Платов на ассигнации. Мальтийский крест

 И вновь смотрит молодцевато в туманную даль Матвей Иванович. На рисунке атаману не более тридцати лет. Острый взгляд, тонкие усики. Кто же автор портрета на ассигнации? Им мог быть тезка атамана, родившийся на сто лет позже. И так же попавший в центр водоворота исторических событий. И с не менее известной со времен войны с Наполеоном фамилией-Давыдов.

 Матвей Петрович Давыдов до перевода в Экспедицию по изготовлению денежных знаков, работал в частной ростовской литографии А.М. Гордона. Переход на новую работу в конце семнадцатого года "совпал" с утверждением Донским Войсковым Правительством вопроса о выпуске донских рублей. Логически предположить, что Гульбин заранее договорился с владельцем мастерской Гордоном. Тот порекомендовал ему с пятнадцати лет работавшего гравером-литографом Давыдова. Вместе в отцом в Экспедицию перешла дочь и большинство работников. Да и выпуск новых денежных знаков начинался на "гордоновских" станках.

 Интересно, что вместе с донскими рублями печатались "казачьи" игральные карты. Повышая градус патриотизма, атаман Краснов заменил королей на донских атаманов, валетов -на казаков, а дам, соответственно на казачек. Заодно, помянуя биографию Платова, переименовал занятый край во Всевеликое Войско Донское. Дело в том, что начиная с 1801 года Матвей Иванович возглавлял ВВД и даже хотел ранее, следуя указаниям Павла I, омыть свои сапоги в водах Индийского океана. Но царь был убит, а атаман возвращен из незавершённого похода.

 Но вернемся к портрету. На голове атамана кивер, известный нам по историческим фильмам головной убор. У Лермонтова в "Бородино" : "Кто кивер чистил весь избитый..."  Наверняка он не раз спасал жизнь и атамана Платова от сабельных ударов в боях Отечественной войны 1812 года. За те боевые заслуги награжден был Матвей Иванович Орденом Святого Андрея Первозванного. Который, как и положено, носил на левой стороне боевого мундира. На ассигнации же изображена другая награда казака.

 И вот тут-то и возникает историческая загадка. Или усмешка. На историческом портрете Платова, выполненного английским художником Джоржем Доу, наиболее яркой деталью выписан Орден святого Георгия второй степени. Крест Ордена носился на шейной георгиевской ленте. На ассигнации же крест имеет иную форму, сходную с мальтийским крестом.

 Тот, в отличии от большинства Георгиевских, восьмиконечен. И первоначально использовался могущественным орденом госпитальеров. Те первоначально заботились о неимущих, больных и раненных пилигримах на Святой земле. Название "госпитальеры святого Иоанна" рыцари сохранили, ровно как и восемь, по количеству лучей, добродетелей.

 Но имеет ли Матвей Иванович Платов отношение к данному знаку отличия славных госпитальеров? Оказывается, в самом начале царствования Павла I, славного казака, орденоносца и борца с неформалами-пугачевцами заточили в Петропавловскую крепость. Эх, жалко не было в то время передачи Глеба Пьяных. Так и видится в одной из них: " За распил военного имущества и неуважение к престолу был помещен в одиночную камеру герой Перекопа". Это сейчас никого не удивишь подобным.

 Удивительно, но генерал, без повторного рассмотрения дела и подачи прошения на УДО, был  оправдан.  И даже получил из рук обидевшегося было на него царя награду. Дело в том, что незадолго до этого Мальта сдалась без боя французам. Соответствующий орден оказался, как невеста, без места и великого магистра.  Рыцари обратились к российскому императору, Защитнику госпитальеров, тамплиеров и остальных предшественников толкиенистов. Вероятно, Павел был и сам рыцарем ордена, раз через полгода был избран Великим Магистром Мальтийского ордена. И получил соответствующие знаки от предыдущего магистра-Фердинанда фон Гомпеша, австрийского посланника при Ордене. Кстати, Гомпеш пережил своего приемника на несколько лет. Климат Франции не подошёл верховному госпитальеру и он умер в Монпелье от астмы. На портретах рыцарь, как и Павел, изображён с огромным мальтийским крестом на груди.

