Бабье лето в Белоруссии

      Крючкова Евгения



Был в советское времяу продвинутой молодежи полулегальный способ заработать деньги. 
А заключался он в том, что с фотокарточек разных размеров, делались так называемые «лурики»! Это увеличенные во много раз фотокарточки, раскрашенные в разные цвета и художественно оформленные. Мужчинам приделывали шикарные костюмы с красочными галстуками, а женщин одевали в роскошные платья! Но случались конфузы, и к головам мужчин  приделывали платья, а женщин одевали в костюмы. Многие фото лаборатории пыхтели над этими луриками. И получался очень приличный заработок. Целые бригады батраков, так называли сборщиков фото, во главе со своим  хозяином, бороздили нашу
необъятную советскую Родину, от Калининграда до Находки. Вся страна была
разделена на сферы влияния. Привстречи эти бригады иногда вступали  в рукопашный бой за право собрать фотокарточки в маленькой деревеньке или провинциальном городке. Во многих
домиках, были целые картинные галереи из этих луриков. Папы, мамы, дяди и тети,
сыновья и дочери, внуки и правнуки, радостно смотрели приукрашенные, со стен
нищих домишек, но хозяева все равно не скупились. Они совали фотки со своими
любимцами и старательно доставали адреса. Батрак все это записывал в тетрадочку
и вместе с фотографиями отдавал хозяину. После того, как лурики были готовы,
хозяин делал «кидку». Он по записанным адресам развозил свою продукцию и
собирал за нее деньги. Лурики  стояли по тем  временам довольно дорого, от десяти
до пятнадцати рублей.  Эта десятка делилась между батраком и лабораторией, но львиную долю забирал хозяин!!!
Случалось, что на момент кидки, у заказавшего лурик не было денег, и тогда
самое ценное в доме перекочевывало в карман хозяина! Я была свидетелем, как
роскошное коралловое, (скорее всего старинное ожерелье в четыре ряда), пошло на
уплату лурика. Да народ не скупился!



Путешествие, которое я хочу описать, было подарено самой
судьбой. Это было начало октября 1978 года. Началось самое настоящее бабье
лето. Я временно оказалась без работы. И когда моя близкая приятельница,
предложила мне поездку в Белоруссию на сбор фотографий для луриков, я, не
задумываясь ни на минуту, согласилась. Нас было четверо. Муж моей подруги по
кличке – Доктор. Это прозвище за ним закрепилось потому, что его выкинули за неуспеваемость с третьего курса медицинского института. И он тоже был без дела. Его хозяином
был некто - Марик.  А я была батраком у Вандика. Не знаю, имя это было его или фамилия, но меня это мало интересовало. Судьба давала возможность побывать в Беларуси, а заодно подправить свое материальное положение. Поезд Харьков – Гомель мчал нас вперед в мир приключений. Когда не знаешь, что тебя ожидает, все рисуется в розовых тонах. Мы были молоды, полны сил и жаждали перемен.


Белоруссия встретила нас, чудесной, солнечной погодой. Осень
позолотила кроны деревьев, но все равно днем было еще очень тепло. Мы все
отправились в плащах, захватив с собой по теплому свитеру.


Сейчас Белоруссия, почти экзотическая страна. Попасть туда
практически невозможно. Во времена те, которые я описываю это была всего лишь
одна из союзных республик.


 Вот мы в Гомеле.
Хозяева решают поработать в одном из спальных районов. Сразу хочу сказать о белорусах.
Это удивительный народ. Они добрые и доверчивые как дети. Для нас жителей
восточной Украины, это было более чем странно. Мы давно отвыкли от
гостеприимства и расположенности. А они открыто смотрели в глаза и были очень
приветливы.


И так работа началась.


Страсть к лурикам в Белоруссии была в разгаре. Я натыкалась
на целые картинные галереи. В одном из домов хозяйка подвела меня к стене и с
гордостью сообщила, что верхний ряд луриков – это работа киевлян, второй ряд –
москвичи, третий ряд – это ленинградцы, а теперь у нее будут работы и
харьковчан.  Я помню, она дала целых пять
фотокарточек, хотя по тем временам – это было очень дорого.


