Культурный клубок

Российско-американо-белорусский культурный клубок.

Хасидские архивы из библиотеки Шнеерсона** стали в мае предметом международного спора.
Из-за этого спора уже сорвана не одна выставка российских картин и других предметов искусства в США.

В связи с многолетней судебной тяжбой за так называемую "библиотеку Шнеерсона" российские музеи отказываются предоставлять своим американским коллегам предметы искусства из своих коллекций, опасаясь судебных санкций.

Речь, в частности, идет о полотнах Гогена, Каналетто и Сезанна из собраний Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина. Серьезные проблемы грозят четырем широко разрекламированным выставкам в Национальной художественной галерее (Вашингтон) и музее Метрополитен (Нью-Йорк).

"Крайне странный" запрет на вывоз картин был наложен после того, как 30 июля 2010 года вашингтонский федеральный судья Ройс Ламберт постановил, что Россия должна выдать "библиотеку Шнеерсона", хранящуюся в Российской государственной библиотеке и Российском государственном военном архиве, хасидскому движению "Хабад-Любавич*" (Бруклин). Позднее МИД РФ осудил решение как противоречащее международному праву.

Российские официальные лица отказались принять участие в слушаниях на том основании, что вопрос о судьбе "библиотеки Шнеерсона" не относится к юрисдикции американского суда. Министр культуры РФ Александр Авдеев, выступая в эфире радиостанции "Эхо Москвы", предложил хасидам обратиться с иском в российский суд. Но адвокат "Хабад-Любавич" мотивировал выбор своей организации тем, что в российском суде на справедливое разбирательство рассчитывать не приходится.

Российские чиновники не без оснований считают, что вывезенные сейчас в США культурные ценности могут быть арестованы. Обоснованность их опасений косвенным образом подтвердил и адвокат "Хабад": «Мы воспользуемся всеми законными средствами, чтобы добиться исполнения решения. Без всяких исключений", допустив, что обратится в суд с просьбой "конфисковать любые российские предметы искусства в качестве своего рода судебного залога".

Пока спорят дипломаты и юристы, культурный обмен между Россией и США тормозится, но это, похоже, мало кого волнует…

А ведь мы еще не слышали слово белорусской стороны, с территории которой, собственно, и был вывезен архив…

Наша справка:

 *Любавичи – городок в Белоруссии,  ставший эпицентром хасидского движения, возглавляемого в свое время Любавичским ребе и перенесенного волею судеб впоследствии на территорию США вместе с волнами эмиграции из России и СССР.

**Библиотека Шнеерсона – коллекция древнееврейских книг и рукописей, собранная хасидскими раввинами, возглавлявшими с конца XVIII века религиозное движение "Хабад" в белорусском местечке Любавичи (в настоящее время - на территории современной Смоленской области), которое было центром одной из ветвей хасидизма.
Библиотека была основана в начале XX века главой общины любавичских хасидов раввином Иосифом Ицхаком Шнеерсоном на основе коллекции, собиравшейся с 1772 года. Его потомки пополняли собрание, и сегодня оно включает 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 манускрипт.
Хасиды считают библиотеку религиозной святыней: в ней собраны рукописи и книги о хасидизме с момента появления этого течения, центром которого были Любавичи. Это рукописные философские трактаты XVIII столетия и работы третьего любавичского ребе Менахема Менделя, известного также, как Цемах Цедек.
В 1915 году, во время 1-й мировой войны, когда к местечку приблизилась линия фронта, 6-й любавический ребе - Иосиф Шнеерсон покинул Любавичи и переехал со своим окружением и имуществом в г.Ростов-на-Дону, а часть библиотеки (около 12 000 книг, в том числе уникальные издания начала XIX века) сдал на хранение в Москву на книжный склад Персица и Полякова.
В 1918 году коллекция была национализирована по декрету о научных фондах РСФСР и передана в Румянцевскую библиотеку, на основе которой была образована Государственная библиотека им. В. И. Ленина (ныне – Российская государственная библиотека).
Другую часть библиотеки (около 25 тыс. страниц рукописей) Шнеерсон в 1927 году вывез, эмигрировав за границу – сначала в Ригу, а в 1934 году в Польшу. Там в 1939 году она попала в руки нацистов  и была вывезена в Германию. Самому ребе, при помощи американцев, в 1940 году удалось выехать в Нью Йорк и обосноваться в Бруклине, где сейчас и находится мировой центр движения любавических хасидов. После крушения Третьего рейха архив Шнеерсона вместе с другими трофейными документами был перевезен в Москву и передан в Центральный государственный архив Красной армии (с 1992 года – Российский государственный военный архив).
По информации бывшего генерального директора Российской государственной библиотеки Виктора Федорова, после революции и Гражданской войны, когда выяснилось, что за имуществом никто не обращается, книги, упакованные в ящики, официально были признаны бесхозным имуществом и переданы в библиотеку, в соответствии с Декретом о национализации библиотек. Так библиотека Шнеерсона автоматически попала в категорию культурного наследия страны.

По материалам СМИ и открытых источников.


Источник фото - Яндекс-фото.

На правах анонса журнала "НЖ" №5 2011г.
http://www.proza.ru/2011/06/13/798


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.