Школьный вальс

55 лет назад, 1-го сентября 1956-го года я впервые пришел на занятия в школу номер 164 Смольнинского района.

Что такое школа - я немного представлял - моя старшая сестра перешла в тот год в 3-й класс. Я видел сложности с разными предметами, и особенно - с математикой. Просматривал учебники сестры, читал задачи и не понимал - как это возможно? - ответить на вопросы, которые там задаются. У меня были основания сомневаться в своих способностях, и школа пугала. Опасения подогревали взрослые, которые говорили о том, беззаботное детство закончилось. Отныне и навсегда у меня будут свои обязанности, от которых нельзя уклониться - хочешь ли, можешь ли, - но должен будешь их обязательно исполнить.

"Учительница первая моя...". Я уже не помню самое начало - торжественную линейку в школьном дворе и первые уроки. Но хорошо помню первую учительницу, Антонину Николаевну. Уже немолодая - ей было лет 40, она отличалась от всех последующих учителей и воспитателей внутренней интеллигентностью и спокойствием - никогда не кричала на нас, хотя иногда мы этого, конечно, заслуживали. Помню, однажды, укоряя свой непослушный класс, она рассказала эпизод из военного времени, когда ей пришлось откуда-то выводить свой класс - быстро, во враждебном окружении. Она говорила о том, что ее ученики - наши ровесники - слушались беспрекословно, поскольку смогли понять, что от этого зависит сама жизнь всех, кто тогда был вместе с нею. Рассказ был эмоциональный, но без "надрыва". Я не знаю ее историю, но мои последующие представления о русской интеллигенции и о коренных петербуржцах вырастали из этого образа.

Я был у нее дома. После того, как мы переехали, и я перешел в другую школу, мама отправляла меня к своей первой учительнице в один из дней в году - возможно, это был ее день рождения, но может быть - 8-е марта или день учителя - не помню. Это был праздник, она покупала коробку конфет и я ехал на улицу Красной Конницы, где она жила вместе со своей мамой. Коммунальная квартира, узкий корридор, заставленный каким-то хламом и укая комната, метров 10. Я был у нее раза 2. Приезжал, конечно, без предупреждения - телефоны в квартиры ставили тогда только в исключительных случая. В мой последний приезд Антонина Николаевна была больна, лежала и была очень неразговорчива. Видимо, я приехал совсем не вовремя. Мне было уже лет 12, и я это понял, но совершенно не представлял, что надо делать, чтобы было "правильно". Не представлял, о чем надо говорить, и вообще - как себя вести. Передал коробку конфет, немного посидел, попрощался и удалился. Больше я никогда ее не видел.

Первый учебный год закончился торжественно. Первокласников собрали в актовом зале. Была торжественная часть, были выступления, и были поздравления от выпускников школы - одиннадцатиклассников, получивших аттестат зрелости. Каждому первокласнику каждый выпускник подарил открытку с напутственными словами - она долго потом хранилась у меня. Я смотрел на выпускников и думал - боже мой!, какие они большие, эти "дяди и тети"! На этом фоне я ощущал себя еще совсем маленьким. Но это значит, что учиться надо будет очень долго, целую жизнь. Во всяком случае - больше, чем я прожил до сих пор...

Спустя много лет, работая во ВНИКИСЧПУ, я оказался в коллективе, в котором преобладали коллеги 1937-41 года рождения. Среди них были мои друзья, разница в возрасте в то время уже никак не ощущалась. Я вспомнил тогда свой первый класс и тех самых выпускников, которые были ровесниками моих нынешних друзей.

В советское время, в дни, связанные со школой, непременно исполнялся школьный вальс. Торжественно и немного грустно звучали знакомые слова - "Давно друзья веселые простились мы со школою...". Мне нравилась песня, а когда был младшим школьником, почему-то казалось что она обращена ко мне, ученику, написана для меня и недоумевал по поводу прошедшего времени, в котором употребляются слова о прощании со школой - ведь это будущее, очень далекое будущее. Но прошли годы, и слова постепенно, сами по себе, стали соответствовать моему состоянию.

08.06.2011


Рецензии
Замечательный рассказ, Олег. Очень понравился. Школу я закончила еще при Горбачеве, но хорошо помню атмосферу того (советского) времени. Я была уверена, что живу в самой лучшей стране, самой справедливой и самой перспективной. Глядя на современных представителей государственной власти, чиновников высокого уровня и др., я понимаю, что то время уже не вернется никогда.
С уважением,

Анна Арбатова   17.11.2012 21:09     Заявить о нарушении
Меня удивляет, отчего же не звучит сейчас в школе эта песня с добрыми словами, "политически" совершенно нейтральная. Когда-то, именно с нее всегда начинался и заканчивался учебный год.

Сейчас другое время, другие песни, другие ритмы. Но они уже давно другие. Вспоминаю песню из далеких 60-ых, она начиналась так: "Вальс устарел, говорит кое-кто смеясь, век усмотрел в нем отсталось и старость..." и заканчивалась словами: "Никогда не смогу, Никогда не смогу Я забыть этот вальс" (Е.Евтушенко, 1963г.). К этому трудно что-либо добавить.

Приведу слова песни "Школьный вальс" - для тех, кто может быть никогда их не слышал (такое уже возможно).

Слова М.Матусовского, Музыка М.Дунаевского.

Давно, друзья весёлые,
Простились мы со школою.
Но каждый год мы в свой приходим класс.
В саду берёзки с клёнами
Встречают нас поклонами,
И школьный вальс опять звучит для нас.

Сюда мы ребятишками
С пеналами и книжками
Входили и садились по рядам.
Здесь десять классов пройдено,
И здесь мы слово - Родина
Впервые прочитали по складам.

Под звуки вальса плавные
Я вспомнил годы славные,
Знакомые и милые края.
Тебя с седыми прядками
Над нашими тетрадками,
Учительница старая моя.

Промчались зимы с вёснами,
Давно мы стали взрослыми,
Но помним наши школьные деньки.
Летят путями звёздными,
Плывут морями грозными
Любимые твои ученики.

Но, где бы ни бывали мы,
Тебя не забывали мы,
Как мать не забывают сыновья.
Ты - юность наша вечная,
Простая и сердечная,
Учительница первая моя!

Олег Ханов   18.11.2012 13:26   Заявить о нарушении
Замечательные стихи. Сами собой укладываются в песню. Музыка подобрана очень хорошо. Другое время, другие ритмы, другие песни. Остался только светлый след в душе от той поры, когда мы учились в школе.
С уважением,

Анна Арбатова   18.11.2012 14:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.