Тушканчики. Приграничная история

ТУШКАНЧИКИ. Приграничная история.




Тушканчики, тушканчиковые -семейство млекопитающих отряда грызунов.
Оно объединяет группу грызунов, населяющих степи, полупустыни и пустыни.
Тушканчики-грызуны от средних до очень мелких размеров.
Внешность у тушканчиков очень характерная благодаря короткому кургузому туловищу и удлиненным задним конечностям.
Это типично ночные и сумеречные животные, которые день проводят в норах.
Тушканчики играют важную роль  в пустынных биоценозах, некоторые тушканчики наносят вред, повреждая растения, являются переносчиками  возбудителей  болезней, включая чуму.

Это краткое описание мелкого зверька взято из Википедии.

-------------

                Дню работников  таможни  посвящаю.
               



Но речь пойдет не о них, безобидных зверьках-тушканчиках, а о явлении, которое породила совковая система.
Породила и дала такое смешное народное название целой  группе  людей, занимающихся перевозкой  товаров из страны Суоми.
Все началось около двадцати лет назад.
Когда СССР открыл  границу с Финляндией,  анархия и полный беспредел начался на всех, насквозь продуваемых переходах, вернее даже будет то, что эти неудобные холодные переходы и  таможенные терминалы быстренько  построили позже, до  них на некоторых границах были только шлагбаум да будка, вышки и колючая проволока.
Граница была на замке, за железным занавесом, и вот, наконец-то, советскому народу  разрешили получать визу на въезд в Суоми.

Счастливчиков было немного, ездили они только туристическими группами на автобусах, по однократной визе, после  поездки заграничные   паспорта изымались. Но прошло еще немного времени и граница открылась для всех, вернее для тех, у кого были деньги для поездки за эту границу.

И тут началось.   
Из Финляндии  в соседнюю страну погнали на продажу старые, видавшие виды, легковые  автомобили, названные народом  «иномарками», везли старую мебель, поношенную  одежду, старую автомобильную резину, холодильники,  морозильные камеры, называемые в народе  «сундуками», подержаные стиральные машины, старую электронику.

Какое-то время этот поток шел открыто, без пошлин и таможенных  сборов, везли много  и в неограниченных количествах.
Блошиные рынки и свалки Финляндии стали  для советского народа клондайком, золотым дном, местом,  где можно было одеться с головы до ног, обставить квартиру и еще продать, получив деньги на следущую поездку.

На  «верхах» какое-то время не придавали  значения размерам перемещенных через границу товаров. Власть имущим было как-то не до этого, были свои, более важные, государственные  проблемы.
Народ, особенно в приграничных районах, вздохнул полной грудью -
ну, наконец-то, начался обещанный рай на земле.

Но, не тут-то было.
«Верхи» тогдашнего, на ладан дышащего, совкового  строя, посовещались и решили ввести  таможенные ограничения на ввоз товаров  из соседней страны.
Они подумали - подумали и  ограничили ввоз до пятидесяти килограмм на человека.
Вот это нововведение и послужило отправной точкой  для  зарождения нового  явления.

Дельцы сразу смекнули, что на этих ограничениях можно заработать.
История умалчивает, кто первым произнес это слово, но перевозчиков в  приграничных районах  стали называть тушканчиками. 
Тушканчики начали целыми семьями работать на перевозках товара и семья из пяти человек, например, могла взять в машину двести пятьдесят килограммов груза. Груз перевозили, оформив  и  на детей,  и  на взрослых, на всех, у кого была открытая виза в соседнюю страну.

Все были довольны, народ вычищал  финские блошиные рынки и свалки.
Старые,  битые  лады-самары-жучки сновали туда-сюда, перевозя тонны подержанных товаров. 
Страна  в это  лихое  время начала  девяностых уже благополучно развалилась, шёл передел собственности, зарождались первые олигархи и магнаты и до анархии на границе руки не доходили.
Бардак на границе, наоборот,   был кому-то очень нужен и  выгоден, парадокс заключался в том, что  простой народ вёз в страну подержанное и поношенное с помоек, а начинающие  бизнесмены-мошенники  из страны  за кардон вагонами беспрепятственно отправляли стратегические грузы в виде редкоземельных, черных и  цветных металлов и прочих дорогих материалов и сырья.
 
Простой народ довольствовался малым - им платили за  перевезённые килограммы и число поездок, поток грузов шел круглые сутки, в Финляндию на  продажу  везли водку, пиво, сигареты и бензин в канистре, обратно вывозили всё, чего катастрофически не хватало в  голодной, развалившейся стране.