 В декабре 1789 года к императорскому титулу Павла прибавилось звание Великого магистра ордена святого Иоанна Иерусалимского. А на Российском гербе появился Мальтийский крест. Без всякого сомнения император искал сторонников среди приближенных. А кто, как не Платов подходил на роль рыцаря без страха и упрека. Поэтому так быстро закончилось заточение в Петропавловке. Компенсация и знак принадлежности к ордену- командорский крест. А в перспективе поход на Восток.

 Но заговорщики помешали далеко идущим планам Павла. Впрочем, это не помешало его рыцарю отличиться проявить себя в дальнейших событиях. В 1801 году Платов по распоряжению Александра I становится Войсковым атаманом. Активно участвует в становлении казачества и последующих военных событиях. И даже, по одной из легенд, становится основоположником российских нанотехнологий, модернизаций и инноваций. По версии Лескова именно он, подобно нынешним деятелям, убеждал правителя, что наши мастера не хуже англицких. Но ружья продолжают чистить кирпичом. Двести лет прошло, а как вчера было.  И злоупотребления, и заговоры. И Мальтийский крест.

 Но данная награда не могла носиться на шейной георгиевской ленточке. На известном портрете Доу крест расположен с правой стороне, на голубой ленте. Интересен ещё один факт из истории награды. Своеобразным продолжением Ордена являются пять боевых офицерских золотых крестов. Они были учреждены в 1789 году и предназначались для участников знаменательных сражений, но не получивших Георгиевского ордена. Одна из наград, за сражение при Базарджике во время Турецкой компании, действительно имеет форму мальтийского креста. Почему, приходится, улыбаясь, догадываться. Вроде привета иноверцам от храбрых крестоносцев-госпитальеров. Но Платов, принимая активное участие в турецкой войне, не участвовал в штурме вышеупомянутой крепости.

 Возникает резонный вопрос. Почему автор рисунка на ассигнации (скорее всего сам гравёр М.П. Давыдов) исказил форму награды? Не мог мастер не знать таких тонкостей. Значит, преднамеренно. Тем более, что Матвей Петрович уже участвовал в подобных играх. При очередном приходе большевиков, потребовавших сразу включить печатный станок, он по рекомендации Ромуальда Эдуардовича, добавил в рисунок "десятирублевки" дополнительный элемент. Может и здесь Гульбин "поиграл" с историческими реалиями?  Увы, об этом мы, очевидно, уже не узнаем.

 Но сколько ещё загадок нам задает,можно сказать "джинсовая" ассигнация. Да, да, она была изготовлена на хлопчатобумажной основе и успешно переживает завершающие свой бренный путь нынешние бумажные "десятки". Присмотримся ещё раз. Вот слева от бравого казака сидит дама приятная во всех отношениях. А в пухленькой ручке её не фашистская ли символика? Впрочем, об этом позже...


Рецензии
С огроным удовольствием прочитал вашу серию статей о донских деньгах. Мне кажется, что до Вас ещё никто не делал такого подробного и очень интересного анализа одной банкноты.Тесно переплетается история, политика и появляется целая куча загадок. Уверен, что Вас ждёт ещё много интересных открытий при изучении этой темы. Буду с нетерпением ждать следующих публикаций. Успехов! С уважением

Сергей Горбатых   17.06.2011 00:51     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей. Приятно получать объективную оценку своей работы. Загадок даже на одном аверсе "платоновской" ассигнации море. Сейчас нашёл ещё несколько непонятных пока деталей. Но главное не в этом. Параллель с нынешними событиями в России. Мистическая и фатальная.

Евгений Садков   17.06.2011 10:15   Заявить о нарушении
С удовольствием прочитаю! Успехов

Сергей Горбатых   18.06.2011 02:04   Заявить о нарушении