Не такой, как мы. миниатюра о Сергее Есенине

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле.
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле...
*****************************

Сергей Есенин.... Кто он? Первый поэт 20-го века. уличный повеса, золотоголовый чудак. кто? Даже сегодня, спустя век с небольшим со дня его рождения. мы не можем дать точного ответа на этот вопрос. Ясно одно - Есенин не такой, как мы. Есенин - человек со своим особым отношением к жизни. чувствам. творчеству. А последнее было для него всем: дыханием, биением сердца. По сути дела поэзия Есенина есть отражение его жизни. Сергей в предисловии к полному своему собранию сочинений писал: "Моя биография - в моих стихах!".

А стихи у него удивительные, "ласкающие кровью чувств чужие души". Секрет их прост. Есенин, создавая стихотворные шедевры. всегда придерживался определенных правил. Нередко повторял: "Каждый поэт должен иметь свою рубашку". С лирическим стихотворением любил побродить. "переспать ночку". "В корове. Толя, молоко не прокиснет!", - объяснял он Мариенгофу. Для критиков такие правила - тайна за семью печатями. На вопрос: "Сергей Александрович. скажите, как вы пишете стихи?, - шутливо отвечал: "Да вот, присяду на полчасика к столу перед обедом и напишу стишка три-четыре". Потом хохотал: "Зачем дураку знать, что стихи писать - как землю пахать - семи потов мало". Поэт вкладывал в творчество всю душу, отдавал всего себя ему без остатка.

Однако, при всем таланте и даже гении, Сергей - человек. Ему не чужды были слезы, страдания и...одиночество. Последнее сопровождало поэта всю жизнь. Почему? Он не такой как мы. Есенин это понимал и писал в 1925 году: "В этом мире я только прохожий...". Таким Сергей был и в личной жизни. Не чуждый любви, он не имел постоянной спутницы жизни. Изряднова, Райх, Миклашевская, Галя Бениславская... Он посвящал им стихи.Каждая из женщщин бросалась ради поэта из крайности в крайность. Все происходило в такт есенинскому:"Наша жизнь - поцелуй, да в омут". Дункан поменяла дату рождения в паспорте с 1878 на 1884 год. Сергей мечтал жениться на великой артистке. Он грезил сыном, который будет знаменитей, чем сам поэт. Галя Бениславская покончила  с собой на его могиле. Стоил ли Есенин таких жертв? У каждого человека свое мнение на этот счет. Например. для Айседоры Дункан ответ был один. Как-то она сказала подруге: "Забудь, что я великая артистка. Я просто приятный, интеллигентный человек, ценящий Великий Гений Сергея Есенина. Он художник. Он Великий поэт". Многие с ней солидарны.

Теперь насчет дружбы. При всей общительности поэта друзей у него было мало. Галя, Василий Наседкин. Матвей Ройзман - их можно было пересчитать по пальцам. Окружение поэита считало его лучшим другом Анатолия Мариенгофа. Сергей долгое время сам так думал. В 1922 году перед отъездом за границу он посвящает Анатолию стихотворение "Прощание с Мариенгофом". А "друг"? Тот не остается в долгу и создает после смерти Есенина "Роман без вранья". Произведение было резко осуждено в литературных кругах. Тогда Рюрик Ивнев сказал :"Ради сенсации Мариенгоф писал о невероятных эпизодах из жизни Есенина". Шершеневич скаламбурил : "Роман Мариенгофа не книга воспоминаний. а воз поминаний Есенина. творящиго неприглядные дела". Возможно, "Роман" - месть за слова Есенина Мариенгофу: "Я заслонял тебя, как рукою пламя свечи от ветра, а когда я уйду, тебя ветром задует в литературе".

Как бы то ни было, кругом одно сплошное одиночество. Поэт пьет. В 1923 году он пишет: "Я собираю пробки - душу свою затыкать". Невозможность заполнить пустоту души, жизни приводит поэта к трагедии в "Англетере" "Есенин всегда, видимо, чувствовал себя не от мира сего, - писал позже Троцкий. - По причине этой неотмирности мы лишились поэта. Он ушел из жизни без крикливой обиды, без позы протеста. Не хлопнул дверью, а тихо закрыл ее рукою. Поэт кровью (стихотворение "До свиданья, друг мой, досвиданья") попрощался с необозначенным другом. Возможно. Сергей перекликнулся с человеком грядущей эпохи(с тем, кого всю жизнь искал и не мог найти). Сорвалось в обрыв незащищенное человеческое дитя". Есенин предвидел свою смерть. В августе 1925 года он пишет "Я знаю, скоро под низким траурным забором лежать придется мне". Поэт даже придумал себе эпитафию - "любил он Родину и землю, как любит пьяница кабак". Удивительно, почему не слова восхищения и почтения?. Наверно потому, как сказал отец Есенина Александр Никитич, что "он не такой, как мы. Он, Бог его знает, кто.".


Рецензии