Белорусский апологет неоромантизма. Арт-критика
(о Кирилле Мельнике)
Работы этого художника ассоциируют зрителя с иллюзорным и одновременно реалистическим мирами: Прошлого, которого никогда не было, и иллюзорного, неосязаемого мира Настоящего.
Сновидение – вот, пожалуй, то слово, что могло бы охарактеризовать среду его работ. Сновидение... Это и изображенные на полотне залитые солнцем пышные кроны деревьев, и грозная подлодка времен Второй мировой войны, и покоящиеся руины заброшенного готического храма...
Исповедуя традиционный вид изобразительного искусства – живопись маслом, художник идет в ногу с культурой современной... современной эпохе, самое позднее, начала 20 века. Именно двадцатого, это не опечатка. С неохотой осваивает этот убежденный приверженец старины "новшества" цивилизации с ее персональными компьютерами («суррогатом печатной машинки»), вездесущим интернетом («плохим заменителем хорошей библиотеки»), мобильным телефоном («который все-таки иногда может пригодиться»); имеет весьма приблизительное представление о нынешней масскультуре...
Зато скромный молодой человек ведет себя так, словно в свое время хлопал по плечу Гете, а вот с Кантом не здоровался принципиально...
И даже принимая в учет то, что образ жизни Кирилл Мельник ведет вполне пристойный и размеренный, небезосновательно было бы назвать его Оскаром Уайльдом в белорусской живописи, имея при этом в виду, безусловно, не известную эпатажность последнего, но взращенные на классицистической почве эстетизм, присущий обеим личностям, и фантастичность создаваемых ими художественных образов.
Кто же он такой, этот “оригинал”, и откуда взялся?
.
Кирилл Мельник родился в 1982 году в г. Минске в семье профессиональных педагогов: его мать - школьная учительница, отец - вузовский преподаватель, доктор политологии.
Тяга к художественному творчеству проявилась у Кирилла с детства, а с восьми лет он стал заниматься в студии изобразительного искусства профессиональных белорусских художников: В.С. Воронкевича и В.И. Гордиенко. Они заложили в нем начальные профессиональные навыки. Эти два мастера стали для Кирилла не только первыми учителями живописи, но и впоследствии близкими друзьями.
В 1998 г. Кирилл поступил в Минское художественное училище имени А.К.Глебова. По признанию самого же художника, отношения с преподавателями в процессе учебы складывались неоднозначно. От него требовали использования неких конкретных методов, как принято считать, отвечающих духу современности, которые, однако, не были приемлемы для Кирилла. Он стремился работать в ключе изобразительной манеры старых европейских мастеров. Итогом учебы явилась дипломная работа «Детство Иоганна Себастьяна Баха» (2002 г.), которая находится ныне в фондах художественного училища. Вообще с училищем связано создание порядка 100 живописных работ, многие из которых впоследствии нашли своих покупателей. Некоторые из этих работ были представлены на первой персональной выставке художника.
Еще в 2002 году Кирилл решил показать некоторые свои работы М.А. Савицкому. По всей вероятности, они произвели благоприятное впечатление на мастера. Михаил Андреевич тогда сказал, чтобы Кирилл позаботился о высшем художественном образовании, после чего может быть зачислен в творческие мастерские Академии искусств. Общение с Савицким не прерывалось до последних дней жизни классика. Кирилл Мельник постоянно пользовался его советами, слушал воспоминания о знаковых событиях жизни. Часть этих бесед с одобрения самого Михаила Андреевича под названием «Феномен Савицкого» были опубликованы в журнале «Неман» в июле 2010 года.
С 2005 по 2010 год К.Мельник совмещал занятия художественным творчеством с учебой в Белорусском государственном университете культуры и искусств по специальности «компаративное искусствоведение». Идею получить высшую профессиональную подготовку в Академии искусств Кирилл оставил вследствие явной склонности не только к художественному творчеству, но и к аналитической литературной работе; и о принятом решении иметь образование искусствоведа ничуть не сожалеет. По словам самого Кирилла, учеба в университете расширила его кругозор, подняла на новый уровень знание мировой художественной культуры, что в свою очередь способствовало повышению профессионализма и как художника. Университетская дипломная работа «Тема жизни и смерти в творчестве М.А. Савицкого и В.В. Быкова» состоит из двух частей: первая ее часть, посвященная экзистенциальным аспектам творчества М.А. Савицкого, опубликована в журнале «Белорусская думка» №11 за 2010 г. Другая часть, посвященная анализу тех же вопросов творчества В.В. Быкова опубликована журналом «Неман» в мае 2011 г.
Сегодня работы К.Мельника находятся в частных собраниях любителей живописи не только в Беларуси, но и в России (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске), одна работа приобретена гражданином США. А через посольство Республики Индия в Республике Беларуси в дар действующему премьер-министру Индии Манмохану Сингху был передан его портрет.
В настоящее время у художника вызрело немало замыслов, на реализацию которых потребуются годы. Как искусствовед вместе с Андреем Михайловичем, сыном М.А. Савицкого, К.Мельник приступил к подготовке альбома под рабочим названием «Жизнь и творчество М.А. Савицкого в документах, фотографиях и его произведениях». Одновременно занимается подготовкой сборника «Феномен Савицкого», в котором будут опубликованы интервью художника, рецензии на его произведения и полный объем бесед с ним.
В настоящее время Кирилл Мельник работает научным сотрудником в музее истории города Минска, где выполняет работы по обеспечению функционирования экспозиции произведений М.А. Савицкого.
.
Заметим также, что, помимо непосредственно изобразительного творчества и искусствоведческой деятельности, Кирилл Мельник занимается созданием произведений художественной литературы - в жанрах и прозы (в т.ч. драматургии), и поэзии; является знатоком классической музыки и музыкантом-любителем. Тем самым он активно реализует свое стремление быть всесторонне в художественном отношении развитым человеком. Несомненно, художник – в широком смысле данного понятия – следует лучшим античным и ренессансным образцам личности.
.
Сергей Лепей (с) 2011
использование текста возможно лишь с согласия автора
Свидетельство о публикации №211061001486