Фантасмагория. 11

                Академия разума.

   Аудитория заинтересованно прислушивалась, а сухощавый, сутулый профессор почтенного возраста неожиданно задумался, забыл про слушателей, зачем находится здесь. Измазанная мелом рука его начала мять бородку, а сам ходить вдоль длинной кафедры, ничего не видя и не слыша. Такое происходило неоднократно - привыкли. Но вдруг лектор обратился к залу, отклонившись от темы:
   - Вы представляете, что такое большая скорость? – он победно оглядел присутствующих, словно задал вопрос, на который никто не сможет ответить кроме него.   - Это возможность улететь далеко! Кто-то думает, что от забот, думает, что где-то лучше! Люди мечтают увидеть себе подобных! Жизнь коротка, а космос бесконечен! Мы готовы поверить во что хотите, лишь бы….
   Он опять замолчал, но почти сразу спохватился:
   - Но корабли на тяге – это черепахи. Раньше летательными аппаратами двигали пропеллер с крыльями, но люди поняли, что так можно летать лишь над землёй, и изобрели реактивный двигатель. Сегодня он вывел нас в космос. Но движется медленно. Звук обгоняет, а до световой скорости далеко. Она считается максимальной. Как мысль, как радиоволны, но до неё не скоро доберёмся. Реактивный двигатель никогда даже близко не приблизит нас к ней.
   Старичок вновь забылся, казалось, что он не рассказывает, а изобретает новый двигатель. Почти так и было.
   - Приблизиться к световой скорости можно, только используя поле. Каждый из нас держал в руках пару магнитов, приближал их. Помните, как они притягиваются или отталкиваются? Так и нужно сделать.
   Представьте, что поле создаёт сам корабль и движется за счёт него. Чем сильнее создаваемое им поле, тем больше скорость.
   Учёный снял очки, стал вытирать платком стёкла, близоруко прищурившись.
   Кто-то воспользовался паузой и выкрикнул:
   - Слышали подобное: так барон Мюнхгаузен вытаскивал себя за волосы из болота.
   Профессор не растерялся и охотно откликнулся:
   - Совершенно справедливо, хотя это другой случай, но именно он навёл на мысль, которая поможет нам двигаться со скоростью близкой к световой. По этому принципу передвигаются летающие тарелки. Я так думаю.
   - А мы думали, что они используют гравитацию, силу притяжения.
   - Может быть, может быть. Их хозяева свято берегут секреты и не желают контачить со слаборазвитыми цивилизациями. А это мечта не одного поколения людей. Ведь что такое световая скорость? С ней меняется время. Замедляется, течёт медленнее, чем на Земле. Скорость увеличивается, а время замедляется. На этой взаимосвязи предполагается много эффектов. Уже можно было бы использовать, но мы всё ещё не научились летать на световой скорости, не изобрели таких аппаратов.
    Время всегда движется вперёд, а скорость меняется от ноля и выше. И даже считается отрицательной, если полёт происходит в обратном направлении….
   Учёный вдруг замолчал, словно поперхнулся, и чуть ли не бегом отправился к доске. Схватил мел и начал быстро писать. Скоро ряд формул, дополняющих одна другую, появились на доске. Он опять забыл про слушателей, а рука заполнила левый верх доски, середину и перебралась вниз. 
   Через две минуты двое курсантов поднялись с задних рядов и пошли на выход.
   - Дамы и господа, лектор здесь, но его уже нет, мысли витают далеко отсюда, – объявил один из них на выходе. – Можете спокойно расходиться. Для тех, кто не знает: такое уже было, он не заметит.
   Через пять минут аудитория опустела, а учёный муж продолжал писать на второй половине доски.

   - Знаешь, Славка, я бы сфотографировал его писанину, а в спокойной обстановке разобрался, – молодые люди разговаривали у окна. Они задержались у аудитории, чтобы привести мысли в порядок.
   - Смартфон с собой? – спросил напарник.
   - Всегда.
   - Пошли назад, на него снимем.
   
