Красные тюльпаны

Л.П. Менковская-Эйжвертин
Висагинас
Памяти
ветерана Великой Отечественной войны Чупаченко Василия Константиновича
 

Это майское утро в нашем маленьком литовском городке Висагинасе окрашено в нежный цвет первых тюльпанов. Они с раннего утра плывут по улицам, наполняя воздух свежим запахом растаявшего снега, лопнувших почек и зеленой травы. Висагинцы в ожидании праздника. Скоро строем пройдут нарядные ветераны, зазвучит оркестр.
Неторопливо подтягиваются к скромному памятнику люди. Задумчивые березки склонились над Камнем. Здесь покоятся трое неизвестных солдат. Были ли они неизвестными и тогда, когда однополчане наспех захоронили их в лесу после боя, оставив навсегда в незнакомой чаще, нам уже не узнать.
Могильные холмики стирало время, и если бы не беспокойные усилия Василия Константиновича и его единомышленников, уже не было бы и этих холмиков. Сколько их еще, таких же безвестных, навсегда сгинули в наших краях в те незабываемые годы. Конечно, для них это уже не имеет значения, но есть мы, живые, есть наша память и наша совесть.
Меняются времена, меняются традиции, пусть историки разбираются в датах на камнях и памятниках.
Но каждый висагинец еще долго будет вспоминать в этот день звонкий голос Василия Константиновича, который был символом праздника, неизменным атрибутом митинга у Камня.
Горячие слова, не остывающие с годами, неслись над толпой, будоража и волнуя, придавая празднику особую торжественность и радость. Не по бумажке, не по-ветерански задорно, неизменно со стихами, он не надоедал, его выступлений ждали и слушали, гордясь за свершенное его поколением.
Он ушел, но красные тюльпаны укрывают могилы солдат торжественным ковром в этот день по-прежнему, теперь уже в память и о нем, для которого боевые годы были длиной с целую жизнь.

ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!

Холодное ветреное утро воскресенья. Иду, кутаясь в поднятый воротник, согревая нос дыханием. Еще не поздняя осень, но промозглый ветер не оставляет надежды - лето далеко позади.

Впереди маячит что-то красное. Двигается, колышется. Из утренней полутьмы выныривает силуэт бегуна. Уважительно всматриваюсь в приближающуюся фигуру - да ведь это он! Да, так и есть - красный флажок в руке, повязка на лбу и голый торс. Бордовый от ветра и холода, играющий мышцами, издали кажущийся подростком. Изредка в окна выглядывают заспанные небритые лица, и я почти слышу, как мужчины ворчат -Вот чудак…делать нечего…
Прохожие посмеиваются снисходительно: -И кому что доказать хочет.

А он не доказывает, он просто бежит. Каждое утро, каждый день, много лет уже. Бежит, потому что это его нормальное состояние-движение, скорость, ощущение собственного тела. И увлекает за собой, дразня тех, кто помоложе, своей выправкой, бодростью, неутомимостью и выносливостью. Неизменно участвует во всех марафонах, получая награды и восхищение, возглавляет клубы бегунов и приглашает просто знакомых -побежали! Вперед, навстречу ветру, неизвестному и непременно - хорошему. Он в это верит, потому что улыбается даже на трассе, не пропускает знакомых - кивнет и бросит пару фраз на ходу.
Грубые шрамы на спине, не заглаженные ветрами и временем, кажется ,совсем не имеют отношения к этому человеку, потому что его внешность не вяжется со словом- ветеран.

С детства это слово вызывает во мне трепет и почтение .Как Гимн, как кино «про войну»,оно наполнено легендарным смыслом. И слышится в нем не грохот войны, а какая-то усталость, натруженность, прошлое ратное время.

Но никак не хочется называть ветераном Василия Константиновича Чупаченко.

Может быть потому, что он живет нашими событиями, нашей сегодняшней жизнью. И не просто живет, а идет впереди, постоянно что-то организуя и инициируя.