Работа в Гомеле не ладилась. Днем большинство народа занято,
почти все двери были закрыты, а вечером усталые и голодные, они не очень-то шли
на контакт.
Путешествие продолжается, только теперь по маленьким
городкам вокруг Гомеля и деревушкам. Названия этих поселков я позабыла:
Витебск, Калинковичи, Мозырь и другие.
В Мозыре, мы обедали в католическом костеле. Тогда это было
обычное дело. Костел был переделан в ресторан, и днем там были комплексные
обеды. По-видимому, ресторан носил какое-то охотничье название. Стены были
украшены чучелами подстреленных зверей. Голова лося с огромными рогами. Медведь
на  пьедестале там, где был алтарь. Все
смешалось: лики святых, птицы на жердочках и чучела. На окнах были витражи, и
разноцветные зайчики двигались за солнцем. Акустика была фантастическая.
Малейший звук, мгновенно разносился по всему залу. Поразительно, но Белоруссия
снабжалась как-то лучше,  в магазинах
было полно импорта. По–видимому у продавцов не было дурной привычки прятать
товар, превращая его в дефицит.

У меня работа ладилась, Женщинам, как–то больше доверяют. Им
охотно открывают двери и быстрее идут на контакт. Я собирала фотокарточек
больше, чем мои напарники. Но были и кое, какие проблемы. Можно было нарваться
на квартиру  милиционера или, что еще
лучше на конспиративную квартиру. На этот случай я носила паспорт в кармане и
готова его предъявить в любую минуту.


Перед началом работы вообще, мой хозяин предупредил, если сразу
будут совать деньги, то их, ни в коем случае не брать! Тогда в советском
кодексе была статья: «Вымогательство денег у населения» и за неосторожность
можно было поплатиться. Другое дело, когда ты отдаешь уже готовый лурик и
получаешь за   него деньги, это уже купля
– продажа. Отрабатывая подъезд одного из домов, я оказалась в странной
квартире. Открыл мне мужчина средних лет, одетый как-то не по-домашнему. Сразу
бросилась в глаза штора, отцепившаяся от багета и прибитая к окну просто
гвоздями. Все это  показалось  мне странно. Да и хозяин квартиры попросил у
меня паспорт, ссылаясь на то, что сейчас ходит много разного народу и вот так
просто он не может доверять. Я молча вытащила паспорт и отдала его ему. Влипла,
– пронеслась мысль в голове. Положив паспорт к себе в карман, он улыбнулся,
заметив мое беспокойство. – Сейчас придут остальные! – Сказал он мне, продолжая
улыбаться. Очевидно, он был знаком с работой сборщиков фотографий. Минут через
пять в дверь позвонили, это был Вандик, а за ним зашел Доктор.


- Ну, вот теперь все в сборе и я могу вам прочесть маленькую
лекцию. У вас в запасе два часа. Чтобы вечером вас уже не было в городе. Завтра
если вас поймаю, будут большие неприятности.
Отдав мне, паспорт и все, также продолжая улыбаться, он
вежливо провел нас к двери.
Выйдя из этой хаты, мы почувствовали, что все взмокли и
мысленно перекрестились. Ну, что же всякое случается!

Продолжаем путешествие дальше!!!


