Глава 3. По пути в Агру

  Утром мы отправились в  Агру. Крупнейший город  Агра, являющийся столицей  другого штата Индии под названием Уттар-Прадеш,  расположен на восток от Джайпура. Если соединить условными линиями Дели, Джайпур, Агру и снова Дели, то эти города составляют так называемый "Золотой треугольник" Индии. Обычно туристы ограничиваются этим маршрутом, тем более, что   достопримечательности, находящиеся в этих городах, можно по- быстрому  осмотреть за неделю.
  Город Агра известен тем, что там находится знаменитый Тадж-Махал.
 Но по пути  нас ждали не менее интересные достопримечательности.
  Теперь немного об истории Индии, чтобы было понятно, "кто есть кто" и чем он прославился. Я уже писала, что Индию завоевали мусульмане, создавшие к 16 веку огромную империю Великих Моголов. Основателем этой империи считается шах Бабур, выходец из Средней Азии и потомок Великого Тамерлана ( поэтому и название "Моголы"). Он объединил большие территории и проводил политику  сохранения индийской религии, обычаев, культуры, храмов. О его сыне упоминать не будем, зато в историю вошел его внук шах Акбар, правящий во второй половине 16 века.
 Шах Акбар- один из величайших правителей( имя Акбар переводится как "великий"), много сделавший для Индии и оправдавший свое имя. Во-первых, он мечтал об объединении всех народов Индии под знаменем единой всеобщей веры. И это были не пустые мечтания, он подтвердил все своими поступками. Этот умный провидец взял в жены мусульманку, христианку и индианку, то есть в своем доме воссоединил все основные религии. Всем народам, населявшим Индию, он разрешил свободное вероисповедание. 
Во-вторых, его усилиями был заново отстроен город Агра, захваченный в свое время  его дедом Бабуром, а затем шах Акбар  сделал его своей столицей.
  Но он всегда мечтал о своем собственном величественном городе.  В 40 километрах от Агры на голой возвышенности, где бродили дикие звери, Акбар стал строить свою будущую столицу. Этот город называется Фатехпур-Сикри, а переводится это название как  "город победы".
  Почему же мечта шаха Акбара так и не осуществилась? Несмотря на то, что  для строительства города своей мечты он привлек лучших архитекторов как индийских, так и мусульманских, город просуществовал всего 10 лет, а затем оттуда ушла вода. Так и стоит этот мертвый город - жемчужина архитектуры.
  Построен он из розового песчаника. Все здания  небольшие по размеру, но причудливо украшены как индийскими элементами, так и мусульманскими (резными арками, башенками, воздушными решетками),
 Здесь есть отдельные залы-павильоны для встречи с гостями, с министрами, даже есть монетный двор.
 Очень интересное здание для частных аудиенций, называется оно Диван-и-Хас. Посередине этого здания в круглом зале возвышается  колонна, но она не упирается в потолок как обычно, а заканчивается площадкой, от которой идут ответвления, переходящие в галереи. Во время приемов на этой площадке сидел сам шах Акбар, а его гости располагались на галереях и внизу. Вот такое необычное архитектурное решение.
 Еще интересен большой двор, вымощенный красными плитами, а часть двора размечена как гигантская шахматная доска с черно-белыми плитами. Говорят, что Акбар играл на этой доске человеческими фигурами. А наш гид посмеялся и сказал, что  жены шаха играли здесь, как играют дети, в "классики": кто выиграет, тот и проводит с ним ночь. Видимо, лучше всех играла мусульманская жена, потому что от нее родился долгожданный сын Салим.
  Вообще там имеются и другие дворцовые постройки, одна из них с изображениями крестов( гид сказал, что это дом христианской жены), другой небольшой дворец- дом мусульманской жены, зато, по словам нашего гида, самый лучший 5-этажный дворец достался индийской жене. Оказывается, этот дворец называется "Панг- Махал", для какой цели он служил- неизвестно, про индийскую жену- это, конечно, байка.
