А зори здесь лживые

«…А зори здесь лживые».

Не политкорректное.

Трудно найти в бывшем Советском Союзе человека, который бы не знал, о повести Бориса Васильева «…А зори здесь тихие» или хотя бы раз в жизни не посмотрел одноименный фильм. (Говорю за тех, кто помнит СССР, за молодое поколение не ручаюсь). Хорошая повесть, замечательный фильм, блистательные актеры, великолепная игра. Никого не оставят равнодушным жизнь и смерть героев. И не одно поколение зрителей рыдало, глядя на экран, остро переживая гибель совсем юных девушек. Но, читая повесть, смотря фильм, многие ли задумывались о том, о чем они читают и что они смотрят?

Не знаю, не знаю…

Начинается повесть очень просто: на глухой разъезд где-то в Карелии, между линией фронта и Беломоро-Балтийским каналом присылают подразделение девушек зенитчиц. Именно девушек по той простой причине, что мужчины на тихом разъезде далеко от линии фронта в окружении одиноких баб рано или поздно неизбежно спиваются. Из всего мужского населения разъезда сей пагубной привычки, сумел избежать один лишь комендант старшина Васков. Причина стойкости старшины Васкова не объясняется, так же не объясняется то почему в конце весны 42-го года, когда начиналась грандиозная битва на юге, в глуши, в окружении женщин сидит крепкий здоровый мужик и, по сути, ни черта не делает. Не инвалид, не калека, а вроде бы даже бывалый солдат, если верить его собственный словам, участник финской компании. Вроде бы он ранен, но на раненного не очень, то похож. Особенно в тех эпизодах книги и фильма когда бегает по лесам с пистолетом.

Ну да ладно чего только в жизни не бывает. Идем дальше. Вскоре по ходу действия, одна из зенитчиц, младший сержант Осянина в лесу рано утром обнаруживает двух немецких парашютистов и немедленно докладывает об этом старшине Васкову. И вот тут-то и начинаются настоящие чудеса. Бравый старшина Васков докладывает по телефону вышестоящему начальству о замеченных в лесу немцах и сразу же с леса в карьер выражает намерение отправиться с пятью зенитчицами в лес и ликвидировать немецкий диверсионный отряд в количестве двух человек, давая тем самым понять, что мозгов у него, у старшины нет совершенно. Что он или всегда был законченным кретином или вконец отупел от сытого спокойного житья под бабьей юбкой. Если бы у него были мозги, он мог бы сообразить, что диверсионных отрядов в количестве двух человек не бывает, человек пять минимум, что помимо двух замеченных парашютистов в лесах скрываются еще немцы. Но даже если предположить что немцы были такими идиотами что послали на серьезное задание глубоко в тыл двух человек, то план Васкова по обезвреживанию группы все равно выглядит полным абсурдом. Ладно бы он решил их просто убить, так нет же бравый старшина решает захватить одного немца живым и при этом нахально заявляется, что схватки с немцем один на один Васков не боялся. Возможно, с окопными немцами он действительно мог потягаться на равных, (но вроде бы старшина раненый, или нет?) но не будем забывать, что те немцы, что шли по лесу, и которых собирался обезвреживать старшина, не были простыми окопными немцами. Ни в повести, ни в фильме не говориться, кем были немцы заброшенный в тыл, известно только то, что выполняли они приказ «Абвера». Но можно предположить, что на столь ответственное задание не послали бы кого попало, а настоящих профессионалов, мастеров своего дела, вполне возможно из элитной дивизии «Герман Геринг» или, же из не менее элитного полка «Бранденбург-800». И вот таких немцев, матерых, откормленных немцев образца 42-го года, спецназовцев (назовем их так) что, шутя, ломали взрослому мужику шею ударом ладони, и собрался брать в плен старшина Васков.

Для сравнения приведу пример: поставьте рядом современного прапорщика пусть и бывалого и хорошо обученного десантника из разведроты и представьте, как долго прапор смог бы сопротивляться десантнику. Представили? Вот и хорошо. И думаю, вы согласились бы с тем, что будь у старшины Васкова мозги, а не кисель он бы просто доложил начальству о немцах и сидел бы тихо и смирно, предоставив профессионалам возможность заниматься своим делом. Что кстати в реальности и произошло, диверсантов шедших взрывать железную дорогу на Мурманск уничтожили настоящие профессионалы, волкодавы наподобие Таманцева из книги Богомолова «В августе 44-го…».

Но, то было в реальности, которая мало кого интересует, в книге же, да и в фильме тоже придурковатый старшина Васков, не моргнув глазом, потащил за собой в лес ловить матерых диверсантов пятерых девушек, совсем еще девочек, из которых только одна сержант Осянина жена погибшего пограничника кое-что смыслила в военном деле, остальные, же четверо даже стрелять толком не умели, не говоря уже о таком элементарном занятии как наматывание портянок. И вот с таким воинством старшина Васков на полном серьезе собрался ликвидировать немецких спецназовцев… И из этого можно сделать вывод, что бравый старшина не только дурак, но и подонок, потащивший на верную смерть пятерых девчонок. И никакие слезливые плачи насчет ниточки и ножа над трупом убитой девушки, никакие вопли насчет пятерых девочек и уж тем более мелодраматическая установка покаянной плиты много лет спустя никак не оправдывают этого придурковатого мерзавца.

