От царя до апостола колено вениамина

                Продолжение
                ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

  История эта случилась в Эпоху Судей. Некий левит со своей наложницей, направляясь из Вифлема в Иевус (будущий Иерусалим), остановились с наступлением ночи в Гиве, городе колена Вениамина, надеясь здесь переночевать.
  Но никто из жителей города не захотел их пускать, и путникам пришлось расположиться прямо на улице.
  Здесь и приметил их один старик и пригласил к себе. Когда ослы путников были накормлены и напоены, а сами путники поужинали и готовились ко сну, дом старика внезапно окружили "жители города, люди развратные", требуя от хозяина дома выдать им гостя:"мы познаем его".
  Нарушить долг гостеприимства старик полагал не вправе, поэтому предложил похотливым особям свою дочь - девицу. Однако те отвергли его "подарок".
  Каким-то образом левиту удалось отделаться от нежданных гостей своей наложницей. Он даже вывел ее к ним на улицу.
  А утром оказалось, что несчастная замучена до смерти.
  Левит разрезал труп на двенадцать частей и разослал "во все пределы Израидьские".
  Случившееся всех потрясло, хотя невольно приходит мысль, что не меньше  потрясла и реакция левита, тоже сотворившего то, что никто до него не делал. А, скорее, и то и другое вместе.
  В общем, представители всех колен собрались в Массифе, или иначе "городе наблюдения" колена Вениамина, чтобы решить, как реагировать на совершенное в Гиве преступление.
  Поначалу приняли весьма разумное решение:пусть Вениамитяне выдадут тех, кто виновен в нем, их покарают, чтобы "искоренить зло в Израиле", и дело с концом.
  Однако Вениамитяне заупрямились. Более того, решили, несмотря на огромное преимущество собравшихся, напасть на них! (кстати, по библейскому тексту, соотношение было таким:около двадцати семи тысяч Вениамитян  и четыреста тысяч - представителей остальных колен, хотя к цифрам этим и из других текстов надо относиться с определенной настороженностью:кто их считал, а если считал, то каким образом?).
  Два раза Вениамитяне разбивали сборное войско в пух и прах, и только в третий раз  удалось их перехитрить и победить, сделав вид, что снова убегают от них. Вениамитяне погнались за ними, а сидевшие в засаде противники вошли в Гиву и сожгли ее.
  Казалось бы, на этом война должна была закончена. Возмездие совершено, да и оказалось слишком уж несоразмерным.
  Но нет, Вениамитян продолжали преследовать и методически уничтожать, а города их сжигать.
  И здесь уже начинаешь размышлять не только, да и не столько над тем, какими хищными волками были Вениамитяне, но представители остальных колен. Похоже, как минимум, два из них были заинтересованы в ослаблении колена Вениамина.
  Колено Вениамина имело надел, зажатый между коленами Иуды и Ефрема. Колено Иуды было самым многочисленным. При первом исчислении оно насчитывало людей, только годных для войны, семьдесят четыре тысячи шестьсот человек.
  При втором исчислении - семьдесят шесть тысяч пятьсот.
  Надел колено имело самый многочисленный - десятки городов и сел, но лишнего, как известно, не бывает и лишнее не помешает. К тому времени, когда разразилась история с наложницей левита, Вифлеем уже назывался Иудейским, то есть, принадлежал колену Иуды, хотя поначалу был дан колену Вениамина.
  Это вовсе не значит, что колено Иуды завоевало его. Оно могло постепенно поселяться в нем, и "взять" его своей многочисленностью. Во всяком случае, Вифлеем со временем окончательно стал его городом, и здесь родится будущий царь Давид.
  Кстати, когда возник вопрос, кто пойдет впереди всех воевать с Вениамитянами, ответ был быстрый:Иуда. И если вспомнить, что колено Вениамина практически было уничтожено (осталось всего шестьсот человек), а города сожжены, то выйгрыш в первую очередь получало именно колено Иуды.
  А что же Ефремляне? Они были недовольны тем, какой надел им достался еще во времена распределения земли Иисусом Навиным, потому что это был один общий надел им и половине колена Манассии. Не было четкого разделения, кому что принадлежит, да и маловат он был, если учесть, что в колене Манассии было более пятидесяти тысяч людей, способных к войне, а у Ефремлян - более тридцати.
  Недовольные сыны Иосифа, как их еще называли, пришли с претензией к Навину:дескать, мы и многочисленны и сильны, и что же ты нам дал? На что Навин ответил:раз они многочисленны и сильны, то завоюют еще не один жребий (наделы среди семи колен распределялись по жребию).
  В общем, как в воду глядел. Ефремляне, в частности, завоевали земли идумеев, но, вероятно, не только там распространились. В песне Деворы, под предводительством которой часть израильских колен одержала победу над Ханаанским царем Иавиным, есть такие строки:"От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика; за тобою Вениамин, среди народа твоего".
  То есть, Вениамитяне как бы были "на подселени" у колена Ефрема. Хотя колено Вениамина было не таким уже и маленьким:при втором исчислении - более сорока пяти тысяч, по сравнению с первым выросло на десять тысяч.
  Может быть, возникающая время от времени зависимость от других колен, накопившиеся  обиды и привели к тому, что Вениамитяне взбунтовались против всех, не выдав преступников? Хотя наверняка понимали, что неправы, защищая их.
  А воины они были отменными. Обращает на себя внимание особенность воинов Гивы. Их "было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо".
  Подобным мастерством не мог похвалиться ни один представитель другого израильского колена.
  Левшой был и судья Аод из колена Вениамина. Задолго до Деворы он тоже спас израильтян,- от Моавитского царя Еглона, который подчинил себе израильтян на восемнадцать лет.
  Аод сделал меч с двумя  остриями и длиною в локоть, и припоясал к правому бедру, спрятав под плащем.
  К Еглону он явился с дарами, сказав, что у него есть и сообщение, о котором он скажет ему наедине.
  Когда слуги были удалены, Аод поразил тучного и неповоротливого царя своим мечом, оставив его в теле притеснителя.
  Пока слуги спохватились, Аод был уже далеко, а потом собрал на горе Ефремовой израильтян к переправе через Иордан к Моаву, чтобы не дать никому переходить.
  В общем, было уничтожено около десяти тысяч здоровых и сильных Моавитян, а оставшиеся в живых теперь уже на восемьдесят лет покорились вчерашним подданным.
  Аод был потомком внука родоначальника колена Вениамина  - Геры. Он назван в числе тех, кто пришел с Иаковом в Египет.
  Всего вместе с Вениамином их было тогда одиннадцать человек. Младший сын Иакова оказался на тот момент самым многодетным.   
 
   


Рецензии
Эта история с наложницей левита - небылица - вставка позднего послепленного редактора, которую выдаёт маркер "сыны Израиля", совершенно неизвестный первичному, допленному автору исходного текста. Об этом моя статейка:
http://www.proza.ru/2013/12/07/2102

Сергей Крупин 3   12.12.2013 18:00     Заявить о нарушении