Кто он?
Нужен фотограф - самые качественные изображения получите у него! Нужен организатор похода - ну уж лучше никто не разведет костер, не расскажет интересную историю, не поддержит и не экипирует в дальнюю дорогу. Кого назначить председателем жюри конкурса? Кого пригласить ведущим капустника? К кому за советом по субботнику? А кто знает английский? А все растения в окрестных лесах? А новое блюдо кто знает, как приготовить, а что на даче растет лучше? И все это- он, он, он. Весело, живо ,полно, качественно. За что ни возьмется - класс! Нужен экспромт - без проблем, частушки пропеть - получите. Идеи сменяют друг друга, почкуясь и размножаясь каким-то немыслимым способом в этой седой красивой голове.

УСПЕЛ!

…Раннее утро. Озабоченно поглядывая на часы, Василий Константинович торопится на дальнюю полянку у заброшенного хутора. Надо успеть - солнце стремительно поднимается по небосклону. Сорок минут быстрой ходьбы - и вот она, желанная…

Подставила крутой бочок солнышку, оставив склон в тени. Одуванчики удивленно таращат широко раскрытые желтые глазищи на затаившегося человека с фотоаппаратом. Эти незатейливые цветы плотным ковром раскинулись по косогору, напоминая издали стекающее золото.

Василий Константинович внимательно присматривается, долго топчется на месте, выбирая нужный угол и ракурс. Щелчок…еще, еще… Снимает с таким видом, словно иностранная делегация перед ним, не меньше…Одно слово - чудак-все поля усеяны этими сорняками, и зачем было переться в такую даль.

И только потом, зимой, встретив этого фотографа , я понимаю, в чем дело . Он достает из сумки стопку снимков и с равнодушным видом подает их мне .На одном- тот самый богатый золотой склон .Ну да, красиво…А это что?

Тот же склон, точно такое же освещение, и угол-тот, и ракурс-тот, только защемило сердце почему-то. Ковер косогора сменился на богатейшее белое, пушистое покрывало…Одуванчики раскрылись взору художника своим новым богатством, рассказав о грустной смене возраста, времен года, и наверно еще о чем-то своем, тайном, понятном только душе художника.

Затаив дыхание, я смотрю на снимки, силясь понять, как в таком, простом, могло поместиться столько всего, что заставляет и любоваться, и думать, и помнить…Не отвести взор, контраст потрясает, притягивает. Рассматриваю знакомую полянку так, словно кто-то сделал срез, приоткрыв некую тайну.

Я смотрю на Василия Константиновича - хитро прищурился, улыбается.
-Я боялся опоздать…Просыпаюсь ночью - такой ветер! Вдруг, думаю, сдует пух с моих одуванчиков…Успел!

КТО ЖЕ, ЕСЛИ НЕ Я?!

Я вспоминаю его часто. Никогда - с грустью. Потому что все, о чем вспоминается, не черно- белое , а цветное, яркое, живое.
Вы замечали, что редко мысли бегут плавно и полно, высвечивая эпизод от начала до конца? Чаще это обрывки, детали, одна небольшая картинка из цельного полотна. Как солнечные лучи в пасмурный день - то рассыпаются вокруг, то исчезают, лишь изредка вспыхивая вновь в самых неожиданных местах.

Он входит в школьный зал по-деловому, сверкая наградами. Все в сборе, торжественно и важно рассаживаются ветераны. А ему почести не нужны. Он занимает боевой пост с фотоаппаратом, становится незаметным, своим. А через несколько дней он мне протянет пачку блестящих фотографий, и я ахну от неожиданности и восторга - бесценное богатство!

Сидим в школьной столовой. Обсуждаем очередное мероприятие.
Он умеет слушать. Уважительно склонив голову, прищурясь, одобряет все, что интересно ему. А ему интересно все. Изредка скажет -А может …
И голос, поначалу тихий, станет выше, увереннее, глаза заблестят, и он уже как дирижер. Новое дело захватывает его, он уже видит его реальное воплощение, спорит, предлагает всем подумать. И уйдет, улыбнувшись тепло, чтобы вскоре вновь появиться. Придет и спокойным голосом расскажет о новых потрясающих идеях, готовый сам взять на себя все, что только сможет реально сделать один человек. И, глядя на него, трудно остаться безучастным - дело закипело!