 В настоящее время в Фатехпур-Сикри есть вода в виде нескольких бассейнов. При въезде в дворцовый комплекс  имеется водоем, который раньше служил водохранилищем для сбора дождевой воды. Сейчас он весь покрылся зеленой ряской.
 На высоком постаменте перед этой водой стоял мальчишка- подросток и что-то  кричал нам на хинди. Мы попросили нашего гида перевести, что хочет этот мальчик. Оказывается, он хотел нам на потеху ( разумеется за деньги) нырнуть с высоты в эту ряску , при этом неизвестно, какой глубины был этот водоем. Мы через гида упросили его не делать этого. Бедный ребенок! За какие-то гроши он был готов рисковать своей жизнью! И это тоже Индия.
  Затем мы поехали в находящуюся рядом деревню Сикри, чтобы посмотреть на усыпальницу шейха Салима Чишти. Кто такой этот Салим Чишти? Оказывается, шах Акбар, несмотря на трех жен и многочисленных наложниц, был бездетным. Это было большим горем- ведь надо было кому-то передать Великую империю. Именно шейх Салим Чишти предсказал шаху Акбару рождение наследника. И действительно, пророчество сбылось- от мусульманской жены родился мальчик, которого назвали в честь пророка Салимом. Управлял Империей он под именем шаха Джахангира, но ему было далеко до своего отца. Тем более, что к концу жизни шаха Акбара его долгожданный сынок затеял интриги против своего отца, видимо, не терпелось поскорее сесть на трон.
  Мавзолей находился в мусульманской мечети, которая также, как и в Дели,  называется Джама Масджид. Она  построена из темно-красного песчаника, а  площадь перед гробницей вся выложена  белыми  мраморными плитами.
  Сама гробница выглядит как кружевной домик из белого мрамора, вся в ажурных решетках, на которые  завязывают ленточки и тряпочки для того, чтобы исполнилось желание, и у бездетных родителей появился долгожданный  ребенок. Перед входом нам выдали пластмассовые шапочки наподобие тюбетеек, которые прикрывали нам макушку.
 Сама гробница отделана черным деревом и полудрагоценными камнями, но фотографировать или снимать на видео там запрещено - все-таки святыня!
  Когда мы вышли из гробницы, тут же появились  два музыканта, которые  на древних индийских  инструментах  начали  играть старинную восточную мелодию. Нам предложили сесть на плиты в "позу лотоса", мы так и сделали, правда, с легкой опаской, так как сами жители, которые нас окружили, были с босыми и грязными ногами ( в гостинице пришлось стирать брюки в умывальнике, неизвестно, что мы на них принесли, это Индия!).
  Действительно, музыкальные инструменты были очень интересные: один был похож на бочкообразный двухсторонний  поперечный  барабан ( потом я узнала, что такой барабан- один из древнейших, который даже упоминается в Ведах, а называется он "Мриданга"), а другой инструмент напоминал маленькую фисгармонию, стоящую на полу. Музыканты тоже сидели рядом с нами. Все было настолько необычно и интересно! Такого не увидишь ни в одной стране.
 Когда мы шли к нашей машине, за нами толпой бежали молодые люди и предлагали купить нитки бус из кусочков бирюзы, граната и других камней. На ходу они сбавляли цены. Мы их пожалели и купили по нитке за 100 рупий ( это примерно 75-80 рублей). Это  единственный заработок этих молодых людей. По статистике в Сикри и прилегающих к нему районах  самый большой процент неграмотного населения. Мужчинам негде работать, вот и добывают крупицы камешков, нанизывают их на нитки и продают туристам. А туристов не очень много.
  Далее мы направились в Агру, находящуюся в 40 километрах. В пригороде Агры, который называется Сикандра,  находится  мавзолей самого шаха Акбара. Оказывается, в нашей программе этот объект входил в осмотр, а в программе гида его не было. Мы все-таки уговорили его посетить этот мавзолей , и он согласился.
