Уйти от бабушки?

Когда-то меня поразила фраза: «Послушание важнее поста». При этом разъяснялось, что монах даже во время поста, пришедший в чужой дом, где пост не соблюдается, ест то, что ему предложат, а не поучает хозяев, как нужно им или хотя бы ему питаться. Потом я нашёл много примеров послушания, и ко мне пришло убеждение того, что как гордость – основной грех, так и послушание – основная добродетель. Это показалось мне очень необычным.

Всё моё прежнее образование и воспитание были направлены, казалось бы, к свободе. «Человек – это звучит гордо!» - учили меня. Слово «гордость» было в моей прежней жизни самым уважаемым словом, слово «свобода» - самым желанным. Почему же на самом деле я оказался несвободен: ни от вредных привычек, ни от мнений посторонних мне людей, ни от старых и новых мифов и предрассудков? Казалось бы, я свой путь всегда выбирал сам. Почему же я всегда оказывался не там, где хотел? Сейчас модно говорить: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!» Почему же так происходит?

Ответ я нашёл много позже. И где же? В сказке, которую знал с детства, которую много раз читал и рассказывал своим детям. Это сказка про несчастного Колобка, которого хотели съесть Дедушка и Бабушка. Помните, как ловко от них ушёл Колобок, и до чего он докатился? Как он был доволен своей свободой, когда катился всё ниже и ниже… Ведь катятся только вниз! Как обуяла его гордость от своей ловкости, как нагло забрался он на носок Лисе, чтобы спеть ей свою хвастливую песенку ещё разок. И всё равно его съели. Казалось бы, какая разница? И так бы съели – зато погулял! Но всё же разница есть. В конце концов, съел-то его зверь! И мне кажется это не очень хорошим концом.

А в чём было его предназначение? Судя по всему, готовили-то его из последней муки к весеннему празднику солнца, на которое он и должен быть походить. Это очень древний праздник сродни нашей Масленице, когда блины тоже очень похожи на солнце. А солнце для людей всегда было символом Божественного тепла и света. Отвлекаясь от языческого содержания древнего культа солнца, скажем, что это не самая худшая традиция, от которой христианство не отказалось. Так вот, оказывается, что Колобок предназначался для ритуальной трапезы в честь милости Божией в связи с приходом весеннего тепла и света. Оказывается в том, что Колобок должен быть съеден, был какой-то другой смысл, кроме удовлетворения голода животным.

Все мы разные, у каждого своё предназначение. Равны мы только в том, что все мы рождаемся и умираем. Но и рождаемся, и живем, и умираем по-разному. Мы не можем выбрать – как нам родиться, но мы можем помочь родиться нашим детям… Мы можем стремиться жить в соответствии с нашим высоким предназначением как носители образа Божия и можем быть «богоборцами». Мы можем умереть удовлетворяя чью-то похоть и во славу Божию. Надо только стараться угадать это наше высокое предназначение, не противиться воле Божией, приходящей к нам через людей, найти своё послушание. И помочь нашим детям.


Рецензии