Белоруссия не переставала меня удивлять. Заходишь в дом, а
там праздник. Провожают в армию, или просто празднуют день рождения,
обязательно затянут за стол. Накормят, напоят, нальют рюмку! Гостеприимству нет
предела. С тех пор прошло 30-ть лет, вспоминая подробности, я иногда, смеюсь.
Сейчас это смешно, но тогда это было почти трагично. Вот какой случай произошел
с моим хозяином. Отправляясь в путешествие, он надел роскошную норковую шапку.
Он был слегка лысоват и побаивался холода, утеплился. Она была абсолютно новая.
Темно – коричневый мех переливался на свету и был ему к лицу. Ну что же
наступило время сделать авторскую ремарку. Все бы ничего, но истинная проблема
у охотников за луриками заключалась в поисках обычного туалета. Да, как это не
смешно, но эта проблема иногда была неразрешима. Судите сами. По маленькой
нужде, еще можно пристроиться в каких  ни
будь кустиках или за углом дома, хотя для женщины и это трудно. Но, простите,
по большой нужде это уже караул… Я просилась в квартирах, в которых собирала
фотки. Но не все пускали охотно. Но вернемся к моему хозяину. По-видимому, его
припекло так, что, забравшись на самую верхотуру высотного дома, он уютно
устроился возле мусоропровода. Так бы, может все и обошлось, но недремлющее око
одного из жителей подъезда проследило за стремительно поднимающимся
незнакомцем. На самом интересном месте следопыт сорвал шапку с головы Вандика и
быстро помчался в свою квартиру. Но наш герой все-таки успел увидеть ее номер.
Доктор, Марик и я покатывались со смеху, Вандику было не до того! Надев
обручальное кольцо на правую руку, я позвонила в квартиру обидчика. Представившись
женой, я долго и сбивчиво объясняла, что мой муж слегка придурковат. Совала
двадцать рублей, а это были большие деньги, и даже пустила послушную слезу.
Шапку удалось забрать. И сейчас, хочу заметить в этом плане почти ничего, не
изменилось. Найти туалет, особенно в спальном районе практически невозможно.


Решая проблемы по – мере поступления, мы потихоньку
передвигались по городам спутникам Гомеля и Минска. Благо в те времена
железнодорожный транспорт, я имею в виду электрички, был совершенно бесплатным.


Октябрь подходил к концу, то же самое можно сказать и о
деньгах у наших хозяев. Погода начинала портиться, да и естественная устлалась
от постоянного хождения по улицам и по этажам домов сказывалась на нашем
внешнем виде. В Бобруйске я уснула прямо на вокзале, растянувшись на лавочке.
Дежурный милиционер, проверив документы, быстро устроил нас на проходящую
электричку, избавив себя и нас от проблем.


Едем в Минск! Столица Белоруссии встретила нас небольшим
дождем.  Для нас жителей восточной
Украины Минск показался настоящим западноевропейским городом. Широкие
проспекты, пересеченные под прямым углом, красивыми, зелеными улицами, радовали
глаз. Многоэтажные дома, первые этажи которых, были сплошь магазины с
зеркальными витринами. Прилавки забиты импортом, было ясно видно, что здесь
почти не воруют. Пишу почти, потому, что точно не знаю. Но, по – сравнению с
нашим Харьковом – Минск мне казался Раем. Кстати о Харькове. Центр этого города
скорее напоминает деревню. Маленькие, узенькие улочки, словно грязные весенние ручейки,
стекались к Благовещенскому рынку. Купеческие двух этажные домики, с
маленькими, подслеповатыми окошками, засыпанными пылью и грязью с тоской
смотрели в мир. Они были очень старые, еще с позапрошлого века. И названия у
них были такие же старинные: Гончарная, Слесарная, Котлова и т.д. Воспоминания
о центре родного города еще больше подчеркивала красоту Минска.


Хозяева решают поработать в спальных районах. Но, критически
осмотрев друг друга, мы единогласно решаем возвращаться домой. К концу нашего
путешествия мы стали походи скорее на «бомжей», чем на респектабельных жителей
столицы Белоруссии.


Решение принято!


Любимое занятие хозяев команд батраков, чтение на вокзалах
расписаний поездов и рассматривание карты республики. Двадцать минут
сосредоточенной работы и вот уже найден, проходящий через Минск какой-то
затертый поезд, шедший куда-то далеко на восток. Он проходил через Харьков и
билеты на плацкарт куплены. Мы не плохо поработали и полюбовались красотой этой
республики. Что же прощай Белоруссия, я тебя больше никогда не увижу!


Рецензии