Фаик

               
     За окном свист. Сегодня играем в футбол на лимонад. Я спешно одеваюсь.
     - Вова, ты куда?
     - Ребята зовут.
     - Ты уроки сделал?
     - Да. Ма, дай деньги на лимонад.
     - Я скоро всю зарплату буду тратить на твой лимонад.
     - Ма, двадцать копеек же всего!
     - На, иди. Много не бегай.
     Я выбегаю на улицу. Ребята уже ждут. Наконец все собираются, и мы делимся на две команды. Опять Фаик в другой команде, значит, опять мне просить у матери деньги на лимонад. Фаик - наша гордость, гордость нашего дома. Третье место "на Союзе" на приз "Кожаный мяч" – это вам не хухры-мухры. Но рост, как говорят, метр пятьдесят с кепкой. Посмотреть, как тренируется Фаик - одно удовольствие. Он набирает четырёх-пятерых пацанов шести-восьми  лет и играет с ними в футбол один против всех. Я бы посмотрел, как бы чувствовали себя Пеле или Гаринча, когда на тебя яростно бросаются пять семилетних бойцов…
     Прошли годы. Пацаны со двора повзрослели, реже стали видеться: у всех семьи, работа. Как-то с Фаиком  увиделись, он мне говорит:
     - Вовка, я тебя со спиннингами видел.
     - Когда?
     - Неделю назад, днём.
     -  Я тогда во вторую смену на заводе был, рыбачил до работы. В субботу и в  воскресенье на море делать нечего: людей как на нашем бульваре, спиннинг негде поставить.
     - Ты где  рыбачишь?
     - Источник, Маяк, Сажевская коса.
     - Я тоже рыбачу.
     - А ты где?
     - Карьер, Ганлы-гёль (Кровавое озеро), озёр тут много.
     - На Ганлы-гёль пробы брали, кишечная палочка зашкаливает.
     - Ганлы-гёль – большое озеро, я знаю, где ловить можно, я себе не враг. Да и видно зараженную рыбу.
     - Это да, она плывёт по-другому. Всё равно увидишь, когда рыбу разделываешь.
     - Давай как-нибудь вместе поедем.
     - Давай.
     Так началась наша совместная рыбалка с Фаиком.

     - Алло?
     - Привет, Вовка.
     - Привет, Фаик.
     - Едем?
     - Едем. Куда поедем? Мы уже с тобой вокруг Баку всё объездили.
     Фаик работает на легковой, возит какого-то начальника. Фаик хороший водитель, и его шеф доверяет ему машину, так что проблем с транспортом у нас нет.
     - Твоё какое дело? Много спиннингов с собой не бери. Возьми один-два на дурака.
     - Не понял. Зачем мы тогда едем? Я лучше дома посижу.
     - Джыз-быз будем кушать. Я приготовлю на рыбалке. У меня рождение. Я сына с собой возьму.
     - Джыз-быз приготовить  на рыбалке?! Ты за "базар" отвечаешь?
     - Отвечаю.
     - Поехали.
     Джыз-быз – это страшная вкуснятина, готовится из внутренностей барана: кишки, сердце, печень, легкие, почки. Но это очень сложное блюдо, только  немногие способны приготовить хороший джыз-быз. У Фаика получился потрясающий джыз-быз.

     - Алло?
     - Привет, Вовка.
     - Привет, Фаик.
     - Едем?
     - Не едем.
     - Почему?
     - В свою ванную зайти не могу.
     - Как это?
     - Штукатурю. У меня всё отваливается.
     - Сколько дней ты штукатуришь ванную?
     - Неделю.
     - Понятно. Я сейчас приду, посмотрю.
     Пришёл Фаик, посмотрел на потолок, потом на меня, потом снова на потолок, потом снова на меня
     - Вовка, вот эти пять квадратных метров неделю штукатурить можно?!
     - Не умею. Не моё это. Я тебе твой телевизор отремонтировал? Это я умею.
     - Отойди и не мешай. У тебя ненужная одежда  есть? Я надену.
     В моей одежде Фаик был похож на Чарли Чаплина, но с безумными своими чёрными, озорными глазами.
     - Твоё дело раствор и то под моим руководством!
     За час Фаик мне заштукатурил  всё. Я бы так никогда не сделал.
     - Всё, Вовка, пошли покурим…

     - Алло?
     - Привет, Вовка.
     - Привет, Фаик.
     - Что делаешь?
     - Телевизор ремонтирую.
     - Бросай это грязное дело. Пошли на стадион Ленина, на "Нефтчи" посмотрим.
     На "Нефтчи" я смотреть не хочу, достаточно того, что я смотрю его по телевизору, он играет во второй лиге. Но ещё меньше я хочу ремонтировать телевизор – нашёл уже три неисправности, но телевизор по-прежнему не работает. У меня уже был такой  случай: шесть неисправностей было.
     - Пошли.