В  таможенном законе появилась  ещё одна лазейка - так называемые "полугодовики" - люди, которые не выезжали за пределы Финляндии в течении полугода.
Они  могли ввезти  машину или другой  тяжёлый груз в Россию. Многие стали продавать такие услуги перегонщикам автомобилей, все приграничные газеты запестрили объявлениями о поисках таких людей.  Правда, в этом бизнесе была большая доля риска, некоторым не повезло- недобросовестные  перегонщики  забирали загранпаспорта для оформления машины на таможне и потом  могли кинуть на оговоренную сумму, а "полугодовик", фактически,  по бумагам, становился собственником машины, соответственно, и налоги за автомобиль потом «догнали»  многих.
 
На  «верхах» вдруг опомнились и подумали о простом народе.
Указом главного повелителя  ужесточили нормы и порядок ввоза.
По новым правилам можно было ввозить те же преславутые пятьдесят килограмм, но теперь только один раз в месяц.

Но российский  народ найдёт выход из любой, самой трудной ситуации.
"Голь на выдумки хитра", гласит народная мудрость.
Явление «тушканизма» начало расти и  бурно развиваться, для многих такая работа стала основным видом деятельности и основным источником для пропитания и содержания семьи.

На границах поставили товарные весы и  таможенники стали усиленно бдить.
Теперь диваны, холодильники и стиралки взвешивали и за перегруз требовали налог. 
Народ долго не унывал. Бытовую технику начали разбирать, снимать самые тяжелые части и провозить отдельно,  а потом, уже на месте, конструировать снова.
Диваны и кресла, таким образом, провозили отдельно от мягких частей, холодильники без моторов, а в стиралках снимали с днища тяжёлый балансир.
Если же кто-то не хотел заморачиваться с разборкой, договаривались с таможенниками, проплачивали провоз оговоренной суммой и теперь были сыты и волки, и овцы.
Сократив  указом  свыше нормативы ввоза,  правители  породили тем самым взяточничество на границе, вернее, негласно направили денежный поток в «правильное» русло, в карманы таможенников и их начальников.

Так продолжалось несколько лет, "тушканизм" за это время потихоньку превратился в профессию многих жителей приграничных весей, кормил всю таможню, и провоз товара через границу не только не сократился, а увеличился и приобрел отлаженную схему.
На  «верхах» проблему долго не замечали, отчисления  от чёрного бизнеса шли в самые верхние эшелоны власти и все были довольны.
Но всё хорошее всегда  когда-то заканчивается.
Закончилась и эра пятидесяти килограмм.

Кто-то очень умный, посовещавшись с такими же умниками, решил, что пятьдесят- это очень много и кому-то пришла в голову цифра тридцать пять.
Так, однажды по утру, вышел новый закон - через границу раз в месяц человек может ввезти только этот вес. За перевес надо платить налог.
Профессия тушканчика становилась все востребованней.
Народ долго не горевал.
Уже подросло новое поколение, мамы передавали навыки своей новой профессии дочерям, отцы - сыновьям, половину  тушканчиков составляет прекрасная половина, иногда работают в паре супруги,  бизнес по перевозке грузов по-прежнему кормил и многие семьи, и таможню, работники которой богатели и матерели на глазах, строили особняки и меняли машины.

Тушканчики поснимали сиденья в своих, в конец раздолбанных машинах, и стали возить еще больше, чем раньше.

Парадокс заключался в том, что простой обыватель, пересекающий границу, если в течении месяца уже проезжал  несколько раз, и если провоз груза для личного пользования не  был указан в декларации, не мог провести для себя ничего.
Бдительные таможенники отправляли горемыку, который не догадался на месте решить проблему небольшим подаянием прямо в руки, сначала на взвешивание, а потом в кассу. Кому-то удавалось развернуться и въехать обратно в  Финляндию, чтобы оставить товар до следущего раза где-то  на хранении, а кто-то безропотно, но с фигой  в кармане, проплачивал за перегруз в казну.

Тушканам такие проблемы решать не нужно, они  в этой системе являются  простыми винтиками, исполнителями, все решается   без них. Их задача заключается  в том, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте. Для них  всегда светит зеленый свет. О бо всём  договорено и проплачено  заранее  «своей» смене, которая беспрепятственно пропускает  вереницу из десятка затонированных раздолбанных машин, везущих всё, чего, по-прежнему, не хватает в сильной и могучей стране.

