Классическая культура Японии Асука

Классическая культура Японии.


1. Культура Японии I - VI вв. Период Асука (552 – 646 гг.)

Первые племенные союзы. – Памятники материальной культуры I – VI вв. – Проникновение буддизма. – Реформы Сетоку – тайси. – Скульптура.

Японцы как нация сложились в результате смешения индонезийцев, китайцев, тунгусов, палеоайнов, монголоидов и корейцев. На рубеже нашей эры о. Сикоку и юг
о. Кюсю занимало племя кумасо, север о. Кюсю – племя тэнсон, о. Хонсю – племена идзумо, ямато и эмиси. В конце II – начале III в. либо на Кюсю, либо на Хонсю возник племенной союз под руководством женщины Химико, платившей дань Китаю. [21, с. 18] Первым племенным союзом, географическое местоположение которого точно известно, является Ямато, сложившийся в центре о. Хонсю. На этой ступени произошло перерастание родоплеменных структур в государство. Возникла царская власть. Царь получал в собственность землю, урожай с которой хранился в отдельных амбарах. Для основной части населения была введена трудовая повинность при возведении погребальных комплексов и ирригационных работах. Самым крупным из захоронений того времени является  курган императору Нинтоку в виде замочной скважины, окруженный тремя рвами с водой. Его площадь составляет 110950 м2. Вместе с государем в иной мир отправлялись и люди, служившие ему при жизни. Император Суйнин, услышав однажды крики захораниваемых живьем людей, повелел заменить живых существ глиняными фигурками ханива. Они изображали солдат, крестьян, придворных, музыкантов. Позже к ним присоединились фигурки животных – птиц, оленей, лошадей, собак, быков, а также бытовые предметы. Ханива располагались кругами вокруг могилы. [21, с. 24] В V-VII вв. Япония, вероятно, была завоевана племенами кочевников с материка. В могильниках, принадлежащих знатным воинам этой не получившей пока название культуры находят латы из позолоченной бронзы, стремена, мечи, луки, стеклянные сосуды наподобие персидских.
Важную роль в данный период играла иммиграция корейских и китайских поселенцев, среди которых были ремесленники, земледельцы, ученые. Они назывались «бэ». Каждый отряд поселенцев имел своего главу. «Бэ» подчинялись правителю или знатным семьям, платя им оброк продуктами своего труда. Ими был основан город Нанива. [39, с. 125]
 В VI в. в результате жесткой борьбы за власть верх одержала знатная корейская семья Сога, представители которой были хранителями царской казны и сокровищницы. Сога посадили на престол императора Киммэй. Страна в это время делилась на провинции и уезды, управление которыми доверялось родственникам и приближенным к царскому дому, часто поднимавшим мятежи. Во избежание  подобных выступлений в провинциях  были учреждены особые военно-стратегические  пункты. Правительство провело перепись населения. [21, с. 30-31].
В 552 г. Император Киммэй получил от государя Пэкче изображение Будды из золота и меди, священные хоругви, балдахины, несколько свитков сутр. С 558 г. В Японии было разрешено исповедание буддизма, что встретило сопротивление ряда знатных семей. Во время эпидемии чумы Будда был брошен в реку, а посвященный ему храм сожжен.
[39, с.127-128]. До этого японцы исповедовали синтоизм («путь богов») – культ, содержащий элементы тотемизма, анимизма и магии. Синтоизм  утверждал, что мир возник сам по себе и сам управляет всеми происходящими в нем процессами. Любое существо, предмет или явление имеет своего духа – ками. Количество богов и духов синто превышало 3 тысячи. [32, с. 67]. Древнейшие синтоистские  святилища представляли собой участок земли, огороженный оградой из камней, на территории которого стоял знак, обозначающий место, где впервые было почувствовано присутствие ками. Поклонение могло совершаться в полной тишине, без ритуала. Позже стали возводиться деревянные, приподнятые над землей постройки с двускатной крышей, покрытой тростником. [8, с. 30]
В 592 г., убив императора, Сога сделали императрицей женщину из своего рода, Суйко, регентом при которой был назначен принц Умаядо (573-621), вошедший в историю под посмертным именем Сётоку-тайси. При нем буддизм вновь укрепил свои позиции. Получило распространение конфуцианство. Сётоку-тайси приписывается  введение о табели о рангах, а также китайского церемониала при дворе. По приказу регента был составлен «Закон 17 статей», в котором излагались конфуцианские основы устройства государства: «Небо – господин, а Земля – слуга; Небеса покрывают сверху, а Земля поддерживает. Так следуют в определенном порядке четыре времени года и духи природы проявляют свое могущество. Когда Земля стремится покрыть сверху, Небеса постигает бедствие. Вот почему, когда господин говорит, подчиненный слушает, когда высший действует, низший дает согласие».Закон требует беспрекословного и полного исполнения приказов государя, а также надлежащих правил поведения от чиновников, ибо если «высший не следует этому правилу, низшие впадают в смуту». Сётоку-тайси указывает, что каждый должен выполнять свой долг, при этом не следует смешивать обязанности разных людей. [39, с. 130-131]. Принц также заказал составить историю Японии.
После смерти Сётоку-тайси его семья была уничтожена, а дворец и выстроенный им храм сожжены кланом Сога. Однако вскоре храм был восстановлен и получил название Хорюдзи. В нем сохранились древнейшие образцы японского буддийского искусства. Одним из таких образцов является изображение бодхисаттвы Каннон, сделанное для Сётоку-тайси из цельного ствола камфарного дерева и покрытого позолотой. Голову величественно улыбающегося святого покрывает ажурная высокая корона с лентами.
Влияние китайских и корейских источников просматривается в знаменитой бронзовой триаде, изображающей Будду и двух бодхисаттв. Будда восседает в позе лотоса на престоле со стилизованными складками. Его правая рука поднята в жесте защиты. Над головой с широким носом, высокими бровями, узкими глазами и сильным подбородком находятся ореол и мандала с расположенными полукругом маленькими Буддами, сидящими на лотосах. По бокам стоят бодхисаттвы в высоких коронах, их глаза опущены.  Ореолы святых напоминают взметнувшиеся вверх языки пламени.
Вероятно, с жизнью Сётоку-тайси  связана скульптура, изображающая размышляющего Мироку Босацу (Будду Будущего) из храма Корюдзи. Она происходит из корейского государства Пэкче и, возможно, была подарена регенту в 603 году. У Будды широкое, с высокими скулами лицо, брови вразлет и мягкая улыбка. У него длинные уши – знак святости, на голове – небольшая корона. Хрупкий и изящный Мироку Босацу держит одну руку на щиколотке правой ноги, лежащей на колене левой, а другой – мягко касается щеки. Складки его одежды наподобие широкой юбки отличаются благородной изысканностью. Под ногами Будды – лепестки лотоса. Композиция этой скульптуры повлияла на изображение размышляющего бодхисаттвы из монастыря Тюгудзи.


Рецензии