Заговорили об умолчанном
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
«Фауст» Гете
В подрумяненный окололетний денек в Московском Культурном Центре при посольстве Чешской республики прошла под руку с улыбками и непринуждённой болтовней за бокалом вина, презентация переведённых на русский язык долгожданных документальных книг трёх поколений известной чешской семьи. Мемуары «Мы не должны были так жить!» её родоначальника, ныне покойного партийного и государственного деятеля СССР и Чехословакии, доктора философии Эрнеста Кольмана. Третье издание на русском языке книги «Нет, я не сожалею… Малая мозаика периода «нормализации»» и впервые представленная в России книга «Нас сблизила пражская весна. Мои встречи, контакты и корреспонденция с Андреем Сахаровым» его тестя Франтишека Яноуха, физика, публициста, основателя легендарного Фонда Хартии-77 и, что не маловажно, чешского друга Андрея Сахарова. А также вниманию российского читателя был представлен роман, частично основанный на личном опыте, «Рядом с алкоголиком. Исповедь жены» дочери Франтишека Яноуха и Ады Кольман Катерины Яноух, шведской журналистки и писательницы, известной в качестве эксперта по сексуальным вопросам, проблемам любовных и семейных отношений, воспитания и ухода за детьми.
На презентацию семья прибыла в полном составе, что стало приятным сюрпризом, ведь ожидалось появление только господина Франтишека. В накрахмаленный зал Центра, по которому то и дело шныряли молоденькие официанты с трясущимися подносами и выпученными глазами, стали подтягиваться гости: чешские и русские друзья Яноуха, господин Посол Чешской Республики со своей свитой, короткостриженной и облачённой в тёмные коcтюмы, и одинокие журналисты, где их уже ждали виновники торжества.
Вот Франтишек Яноух, добродушный старый чех, постаревший, полысевший и местами покрывшийся пигментными пятнами, приятельски здоровается с прибывающими и знакомит с ними свою дочь Катерину, красивую ухоженную женщину, одетую в синее платье с бежевым бантом (а между тем она мать пятерых детей, чему, глядя на неё, с трудом верится). Неподалёку суетится Ада Кольман, густонакрашенная и с убранными в пучок волосами, но очень приятная женщина с мягкими заботливыми чертами. Интересно, что книга физика «Нет, я не сожалею…» вышла в её авторском переводе. «Ада переводчик по неизбежности, а так она микробиолог. Но, когда мы были безработными, ей приходилось зарабатывать на жизнь переводом. Это занятие ей так понравилось, что в последствии она перевела много моих книг и даже редактировала разные переводы», - объяcняет господин Франтишек.
Миленькая девчушка-ведущая с затёкшими мышцами лица (от постоянной надобности улыбаться всем подряд и просто так) отправила господина Яноуха со сцены, где он пытался расположиться, в зал, из выступающих в зрители, дав понять, что позовёт. Тут и посол Чешской республики выступил, и директор Центра, правда, слегка запинаясь и неслегка волнуясь.
«На сцену приглашаю Франтишека Яноуха, его дочь Катерину и … и всё», - говорит улыбающаяся девчушка, поглядывая на отмахивающуюся руками Аду, твердящую, что она будет сидеть в зрительском зале. Но не тут-то было. Яноух засуетился и фразой «Моя жена тоже с нами! Ада Кольман!» настоял на ее перемещении.
Мемуары «Мы не должны были так жить!» Э. Кольмана, впервые изданные в России, хоть и были написаны им на русском языке, – это не только историческое свидетельство, документ, но и психологические размышления революционера-идеалиста. В этой книге можно бесконечно копаться, как в праздничнообеденной тарелке, снова и снова находя поражающие (а местами и разящие) факты незаурядной тяжкой жизни доктора, её перипетий. Здесь беспокойными глазами социально активного человека мы глядим на историю и разглядываем детали её изменчивой походки (то женственно покачивая бедрами, то маршируя по-солдатски). Шаг за шагом мы пробираемся по лесистым и гористым, усыпанным колдобинами и узкоколейками, этапам его жизни от мира детства, сквозь буйство отрочества и зрелости, до седины немолчащего активиста и борца.