В дальнейшем выясняется, что старшина Васков вдобавок ко всему еще и отпетый лжец. И вот почему. Немалое место в почести и фильме занимает болото, то самое непроходимое болото, через которое совершили марш-бросок зенитчицы во главе с Васковым, что бы опередить немцев и в котором утонула несчастная Лиза Бричкина спешившая за помощью. (Кстати вот еще пример полного кретинизма старшины Васкова, послать через непроходимое болото девушку, шедшую через это болото впервые в жизни мог, только, полный идиот или мерзавец). Но это подлость бравого старшины, а ложь заключается в следующем, по его рассказам выходит, что тропу через совершенно непроходимое болото он в финскую компанию разведал. Но финская компания, если мне не изменяет память, была зимой в лютые северные морозы, а болота, пусть даже и непроходимые, в сильные морозы имеют привычку замерзать и разведать тропу в таких условиях не представляется возможным. И получается, что или болото было уникальным, с подогревом, или Васков участвовал в какой-нибудь иной финской компании, летом, устроенной специально для бравого старшины. Или же что более вероятно, вся эта история, описанная в повести является плодом горячечного воображения старшины Васкова.

Потому что дальше начинается откровенная брехня, не выдерживающая никакой критики. Нет, конечно, приятно читать о том, как простой старшина и совсем юные девочки разгромили шестнадцать немецких диверсантов, но вот, только не могло быть этого в реальности никак не могло. Шестнадцать немецких парашютистов-диверсантов 42-го это не шестнадцать сопляков из «гитлерюгенда» 45-го, которые только и могли, что красиво и глупо погибнуть. Это были матерые мужики, покорившие всю Европу и чуть было не взявшие Москву, на обучение и подготовку которых, государство затратило немало времени и немалые средства. И стали бы они гоняться по лесам за несчастными девчонками и придурковатым старшиной, не этому их учили и не для этого забросили в карельские леса. Натолкнувшись на подобное препятствие, они или обошли его, что более вероятно, или бы просто прошли сквозь него. Потому что, увы, зенитчицы, как ни силен был дух этих девушек, не ровня спецназовцам, и они ничего не могли бы противопоставить этим громилам, даже если б под ногами не путался кретин в звании старшины, которого в настоящей драке с немецким спецназовцем один на один прикончили бы через полминуты…

…И не стали бы эти холеные немцы так позорно капитулировать перед старшиной с пустышкой вместо боевой гранаты. Уверен миллионы читателей и зрителей с упоением читали и смотрели ту сцену, когда раненый Васков без оружия вяжет немцев и конвоирует их к нашим. Ай да Васков ай да сукин сын, семерых одним махом побивахом! Орел, хоть и идиот! И приятно читать про фашистские тупые мозги, про то, как они легли мордами в пол и связали друг друга… Приятно, но… давайте уважать наших врагов кем бы они ни были. Почти семь десятилетий назад на нашу страну напал сильный, страшный, умелый и чертовски умный враг, сокрушить которого стоило нашему народу неимоверных жертв. И не стоить умиляться сценам, когда мы глупых фрицев шапками… ох простите, пустыми гранатами закидали, а они лапки вверх и подняли. Еще раз повторюсь, у нас был умный, хитрый и жестокий враг и принижать его это неуважение хотя бы к тем многим тысячам девочек, что в реальности полегли в борьбе с этим врагом.

И вы как знаете, но мне, так и представляется сценка, что где-то в шестидесятых какая-нибудь тыловая крыса, не нюхавшая пороху, а всю войну просидевшая тылу, но умудрившаяся пролезть в ветераны сидит и травит страшные байки. А рядом сидит поганый интеллигент-писака уже твердо уверовавший в то усатый монстр в войну только и делал, что мешал воевать, а заградотряды лупили из пулеметов, но всему что движется и записывает, записывает, записывает... что бы однажды выдать всю эту брехню за самые что ни на есть правдивые воспоминания о войне. Потом этот писака будет блеять о несчастной интеллигенции, перед которой так виноват русский народ, будет рассказывать еще более страшные истории о великой войне, а под конец восторженно прогнется перед еще большим мерзавцем, чем он сам (если кто не в курсе я имею в виду Резуна-Суворова). И после всего этого уже не кажется странным что поколение, влюбившееся в повесть «…А зори здесь тихие» спустя двадцать лет предало свою страну.

И еще. Не сомневаюсь что многие тысячи сердобольных читателей и зрителей (в первую очередь зрителей) еще долго будут ронять искренние слезы, оплакивая несчастную судьбу героев повести и фильма совершенно не задумываясь о том, что это все это брехня, наглая бессовестная брехня густо приправленная развесистой клюквой. Но все ж таки давно уже пора понять что лживые «…А зори здесь тихие» это первая ступень к поганому «Штрафбату».


Рецензии