Мы мало говорим в последнее время об ораторском искусстве. Можно ли научиться этому? Наверно. Но главное - внутренняя убежденность в том, о чем говоришь.
Василий Константинович умел заставлять слушать любую аудиторию. Его речи всегда были неожиданными, новыми, подготовленными. Часто перемежались стихами. Он писал их сам, знал произведения многих авторов наизусть.
Его воспоминания о войне были разными - порой он просто рассказывал эпизоды из своей боевой жизни, порой - торжественно воспевал ратный подвиг народа.
Слова, обращенные к детям, были словами не только ветерана, но педагога. Он считал роль свою, роль участника войны, не выполненной до тех пор, пока не донесет до новых поколений ее патриотическую значимость. Для него война продолжалась - война с равнодушием, цинизмом, нашей забывчивостью.

А бывал он и растерянным, и расстроенным. Не раз приходилось видеть, как он стучится в двери к чиновникам разных рангов. Его всюду уважали, но он не бряцал медалями. Иные аргументы шли в дело - логика, смелость, разумность. Беспокойным он был для тех, кто привык мерить жизнь « галочками » и отчетами. И иногда отмахивались от назойливого чудака, которому постоянно хотелось улучшать окружающее пространство.
Маленький, неприметный, в очках, с голосом, далеким от командного, он все же побеждал раз за разом любые величины. Не уставал « обивать пороги », даже если выходил иногда из кабинета начальника пунцовым от негодования.
Что отстаивал он, за что воевал?
Посадки деревьев в поселке, митинги и шествия, памятник неизвестным солдатам, новое оформление в школах, создание спортивных объединений и лагерей, занятость ребят, стоящих на учете, как неблагонадежные…. И много-много разного, не вспомнить всего и не перечесть. Ради детей, их будущего, он до последнего воевал за души подрастающих поколений.
Пафосно, избито? А может быть - уже забываемо?

Многие только догадывались, какой романтичной и красивой была душа этого интереснейшего человека.
Напросилась в гости к нему со своей дочерью. Разговор с истории города перешел на личный архив. Сколько трогательных, незатейливых стихотворений услышали мы!
Он был « на ты » с лесом, со всей природой нашего чудного края. Слушая, я в очередной раз ощутила, что мы живем в настоящем заповеднике. Он знал названия всех растений, животных, собирал и изучал материалы о крае так, словно готовил научный труд.
Фотография внучки. Он рассказывает о ней, а я представляю все живо,как наяву…
-Я усаживал ее на развернутое одеяльце где-нибудь на полянке. (Внучке было лет пять…) Мы доставали свои запасы, я готовил все заранее дома. Хлеб нам приносила лисичка, зайцы угощали котлетами, вороны такой салат заправляли! Попробуй тут не отведай ! Да и без этого на аппетит не жалуемся - отмахали с утра пешком, как большие! Собрали травки целебные, у каждой - своя волшебная история, бабушке - букет из лесных цветов. А по дороге столько приключений было - что взаправду, а что и по щучьему велению…

К каждому новому дню, пока внучка была в гостях, готовился серьезно, как - будто в поход в лес или на озеро шел целый класс.

Я слушаю и ловлю себя на мысли, что немного завидую этой маленькой девчушке. Помнит ли она сегодня, что была в сказке? Хочется верить - всегда будет помнить то лето, когда, приехав из далекого города, полностью завладела заботой, вниманием и творчеством своего легендарного дедушки.
Он умел восхищаться и любить, горячо, по-настоящему, чувствовать и переживать. С виду уже не молодой, особенно если вспомнить - ветеран - он был душой моложе многих молодых. Галантный, корректный, остроумный, веселый. Таким мы его помним.
У Василия Константиновича было любимое выражение. Он часто восклицал удивленно:
-Кто же, если не я?!
Это объясняло многое.