   Учёный не заметил ни ухода слушателей, ни возращения двух курсантов, хотя все шумели, передвигаясь. Он по-прежнему водил мелком по доске. Иногда останавливался, задумавшись, иногда стирал часть написанного, но всегда продолжал.
   Молодые люди расположились напротив, вытащили смартфон и начали фотографировать. Спина учёного мешала, но он передвигался. Когда не осталось места, стёр начало и продолжил.
   Курсанты около часа крутились рядом, но почувствовав, что процесс завершается, ушли.
   - Юрка, сейчас проверим? – Славику не терпелось.
   Он едва дождался, когда попадёт домой, потому что кое-что давно понял. Придя в общежитие, залез в тетрадку с лекциями, уточнил детали. Стала понятна цель.
   - Когда перекусим.
   Молодые люди были слушателями инженерного факультета Космической академии и уже заканчивали обучение. Считались лучшими на курсе, но знаний всё равно не хватило. Некоторые места вызвали споры, кое-что они переделали по-своему.
   Курсанты переписали всё в тетрадку в хронологическом порядке, но вопросы остались.
   - Уточнить бы кое-что. У кого это можно сделать? – спросил Юра друга уже за ужином.
   Оба знали, что это не лекция, это мысль, записанная лектором. Такое может быть пустышкой, а может послужить толчком к чему-то новому.
   - Только не у профессора и даже не в академии. У меня дядя работает в авиационном институте, через него выйдем на кого-нибудь.
   Через неделю родственник курсанта назначил встречу в кафе. Они пришли раньше, заняли столик, заказали кофе на всех, зная педантичность и пунктуальность технической интеллигенции. Но каково было их удивление, когда увидели, что вторым оказался профессор. Тот кивнул головой вместо приветствия, сел и с нетерпением протянул руку.
   Друзья растерялись, хотели отказаться под благовидным предлогом, но подошёл официант и выложил из подноса дымящиеся кружки.
   Славик отдал тетрадь. Старика захватило чтение, но листал страницы быстро. Он не притронулся к кофе, пока не ознакомился с содержанием последнего листка.
   - Занятно. У меня возникала похожая мысль, – сказал профессор, сделав первый глоток. Он не узнал учеников. – Есть два подозрительных допущения. Вот здесь и здесь. – Старичок указал места и сам того не подозревая объяснил сомнительные моменты. – А вам, молодые люди, я бы посоветовал учиться в нашей академии. Способные. Интересную вещь предложили, но над ней ещё работать и работать.
   Молодые люди загорелись, они тоже видели перспективу.
   - Можно построить принципиально новый корабль по аналогии с электродвигателем. Использовать вместо крутящегося ротора шток, выскакивающий из возмущающего поля. Тянуть он будет за собой статор и всё остальное, как черепаха панцирь! Шток и будет кораблём. В космосе вакуум - нет сопротивления воздуха! Есть масса, но нет веса! Пушинка - без встречного сопротивления, почему не заставить её лететь со скоростью распространения электромагнитных волн?
   - Которые распространяются со скоростью света, – профессор поддакивал и улыбался. – Есть в этом что-то! Но на планету ему не попасть – рухнет камнем. Там и сила тяжести появится и сопротивление атмосферы. Корабль сможет летать только в космосе!
   - И ладно! Подлетели к планете и пересели в челнок, что на обычной тяге. Главное перелёт быстро осуществлять.
   - Есть ещё один момент, молодые люди, который вы не учли, - сказал профессор. – Почему вы решили, что шток потянет за собой статор, а не наоборот?  А может, как лебедь рак и щука с обозом, задёргается на месте ваш корабль?
   Будущие специалисты сникли. Этого они не учли. Не учли явного, бросающегося в глаза.
   Профессор оглядел притихших собеседников и опять подсказал:
   - Когда-то Эдисон через систему рычагов подключил насос к калитке во дворе. Люди приходили к нему в гости и качали воду, сами того не зная. Тяжеловато калитка открывалась, и тем не менее. Чуете, к чему клоню?
   Молодые люди не чувствовали и промолчали. Старик продолжил:
   - Нужно заставить статор работать, пусть наткнётся на сопротивление. А у штока не будет. И тогда ракета полетит вперёд, а не назад, и не замрёт на месте. А можно статор бросовым сделать. Даст стартовый импульс ракете и отлетит в противоположную сторону. Комплект статоров необходимо тогда иметь. Дороговатое удовольствие, но выбор есть. Можно найти выход из любого затруднительного положения….

   Говорливым посетителям скоро предложили покинуть помещение, напомнив, что кафе не учебное заведение. Молодые люди и пожилые расстались. И у всех было хорошее настроение.
   - Юрка, а мы всё отсняли тогда в академии?
   - А ты разве не видел большую меловую точку в конце?
   Курсанты шутили. Они были любознательными, и их ждала долгая – без прикрас, но интересная жизнь.
   - Любопытно, он узнает нас, когда будет принимать экзамены? – вдруг спросил Славик.
   - Это навряд ли, – ответил друг.
 
   Профессор узнал их сразу и не подал вида. Он был богат идеями. Какие-то были спорными, могли оказаться бесперспективными. Он умело делился ими, заставляя курсантов загореться и обжечься или наоборот – сотворить шедевр. Эти выпускники были далеко не первыми, кому подбросил идею. Он тешил себя мыслью, что помогает родиться новым Эдисону, Королеву.
   «У самого не получилось создать принципиально новый корабль, может, у этих молодых людей карты лучше лягут?» - думал о них старик, шёл домой и почему-то улыбался.

                *****


Рецензии