  Вообще все мавзолеи Индии построены по одному плану: вначале идут большие ворота в виде арки, затем большой парк, разделенный посередине водоемом, и наконец сам мавзолей.
  Шах Акбар стал строить свой мавзолей еще при  жизни, он хотел, чтобы этот комплекс был усыпальницей всех Моголов. Но время распорядилось по-своему: каждый последующий правитель хотел увековечить свое имя, а не довольствоваться тем, что он сын или внук великого Акбара, поэтому там находится только его могила, а в арке-  могила его мусульманской жены.
  Надо отметить, что как человек шах Акбар был очень образован для своего времени, он собирал около себя лучших ученых, архитекторов, художников. Все это воплотилось в его мавзолее, где соединены индусский, исламский и христианский стили.
  Вначале мы подошли к  воротам, построенным, как и сам мавзолей, из красного песчаника. Стены были богато украшены различными мусульманскими орнаментами, кроме того встречались изображения свастики, шестиконечных и восьмиконечных звезд. Ни местный гид, который водил нас по комплексу, ни наш не смогли  объяснить не только значения шести- и восьмиконечных звезд, но даже и свастики. Видимо, современной Индии эти символы не очень нужны, хотя в аэропорту города Каджурахо я видела хороший альбом символов ( правда, на французском языке). Жалею, что не купила, так как больше мы нигде не видели таких альбомов.
  К мавзолею мы шли по длинному парку, любуясь красивыми экзотическими растениями и цветами. Сам мавзолей представлял из себя большое прямоугольное здание, у которого с каждой стороны от входа  было по пять арок. А посередине арочный вход из светлого мрамора. Могила шаха Акбара располагалась  в центральном овальном помещении, около которой неотступно находился священнослужитель в белом и горели свечи. Надо заметить, что могила была довольно-таки скромной.
  Когда мы вышли из этого темного помещения, гид стал показывать нам чудеса архитектуры, инженерии и  математики, воплощенные в этом здании. Например, когда стоишь прямо перед входом, то видишь по пять арок с каждой стороны. Когда же стоишь на углу здания, то с каждой стороны видно только по три арки, две не видны.
 Далее мы вошли в одну из арок и стали на определенную плитку, хлопнув в ладони. Хлопок был настолькло громким, как звук разорвавшейся хлопушки.
  И далее с нами проделали такой опыт: я стала лицом к стене в первой арке, не видя, где находится Ирина, затем  позвала ее. Она отвечала, как будто бы находится в метре или двух от меня. Когда я развернулась ко всем  лицом, то увидела , что Ирина находится в пятой арке от меня, это метров 30-40, а казалось, что она была рядом. Мы все были поражены и восхищены чудесами рассчетов архитекторов, ведь это 16 век! Вот такая акустика! ( На иллюстрации изображен мавзолей шаха Акбара).
  Когда мы возвращались по парку к выходу , то увидели на дорожках  много обезьянок, видимо, шимпанзе. Мы стали с ними фотографироваться  как все ненормальные туристы. Вдруг появился индус в европейской одежде и насыпал  мне в руку корм, чтобы я покормила обезьянку. Я была в восторге, когда она, стоя как человек, стала есть прямо из моей лодони! Не успела я нарадоваться, как тут же прозвучало "мани-мани". Вот так! Дали бы у нас  покормить собаку, а затем взяли бы за это деньги. Это "мани-мани" на каждом шагу утомляло все больше и больше.
  Затем мы приехали в Агру и разместились в гостинице , опять под названием  "МанСинг"   


Рецензии
Путешествии продолжается. очень красочная картинка вырисовывается в моём сознании. Индия расцветает передо мной как некий экзотический цветок, красивы и завораживающий, но, тем не менее, коварный и опасный. спасибо вам, Наташа! как всегда на высоте ваши рассказы!

Зося Ковалева   13.06.2011 01:04     Заявить о нарушении