Со времени введения нормы в тридцать пять килограмм схема провоза через границу беспошлинного, а если быть точнее, контрабандного товара,  сформировалась  и  отработана до автоматизма. Просто так, без предварительной договоренности и проплаты по таксе через «границу на замке» муха не пролетит.
Все нарушители негласного закона задерживаются и наказываются  по всей строгости закона.

В такие дни, когда «окно»  открыто, когда «таможня дает добро»,  в Финляндию, в приграничную деревеньку, куда уже заранее  подвезен товар для оперативной переброски за кардон, съезжаются  десятки легковых машин. Они все на «одно лицо», -у всех «лохматок»  затонированы стёкла и не самое лучшее техническое состояние. Собираются они в нескольких местах  «своих»  складов  и начинается перегрузка. Загрузившиеся машины отъезжают  в сторону и тут начинается   самое интересное и утомительное - ожидание этого самого  «окна».
Ожидание  длится  час,  два, а  может и десять часов. "Тушканы" нервно ходят  вокруг драгоценного груза, грызут семечки, курят, обсуждают  мелкие проблемы, пьют  чай из термоса и ждут  заветного звонка.
Они знают, на что подписались и за что получают совсем небольшие, но так нужные в хозяйстве, деньги.

Провоз товара через границу не прекращается ни зимой, ни летом. Поэтому   накладки иногда вынуждают  их днём и ночью, в жару и мороз, 
сидеть  в загруженных до основания машинах или тусоваться  возле них и ждать. Наконец «добро»  от таможни поступает и десятки машин стремительно срываются в сторону российской  границы.

Все зависит  от  форс-мажорных обстоятельств, которые на таможне случаются довольно часто - на границу вдруг неожиданно могут приехать члены из другого ведомства и в их  присутствии открыть «окно»  нельзя.
А иногда таможня задерживает нарушителей, которые на свой страх и риск решили провезти партию дорогостоящего оборудования или другого товара без документов и предварительных согласований.
Из-за них страдают честные "тушканы", которые вынуждены ждать или, вообще,  остаются без работы на неопределенный срок, и о таких случаях слагаются легенды, которые обрастают, как снежный ком, разными подробностями.
 
Так, на парковке возле местного магазина в приграничной  деревеньке,
в ожидании провоза, неделями стоят машины-склады, гружёные холодильными камерами, мебелью, обувью, шинами и прочим  бытовым товаром. У каждого получателя груза есть  своя команда "тушканчиков" и свои «окна».
Из чего делается простой вывод- прикормлена вся граница и работа у российских таможенников  довольно-таки «хлебная».

Финские таможенники в такие дни уже знают, что лавина пустых машин из России едет за товаром, обратно машины возвращаются загруженными до предела.
Они особо не придираются, только изредка возвращают технически неисправные автомобили назад, а когда масса машин скапливается в одном месте на финской стороне, они инспектируют территорию, медленно проезжая по  деревне  мимо ожидающих "тушканов".

В деревне даже выделено специальное место, где поставлены контейнеры для пустых картонных коробок и другого  мусора, чтобы "тушканчики" не загрязняли природу. Контейнеры меняют каждый день, а место условно  называют "помойкой".
Здесь всё на виду. Все жители давно привыкли  к специфике жизни  в приграничной зоне,  а "тушканчики" за эти годы завалили деревню дешёвыми сигаретами, которые  они провозят в каждый свой рабочий  день в огромных количествах.

Иногда прямо в туристическом автобусе,  разложив пакеты под сиденьями,  продовольственные "тушканчики" умудряются протащить через границу  пятьсот пакетов растворимого кофе.  Всего-то пятьдесят килограмм при разрешенной  норме -килограмм- на человека - они благополучно пересекают российскую  таможню.
И так несколько раз в неделю.
Таможня смотрит на это глазами, залепленными  дензнаками.
Лозунг «таможня дает добро» уже давно звучит по другому.
«Таможня берет добро»  больше подходит  для стражей  российского  экономического пространства.

О чем этот рассказ?
Да ни очем…просто о тушканчиках,  о безобидных зверьках, населяющих нашу планету.

И еще - о простых людях, зарабатывающих на жизнь перевозкой через границу контрабандного товара.
И o продажной российской таможне, о которой  редкий человек отзовется добрым словом.
И  о том,  что до сих пор актуальна фраза из известного фильма - «за державу обидно».
Окончания у него нет, ибо… нет конца этому явлению, а точнее-всероссийскому совковому  беспределу.
А описана в нем всего одна приграничная деревенька, которая, к счастью, находится на финской стороне.


2009-2010.
Хельсинки.




---------------------------


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.