Пражский еврей из чешско-немецкой семьи, родственник известного писателя. Слушал лекции Эйнштейна («на лекции Эйнштейн приходил одетым совсем по-домашнему, в свитере, часто без галстука, зато однажды, по рассеянности, явился сразу в двух» - рассказывает в своей книге Кольман о чудачествах учёного). Высидеть их до конца сумели только три студента. «Трое составляют общество – бог-отец, бог-сын и дух святой присутствуют всегда» - было принципом чтеца. Потом попадает в Кремль, посещает Ленина, сидит три года взаперти в Лубянке. Старый большевик просит в Швеции политическое убежище и пишет открытое письмо Брежневу, в котором говорит, что выходит из коммунистической партии спустя 58 лет и объясняет почему (оно обошло первые полосы всех мировых газет!). «Но не буду рассказывать всё, иначе вам будет скучно читать», - прерывается Ф. Яноух.
Он был убеждён, что такая жизнь не может исчезнуть, что её нужно документировать и долго уговаривал тестя написать свои воспоминания, пока не получил шифрованное письмо из Москвы, сообщающее об их готовности. «Я никогда не рассказывал своему тестю, как мы вывозили их контрабандой из Советского Союза», - признаётся физик.
Особый интерес в книге Э. Кольмана представляет «Диалог двух поколений», где Ф. Яноух, озадаченный прочитанным, расспрашивает тестя о мотивах и причинах совершенных им поступков. «Это был допрос, настоящий полицейский допрос. Что ты делал? Как это? Ты написал такую статью? Как ты мог?», - вспоминает господин Франтишек.
Эта книга была бы слабеньким романом, если бы не была основанными на реальных событиях, переживаниях и поступках детальными воспоминаниями, показывающими нам историю, отдёргивая её лицевую занавеску, всё то, о чём старательно умалчивалось.
Также Ф. Яноух презентовал третье русское издание своей книги «Нет, я не сожалею…», возвращающей читателя в период печально небезызвестной нормализации, наставшей после оккупации Чехословакии 1968 года – чистки государственных учреждений «советскими товарищами», продолжавшейся более года. «Предисловие, а точнее его набросок, написанное А. Сахаровым к этой книге, - пожалуй, последняя вещь, вышедшая из-под его пера», - прослезившись, говорит он.
Впервые в России была издана небольшая книга Ф. Яноуха «Нас сблизила пражская весна. Мои встречи, контакты и корреспонденция с Андреем Сахаровым», содержащая его общение с русским другом, в полном объёме законспектированное в двухтомнике, созданном в 1991 году к празднованию 70-летия великого защитника мира и прав человека.
Последним был представлен роман Катерины Яноух «Рядом с алкоголиком. Исповедь жены». В отличие от трудов деда и отца это скорее беллетристика, нежели серьёзное произведение. На вопрос о правдивости написанного, Катерина отшутилась, что книга автобиографична на 86 процентов, в связи с чем по залу прошелся нервный смешок. Нам же она призналась, что многое в книге – вымысел. К примеру, никакой сестры, о которой она так старательно писала, у Катерины нет, «но всегда так хотелось сестрёнку!». «В этой книге затрагивается проблема перевоспитания мужчин-алкоголиков. Она может служить пособием по борьбе с этим недугом общества», - говорит Ф. Яноух.
Занятно, что же общего у столь разных книг трёх поколений одной семьи? «Я сама, в сущности, связующее звено, потому что присутствую в этих книгах, и эти книги присутствуют во мне», - говорит Ада Кольман. Она жила с этими людьми и видела всё, что происходило на страницах их жизней, а теперь и их книг.
На праздничном фуршете, представляющем из себя приятность для желудков гостей и призванном, по словам господина Посла, «улучшить впечатления от презентации», Ф. Яноух так увлёкся закуской, что по случайности и нелепости наступил мне на ногу. Пока он извинялся, я, воспользовавшись щепетильным моментом, спросила его, есть ли что-то объединяющее книги, представленные на презентации, кроме его жены и родственных отношений их авторов. На что он ответил: «Я пишу книгу, делаю книгу, издаю книгу, когда мне кажется, что там что-то интересное, полезное для других. Общей идеи нет. Одна семья, так сказать. Случайно совпало, что книги вышли почти одновременно. Они отображают судьбу одной семьи в разных исторических планах».
Свидетельство о публикации №211061100541