Солдатская смекалка
….
В беседах с моим другом полковником –пограничником Глущенко, мы касались всяких сторон службы рядового состава на дальних заставах, до которых добраться нелегко. В несении службы в немалой степени помогает ответственность и смекалка каждого бойца. Вот и вспомнились пара случаев применения солдатской смекалки. Первый случай говорил о том, как с успехом природный ум помогает решать возникшие проблемы: в условиях высокогорных застав водители сталкивались с отказом двигателя при подъёме на сопки. Бензонасос в условиях низкого атмосферного давления работать отказывался. Что делать? Один водитель решил эту проблему великолепно, при подъезде к подъёму, он разворачивал машину и взбирался на сопки задним ходом, при этом топливо из баков устремлялось в карбюратор самотёком. Прекрасный способ! Как показала практика, этот водитель был наблюдательным и внимательным человеком. Горный Алтай ещё изобилует степными сурками тарбаганами, чьё мясо любит местное население. Зверьки неуклюжие и необычайно любопытные, стали лёгкой добычей водителя. Он внезапно влетал на бугорок около норы зверька, резко тормозил, любопытный сурок любопытно стал свечкою, а водитель успевал выскочить из кабины, догнать тарбагана и оглушить его бляхою от ремня. За поездку в кузове солдата набиралось с пяток живых зверушек, которыми он снабжал вольнонаемную местную прачку.
Напротив, с другим образцом смекалки Глущенко познакомился при посещении высокогорной заставы «Аргамджа», расположенной в дивной красоты альпийской долине. ( но это только с июня по июль). Остальное время здесь господствует зима – суровый край с глубокими снегами, по которым ездить способны только заставские водители. Крутые наледи, морозы за 50 градусов…
Вдобавок, отдалённость от ближайшей заставы около двухсот километров, и то, только через Монголию. Глущенко попал на заставу в декабре. В самый пик морозов, когда воздух « скукоживается» от мороза до такой степени плотности, хоть режь его ножом. Приехали туда вместе с замполитом комендатуры. Знакомясь с заставой, обошли территорию, осмотрели помещения и строения. Намётанным глазом Глущенко подметил, что около котельной как-то необычно вел себя солдат заставы. Выясняя его личность, узнали у начальника заставы, что рядовой является специалистом по ЗАС (засекреченной аппаратуры связи) и на этом успокоились. А вечером дежурный по заставе доложил, что этот солдат неадекватен и «бузит». Видя это, разбирательство отложили до утра. Дознание выяснило, что солдат заправил огнетушитель брагой. Для её созревания он огнетушитель зарыл в остывающий шлак, где брага бродила при крепком морозе. Глущенко осматривал котельную и остановился у кучи шлака как раз там, где солдат зарыл огнетушитель. Испуганный этим, солдат выпил несозревший продукт и его полностью развезло. Вопреки губительному морозу, пряча зелье в горячем шлаке, солдат смекалку направил в своё русло…
Свидетельство о публикации №211061100659
Мы так брагу ставили в минометном стволе. А что? Летом не то что тепло, - жарко. Так что миномет куда в тенечек приспособишь, он стоит себе, никому не мешает. Спотыкаться о него никто не спотыкается, но и ругани никакой нет. Стоит миномет и стоит. Значит, так надо. Взвод готов!! А если вдруг ответный огонь, так и двух оставшихся минометов - вполне. Тем более, если и иные взвода батареи огнем поддержат.
И всё было чин-чинарем, пока комвзвода замену не прислали. Молодого лейтенанта, прямо после выпуска. Погоны ещё и запылиться не успели. Естественно, лейтенант молодой, горячий, энергии - вагон. Он первым делом и сыграл боевую. Ну, мы выскочили, два миномета развернули, ящики с минами подтащили - к стрельбе готовы! А он - куда там! А третий миномет?! Мы ему и так и так, не надо, мол, тащлейтенант. А он всё своё - Что, типа, неисправен, так оружейника надо вызвать. Да нет, тащлейтенант, исправный он, но... Не надо!
Куда там, будет он каких-то бойцов слушать. Раз мы не идем к Магомету, он сам подскакивает к миномету, надульный чехол сдергивает, выхватывает мину из ящика и... В трубу её! А выстрела... А выстрела - нет. НЕЕТ!!! Мина так, чпок, пошла, пошла медленно по трубе. Но брага-то её не пускает! Мина остановилась и... И вверх начинает подвсплывать.
Ну, наш лейтенант, он же всё это видит - по теории щас, в стволе должно рвануть! - глаза во-от такие, сам белый, как мел, кричит: "Ложись!!" и сам падает посреди огневой...
В общем, всё благополучно закончилось. Брагу пришлось вылить, мину извлечь потихоньку из ствола (она же на боевой не встала, брага её не пустила к бойку и его жало не накололо капсюль в хвостовике). Но взводный у нас месяца три заикался очень сильно...
Конечно, сейчас немного стыдно, а тогда мы такие злые на него были. Тебе же дедушки говорят: "Не надо", ну, вот какого черта? И продукт почти готовый испортил, и сам пострадал!! Из-за своей же недальновидности и упертости.
Константин Кучер 27.07.2016 14:02 Заявить о нарушении