Разные типы равенства

            Равенство — это совсем даже не однородное понятие, это как цвет снега для художника, для которого он никогда не бывает белым. Однако скрытая неоднозначность равенства — это ещё и огромный повод для демагогии, просто невероятных размеров рычаг, подпирающий собой дверь прогресса и естественного благоденствия. Этот прогресс и это благоденствие (почти всеобщие) могли бы быть у нас, если бы к понятию (к категории) равенства мы подходили бы адекватно, как к художественному определению цвета снега, как к точному расчёту дозы лекарства, как к нужной гайке на нужном месте, а не абстрактно до инфантильности.

            Мы сейчас знакомы с равенством в его безальтернативной форме, так и назовём его: «безальтернативное равенство». Оно характеризуется своей абсолютизацией, отсутствием каких-либо оттенков, учёта нюансов и волшебными свойствами, какими наделяются ковёр-самолёт, гусли самогуды и скатерть самобранка. Безальтернативность такого равенства заключается в том, что до полного примитивизма произведено упрощение его получения, т.е. достижением совершеннолетнего возраста и нахождением вне зоны заключения. Вся остальная масса людей (надо отметить — довольно неоднородная масса) уравнивается в правах без всяких условий. При этом нет никакого учета различий: работает ли этот человек во благо общества или соблюдает исключительно свой шкурный интерес; отдаёт ли он себе отчёт в своих поступках и выборе (в житейском и политическом) или готов своё первородство отдать за чечевичную похлёбку (пример Сергея Кургиняна); заботится ли он о своей жизни, своей репутации, своей семье, своём окружении, своей стране или он просто алкоголик, который губит свою жизнь и жизнь своих близких. Безусловное безальтернативное равенство скрыто потакает многим негативным общественным процессам, в результате которых наверх выходят совсем не те, кто достойны там быть. Волшебные свойства, которыми наделено это равенство как в сказке наносят колоссальный ущерб обществу, в котором мы с вами живём, потому что нет ничего разрушительнее, чем инфантильно-волшебное отношение к реальной действительности. В результате, пока большая часть населения слушает сказку про ковёр-самолёт, скатерть самобранку и всеобщие права, определённая часть населения может производить свои манипуляции обществом.

            Другой тип равенства требует сложного отношения к себе, но он того и достоин, ведь равенство — это слишком сложный механизм, чтобы позволять себе его характеризовать волшебными понятиями из гуманистической сказки. Этот другой тип равенства — эффективное равенство, которое учитывает общественный эффект от каждой личности; которое этот эффект выверяет между расходом и дивидендом; и которое может быть достижимо любой личностью по её желанию в сочетании с её волей, что вполне справедливо. Эффективное равенство — это, прежде всего, равенство в самом человеке, равенство между его общественной ответственностью и его общественными возможностями; между его моральной нагрузкой и моральной (да и не только моральной) отдачей общества по отношению к нему. Это как модель многоскоростного велосипеда: если мы едем в гору, то включаем пониженную передачу; если по прямому ровному асфальту, то обычную дорожную; если с горы, то повышенную. В любом случае нагрузка остаётся практически одинаковой, равной. Эффективно ехать при оптимальной для организма нагрузке, а уж в гору или с горы — это вопрос ситуации, которая требует включения адекватной передачи для соблюдения равенства нагрузки.

            Это более сложный тип равенства, но ведь и нельзя верить в сказки, когда вам поручен атомный реактор. Нельзя рассчитывать, что после сборки можно обработать рашпилем. Не однородное, не безусловное, не безальтернативное равенство может привести нас к прогрессу, а эффективное, учитывающее и поддерживающее баланс прав и ответственности, дивидендов и отдачи во всех смыслах. Этот тип сложного равенства сам по себе поддерживаться не будет, он требует системы учёта позитивных вложений и накопления репутации — главного капитала личности. Это и было так в условиях общественной обозримости, но города росли, люди перемешивались как домино на столе, и всё стало определяться случайностями и это почему-то стало считаться справедливым. Тогда в мегаполисах появились ловцы удачи, которым выгодна мутная вода. Но сегодня некий цикл технического прогресса завершается в том смысле, что, создав когда-то неразбериху необозримости, он сегодня может вернуть нам общественную обозримость через создание электронной социальной сети, в основном предназначенной для накопления и учёта главного человеческого капитала — репутации. И именно этот капитал и должен со временем определять все права и достоинства каждой личности. Это и есть равенство, но только эффективное равенство; равенство, при котором человек полностью сам сможет определять направление и качество своей жизни без каких либо случайностей и везения.

            Эффективное равенство подразумевает принадлежность личности к определённому общественному статусу. Эта определение будет обусловлено не случайностью, не подкупом, а исключительно самой, что ни на есть общественной широкой репутацией с помощью сети, позволяющей отдавать свой ежедневный голос каждому участнику. Отдавая голос на станице человека в его пользу, я повышаю его статус, но и несу ответственность за этот свой поступок собственным репутационным капиталом, что сейчас полностью отсутствует. Общественность не подкупишь, и общественное впечатление сольётся из единоличных впечатлений о любой личности и станет объективным даже при случайных флуктуациях, если цена голоса каждого будет соответствовать его статусу. Добиться этого можно с помощью социальной сети нового типа, репутационно-статусной социальной сети. В ней будет происходить естественный отбор, распределяющий всех на свои места с высокой степенью объективности и эффективности.


Рецензии