ДВА БЕРЕГА ОДНОЙ РЕКИ

-Кто это? - спросила я у стоящей рядом коллеги.
-Это Мария Александровна, жена Василия Константиновича.
Так я впервые с удивлением узнала, что это - семья. С удивлением, потому что они были так не похожи! Ни тогда, ни позже я не замечала, чтобы они демонстрировали на людях свои отношения. Не могу представить их, идущих степенно под руку или сидящих молча на мероприятии.
Дело в том, что степенно ходить они, особенно Василий, не умели - все больше быстро , торопясь. Да и в разные места, в разное время. И представить сидящих безучастно - ну просто невозможно этих людей!

Эта пара- две разные, яркие и неповторимые судьбы. Удивительным образом объединившиеся в одну, большую и светлую.

Василий - движение, скорость, спортивность. Легкий, худощавый, среднего роста. Мария - королева! Статная, красивая, высокая. Нетороплива, хоть и вездесуща. Это внешне.

Увлечения у них тоже разные. При этом - полная свобода творчества. Ни он, ни она не навязывали друг другу своё. Наверно же обсуждали, спорили, согласовывали, но при этом у каждого всегда были свои грандиозные планы, дела. Оба едва ли не сутками пропадали вне дома.

Они были всегда не просто нужны - необходимы окружающим.
.
Мария - художник-оформитель в школе. Но это как-то было само - собой, между прочим. Неустанный генератор идей, задумывала и осуществляла головокружительные мероприятия и в классах ,где была всегда завидным руководителем , классной мамой ,и в школе, да и в поселке.

Вот один памятный эпизод…

Как гром среди ясного неба - по республике проходит фестиваль « В гостях у сказки», и к нам едут знаменитые артисты кино! Надо не просто провести встречу, а как-то так, чтобы достойно вписаться в рамки фестиваля, создать в школе атмосферу сказки.
Забегая вперед, скажу, что это артист Филлипенко достойно вписался в то, как выглядела школа к его приезду!

В фойе бродит настоящий робот, еще и разговаривает, живые персонажи сказок снуют по этажам, настолько настоящие, что кажется - только что сошли со страниц книжек. В зале - не сцена, а театр. Декорации и свет, задник и стенки оформлены профессионально и с отменным вкусом. Мы, взрослые, были потрясены, что уж о детях говорить…

Но и это все еще не то…Не это главное…Главное - КАК она все это делала. Школа кипела. Она заводила и втягивала буквально всех. Кого и просить не надо было, кто-то сам приходил с инициативой и предложениями, а кого-то - вытаскивала и заставляла. Порой рокот и грохот стояли в коридорах от ее голоса и распоряжений. Ох и попадало же бестолковым…Но к детям обращалась хоть и требовательно, но мягко, с шутками, доверяя и похваливая. Классные руководители безнадежно вздыхали, когда устраивались конкурсы. Хоть в лепешку расшибись, но лучше, чем класс Марии все - равно не придумаешь.

Пожалуй, и не это главное. Что же? Что так отличает ее от других людей? Наверно внутренний огонь, постоянное горение и жажда творчества. И любовь. И талант. И интеллигентность. И ответственность за все, что окружает .И горячая убежденность, что детям надо отдавать себя без остатка. И еще много - много этих -«И».

Впрочем - все это можно слово в слово сказать и о Василии.

Побывав однажды у них дома, я окончательно почувствовала, насколько они гармоничны и едины, эти разные миры.. Единая аура неповторимого дома.
В этих стенах нет привычных гарнитуров и богатых стеллажей с хрусталем. А может и есть, но они не выпячиваются жеманно, бахвалясь и подчеркивая материальное благополучие, как это часто бывает. Они служат своим хозяевам, а не порабощают их.

Здесь царит выдумка, шутка, художественный вкус. Повсюду поделки, рисунки, фотографии, сувениры, оригинальные вывески на дверях, коллекции самоваров и деревенская сбруя в прихожей. Да что в прихожей - еще на лестнице понятно, что тут не просто городская квартира, вы попали в особый мир. Уютная лестничная клетка, похожая на волшебную шкатулку- дело рук Марии.

В доме есть мастерская художницы и фотолаборатория, архивы и десятки альбомов. Нет только равнодушия, скучных вещей и безделья. Есть место всему и для всех - для друзей и родственников, а главное - для обоих огромных миров, которые не мешают друг другу. Да, они разные, но вместе создают единое целое, неразрывное и прекрасное.

