Восприятие. фальсификации психологов

                ВОСПРИЯТИЕ...ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПСИХОЛОГОВ


      Рецепторные системы работают так, что собственно рецепторы различной модальности не воспринимают внешнюю среду. Рецепторные клетки находятся за защитными структурами. Сама же рецепторная система формирует то, что мы считаем пришедшим из среды, воспринимаемым нами. Например, ни свет, ни звук не являются фрагментами внешней среды для организма, но являются продуктами его жизнедеятельности. Фрагменты же внешней среды, которым соответствуют эти продукты, не являются ни светом, ни звуком.
     "Сенсорнаяя система состоит из рецепторов, нервных путей, передающих информацию от рецепторов в мозг, и тех частей мозга, которые заняты переработкой и анализом информации."
(Психофизиология: Учебник для вузов/Под ред.Ю.И.Александрова, СПб., Питер, 2006, с.53).
Биофизический организм (биологический организм) конструктивно устроен так, что в деятельности он представляет некоторую целостность. Информация не воспринимается, а формируется организмом, т.е. это его продукт. Рецепторные клетки инициируют импульсную активность в соответствии со сдвигами в собственных процессах, но не в соответствии с процессами в среде. Если иметь в виду общение людей, то сообщение не посылается кем-либо адресату, но сам адресат формирует сообщение, используя полученное им физическое средство, которое не несет сообщение, не несет информацию, но которое является таким, что получатель
формирует информацию, формирует сообщение.
     Простая схема: сигнал - анализ - реакция - это ложная схема, если ее применять при исследовании живых организмов в качестве основной и даже единственной. Живой организм именно отличается тем, что осуществляет деятельность согласно иной схеме, т.е. начало имеет место в самом организме, что соответствует схеме непрерывной локации состояния рецепторов. Процессы же от рецепторов являются вторичными. Отдельно, как элементы рецепторной структуры, рецепторы не работают.
     Положение об амодальности среды было выдвинуто еще А.Н.Леонтьевым, на него ссылаются Бехтель Э. и Бехтель А. (монография "Контекстуальное опознание", 2005), но студентов учат иначе в России.
     "Восприятие - психический процесс, приводящий к возникновению чувственного образа, структуированного по определенным принципам и включающего в качестве обязательного элемента наблюдателя" (Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э. Контекстуальное опознание.-СПб.:Питер, 2005, с.10). Это с точки зрения исследователя, который изучает наблюдателя. Но исследователь - это наблюдатель, а наблюдатель - это исследователь, таким образом, человек не просто воспринимает что-то из-вне, но формирует то, что ошибочно может считать внешним. В действительности в процессе восприятия живое существо преобразует себя соответственно условиям, создавая ориетационные модели, с помощью которых он осуществляет деятельность в данных условиях, добиваясь успеха в удовлетворении собственных нужд.


Рецензии