Платов на ассигнации. Дева-воительница

 Графика самой ассигнации не менее интересна, чем её история. Уже упомянутые крупные детали: портрет самого Платова, богини с фасцией, более-менее понятны. Изображённая с правой стороны от овала с атаманом дева тоже "читаема". Археотип, поднимаемый в годину испытаний. И соответствующие атрибуты: шлем, украшенный лавровым венком, меч и щит. Возможно, Матвей Петрович взял за образец плакат 1914 года. Там Российская империя изображена в образе женщины-богатырки, попирающей ногами двухголовую змею-Германию и Австро-Венгрию. Или нарисовал портрет своей дочери, работающей рядом с отцом. Интересно, а чьи лица изобразил художник на вазах в рамке, окружающей живописную композицию?

И ещё одна версия по лицам богинь. Памятная. Судя по серии ассигнации, она была выпущена в конце 1918 года. А в феврале начался знаменитый Ледяной поход Белой гвардии. При его успешном завершении монархия на юге России была бы восстановлена. Рисунок к клише готовился заранее, когда ещё царская семья не была расстреляна. Могла ли Александра Федоровна заменить нерешительного супруга на престоле? Почему бы и нет. Монарх показал свою полную несостоятельность в управлении страной в кризисный период. Напомним, что в это время Россию посещает сэр Сэмюэль Хор, который до известных событий возглавляет здесь британскую разведывательную миссию. А Александра Федоровна, как никак, внучка английской королевы Виктории.

 Наша последняя императрица была шефом пяти полков. На одной из фотографий Александра Федоровна в мундире Лейб-Гвардии Уланского Её Величества полка. Удивительное сходство с лицом богини-воительницы на ассигнации. Руководила полком до марта семнадцатого года.

 Интересная история с другим, руководимым императрицей полком-пятым гусарским Александрийским. Его командиры В.А. Юрковский, В.А. Русанов и А.А. Ефимович во время Отечественной войны воевали бок о бок с Матвеем Ивановичем Платовым. Служили в полку и известные люди:поэт "Серебрянного века" Гумилёв, создатель знаменитой линии и будущий Президент Финляндии Маннергейм. Приметен значок полка-восьмилучевой мальтийский крест с черепом и костями в центре. И название гусар соответствующее-"чёрные". Или гусары смерти. Потом символ перекочевал в корниловский полк Добровольческой армии. Так может на шею Платова художник повесил значок гусарского полка с черепом?

 Вернемся к версии о замене при удачном стечении обстоятельств Николая II Александрой Федоровной на российском престоле. Императрица оказывала заметное влияние на супруга. Вот что вспоминает премьер-министр, граф Витте о взаимоотношениях в венценосной семье: " ...женился (Николай II) на хорошей женщине, но на женщине совсем ненормальной и забравшей его в руки, что было не трудно при его безвольности. Таким образом, императрица не только не уравновесила его недостатки, но напротив того в значительной степени их усугубила, и её ненормальность начала отражаться в ненормальности некоторых действий её августейшего супруга". Красноречивые слова.  Особенно "забравшей его в руки". Сенатор Гурко вспоминает об отчужденности Александры Федоровны от петербургского общества. Отмечается очевидцами и нетерпимость императрицы к противоположному мнению.

 Негативно относилась к снохе, ненавидящая немцев,  императрица Мария Федоровна. После отречения сына от престола она перебралась в Крым, а в 1919 году на британском судне вывезена к берегам туманного Альбиона.  Очевидно, что руководство Белого движения и их кураторы за рубежом знали к этому времени о невозможности реставрации монархии в России. Как и о гибели семьи императора.  Но братоубийственная война в России продолжалась ещё целый год.

 Думаю, что руководители Белого движения не считали Александру Федоровну консолидирующей фигурой раздробленных сил, противостоящих большевизму. А других, равноценных монархическим особам или реформатору Столыпину не было. И осталась в те смутные времена лишь дева-воительница на стремительно обесценивающейся ассигнации. Но сколько еще загадок несёт этот прямоугольничек... Пораскрываем?


Рецензии