     Приходим мы с Фаиком на стадион. Народу гораздо больше обычного.
     - Фаик, почему сегодня так много народа?
     - От жён сбежали.
     - Почему именно  сегодня сбежали?
     - Что ты пристал ко мне? Ты пришёл, они тоже пришли.
     Сели мы с Фаиком, начался матч, "Нефтчи" пропустил гол, и с таким счётом команды ушли на перерыв. Начался второй тайм, и диктор по стадиону объявляет, что на матче присутствует первый секретарь Коммунистической партии Азербайджана – по стадиону прошла волна оживления.
     - Фаик, ты меня притащил на стадион, чтобы я с первым секретарём поздоровался?
     - Тебе всё плохо - людей  много, первый секретарь! На футбол смотри!
     - Это ты называешь футбол?! Мы на лимонад и то лучше играли! Ты помнишь?!
     - Помню. Сначала на лимонад, потом на пиво, потом на  деньги. Ты лучшим вратарем был.
     - Ты о себе не забывай. Твоё третье место на приз "Кожаный мяч" – дорогого стоит.
     - Я по-другому относился к футболу, чем вы. Не хочу вспоминать. Футбол – это жестокая вещь.
     - Любой спорт – жестокая вещь. Тренеры на всех этапах должны быть хорошие, чтобы, не дай Бог, травму не получить тяжёлую, чтобы дядя за спиной был, чтобы толкал тебя. Моему другу, Сашке Сняткову,  десятиборцу, свои же шест подпилили. Он порвал все мышцы, а должен был ехать "на Союз".
     - Давай лучше смотреть футбол.
Каждый задумался о своём. Я вспомнил свои молодые годы:
     - Давно  было. Козырев – тренер сборной Азербайджана по лёгкой атлетике меня на тренировки звал. Я не пошёл.
     - Почему не пошёл?
     - Дурак был. Он видел, как я на стадионе СКА тысяча метров с закрытыми глазами пробежал.
     - Зачем с закрытыми глазами бежал?
     - Зачёт по физкультуре в институте сдавал. Перед этим книжку о новозеландском чемпионе мира по бегу прочитал. Он бегает с носка на носок. Я решил попробовать, как раз на зачёте на тысячу метров. Двести метров пробежал и больше не могу, очень высокая получилась скорость, да ещё перепил перед этим. Остальные восемьсот метров бежал из-за упрямства. Глаза открывал иногда, чтобы с дорожки не сбиться. Козырёв  всё понял. Он сам ко мне подошёл и предложил.
     - Надо было идти. Такой шанс один раз бывает.
     - Давай  лучше смотреть футбол.
     По стадиону прошла волна.
     - Фаик, что ты весь второй тайм крутишься, ты кого высматриваешь?
     - Человека ищу.
     - Бинокль бы взял.
     - Я его без бинокля увижу.
     Опять по стадиону пошла волна, но уже она и не стихает. На стадионе стоит непонятное оживление. Некоторые даже встают.
     - Фаик, что творится со стадионом?
     - Увидишь!
     И вдруг диктор по стадиону объявляет:" На замену выходит Анатолий Банишевский." Встал весь стадион. Первый секретарь стоя аплодировал вместе со всеми. Весь стадион кричал: Баня, Банишевский, Баня" Так народ прозвал своего любимца. "Баня" – наша легенда, наша гордость,  нападающий с мировым именем. Забивал голы всем и бразильцам тоже. Но где-то в 1970-ом, Баня пропал. Ребята говорили, что спился.
     - Фаик, ты знал, что выйдет Баня? Ты почему молчал?!
     - Если первый секретарь знал, ты думаешь - я об этом знать не буду? Если бы я тебе сказал – было бы неинтересно…


Рецензии
Добрый день, Владимир! С удовольствием прочитала рассказ. Спасибо. Мой шестилетний внук любит футбол. Может тоже будет футболистом. С самыми добрыми пожеланиями,

Татьяна Комиссарова   30.01.2024 06:53     Заявить о нарушении
Хорошее было время...

Владимир Задра   30.01.2024 08:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 55 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.