В этой семье все непривычно, поставлено « с ног на голову ».Приходят домой не по режиму, а когда это необходимо для дела, могут работать почти до утра над очередным альбомом для друзей, например. Тут мужчина на кухне - обычное дело. Да какой мужчина! В самодельном переднике с уморительными аппликациями, весело и ловко орудует с кастрюльками, поражая шедеврами кулинарного искусства любимую жену и бесчисленных друзей.

Они оба открыты людям, любимому делу, и все же остаются загадкой. Потому что неисчерпаемы души этих прекрасных людей.


                Добрая волшебница Королева Камней (сказка)

В одном лесу, недалеко от города, всё было, как и во всех лесах: росли разные деревья, грибы, ягоды, мхи и травы. Многие звери рыли в нём берлоги и норки, птицы вили свои гнёзда. Но однажды в этот лес приехали злые охотники. Они срезали деревья, чтобы построить себе шалаши, постреляли всех зверей и птиц. Набив мешки добычей, они уехали в далёкий город. А лес с тех пор  загрустил. Деревья стали не зелёными, а серыми, травы пожухли. Птицы перестали в него прилетать, а оставшиеся звери сбежали в другие леса. Остались нетронутыми только камни. Под одним из таких камней жила старая  мудрая змея. Она очень переживала, что её любимый лес потерял краски, былую прелесть и даже привычные звуки. Она поползла к городу. Змея знала, что в этом городе живёт волшебница. Она может помочь лесу и её друзьям-животным.  Змея приползла в парк и спряталась под одной из скамеек. Долго она ждала. Но однажды утром на скамеечку присела женщина. От нее пахло красками, клеем, бумагой, лаком и ещё чем-то, чего было и не разобрать.
Это она! - обрадовалась змея. Она выползла из-под лавки и свернулась калачиком прямо у ног женщины. Та вздрогнула, но не испугалась. Она очень хорошо знала повадки животных и поняла, что это неспроста.  Змея подняла голову, но не зашипела, а поползла медленно в сторону леса. Она замирала, поворачивая  свою голову, и грустно смотрела на женщину. Та поняла, что её куда-то зовут, и пошла туда, куда ползла змея. Вскоре они оказались у леса. И тут волшебница увидела, что лес погибает. Деревья, цветы, трава, мох- всё потеряло свои обычные яркие краски. Только седые холодные камни остались прежними. Женщина открыла свою сумку, достала оттуда краски, кисти и стала быстро рисовать на камнях какие-то рисунки. И, о чудо! Эти рисунки стали оживать. С камней вспархивали яркие птицы, бабочки, удивительной красоты цветы рассыпались по полянам, лес наполнился щебетом и запахами. Змея вновь выползла из-под камня, осторожно обвилась вокруг ноги женщины и уползла. Они поняли друг друга.
Лес был спасён.
С тех пор женщина-волшебница стала рисовать свои волшебные рисунки не только на холстах  и бумаге, но и  на  камнях, на стекле, на сосудах. Она не только сама рисовала, но учила этому  других людей. А дети приходили к ней, брали в руки камни с рисунками, рассматривали картины, и  всё вокруг становилось добрее и лучше: рисунки  словно  оживали, наполняя теплом, радостью и светом весь мир. И душа каждого ребенка, который прикасался к этим предметом или смотрел на них, становилась умнее и  добрее. И почти все они после такой встречи начинали тоже хорошо рисовать, а рисунки их были яркие, интересные и добрые.
У этой волшебницы есть имя. Она живёт в нашем городе. Зовут её МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ЩЕРБАКОВА.




© Copyright: Лилия Менковская1, 2011
Свидетельство о публикации №21101131441


Рецензии
Старое поколение -благороднейшие люди.
А как сейчас достучаться до ребят?
Наверное читать им о таких как ВАСИЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Ирина Склярова   12.03.2012 15:27     Заявить о нарушении
Будем вместе стучать и верить...не может это быть забыто!

Лилия Менковская1   22.03.2012 11:39   Заявить о нарушении