дорожной сумке, весило грамм триста и на месте легко собиралось зажатием разъемным винтовым патроном кольца треножника и развёрнутого отражателя, с отверстием под патрон в середине.
Я даже пытался опубликовать эту конструкцию с чертежами и описанием в журнале "Изобретатель и рационализатор", но мне ее "зарубили" под предлогом пожарной опасности такого нагревателя. Это правда, но простая открытая висящая спираль ещё более опасна.
Мудрый читатель может подумать: «А для чего нужны такие подробности?». Эти, казалось бы несущественные подробности быта тоже характеризуют то «базовое» время. Ведь жизнь сейчас совсем другая. Ту же самую блестящую, хорошо отражающую тепло фольгу из нержавеющей стали теперь не найдешь в моем НИИ, где я тогда работал
А спираль из нихрома теперь в продаже не найдешь, а если и найдешь на барахолке, то она будет стоить сотни рублей – это ведь цветной металл, которой подорожал (в сравнительных ценах), во много раз.
Продолжение следует - http://www.proza.ru/2011/06/16/856 На фото гостиница "Дружба".
Фото из интернета.
Свидетельство о публикации №211061001047
Сюжетам повествований больше бы подошло название "Ностальгия по прошлой жизни на Украине".
Вы с подробностями описываете жизнь на Донбассе, которая очень похожа и на жизнь в Киеве.
В Киеве мне приходилась бывать очень часто - там 6 лет учился сын в институте гражданской авиации, да и по работе не раз приходилось бывать в командировках.
Жизнь в Киеве меня уже тогда поражала изобилием товаров и продовольствия. Один в один с Вашими рассказами о Донецке.
Это было сравнимо лишь с Москвой и Питером, куда тоже частенько ездила в командировки..
А вот на периферии, даже в нашем благодатном Краснодарском крае такого изобилия не было. Многое приходилось привозить из столиц, в том числе и из Киева. И на всё денег хватало.
Так что ностальгия иногда захлёстывает, особенно по тем ценам, что были раньше.
Нынче- то всего полно по всей России, да цены такие "кусачие", что подойдёшь - посмотришь, повернёшься и с ностальгией вспомнишь прошлые времена.
Людмила Калачева 12.11.2024 07:18 Заявить о нарушении
Согласен, что я с подробностями описываю жизнь на Донбассе, которая очень похожа и на жизнь в Киеве.
С интересом прочитал, как Вы жили в Киеве.
С неменьшим интересом прочитал о том, как на периферии, даже в нашем благодатном Краснодарском крае, такого изобилия не было; ногое приходилось привозить из столиц, в том числе и из Киева - на всё денег хватало.
Да и меня ностальгия иногда захлёстывает, особенно по тем ценам, что были раньше.
Поэтому и пишу эти рассказы.
Правильно Вы написали - «Нынче-то всего полно по всей России, да цены такие "кусачие", что подойдёшь - посмотришь, повернёшься и с ностальгией вспомнишь прошлые времена.».
Благодарю за рецензию.
Федоров Александр Георгиевич 12.11.2024 12:33 Заявить о нарушении