От царя до апостола колено вениамина
... И САУЛ ВО ПРОРОКАХ
После бойни, учиненной колену Вениамина, в живых осталось всего шестьсот Вениамитян. И только тогда остальные израильтяне спохватились, и заплакали, и завопили:"Для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?"
Легко уничтожить, трудно - возродить. Эпоха Судей длилась примерно две сотни лет (двенадцатый - одиннадцатый годы до новой эры). К моменту избрания первого царя израильского колено Вениамина все еще оставалось самым малочисленным, и, видимо, маловлиятельным.
Поэтому Саул Вениамитянин очень удивился, когда пророк Самуил сообщил ему, что быть ему царем. "Не сын ли я Вениамина, одного из меньших колен Израилевых? И племя мое не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова?"- изумленно вопрошает он пророка.
Никаких особых достоинств Саул в себе не видел. Он - скромный пастух отцовских овец. Правда, пригож и статен ( "не было никого из Израильтян красивее его;он от плеч своих был выше всего народа"), но это не его личная заслуга, а дано ему от природы.
Правда, после встречи с Самуилом Саул и окружающие вдруг заметили, что он стал рассуждать иначе, чем прежде, - более умно и здраво. Так что сразу посыпались насмешки:"И Саул во пророках?".
Во время коронации царя, которую Самуил устроил в Массифе, Саул даже спрятался в обозе, боясь предстать перед народом, пока его оттуда не извлекли по приказу пророка.
Но и после объявления его царем Саул не почувствовал себя таковым ( как, впрочем, и многие израильтяне, считая выбор Самуила неудачным), и поспешил в родную Гиву.
Какое-то время ничего не менялось в его жизни. Но однажды, приведя волов с поля, Саул увидел во дворе дома послов из Иависа Галаадского. Оказалось, город осадил Аммонитский царь Наас, предъявив его жителям издевательский ультиматум:не трону вас и даже союз с вами заключу, если каждый житель даст выколоть себе правый глаз.
Столь наглое требование было порождено уверенностью, что никто на помощь Иавису не придет, поэтому Наас даже согласился на недельную отсрочку, испрошенную жителями города.
Вполне возможно, что Аммонитянин знал историю этого города, пострадавшего от самих же израильтян в Эпоху Судей. Когда шла бойня с коленом Вениамина, разгоряченные представители остальных колен дали клятву, что никогда не выдадут своих дочерей замуж за Вениамитян. А потом, когда спохватились, что колено практически уничтожено, стали думать, кого же дать в жены тем шести стам Вениамитян, которые уцелели, и уже четыре месяца скрываются в пещерах?
Клятву нарушить они не могли, и поэтому стали разбираться, все ли израильтяне участвовали в войне против Вениамитян. Оказалось, нет, не участвовали жители Иависа Галаадского.
И тогда решено было пойти на них войной, всех уничтожить, кроме девиц, еще не познавших мужа. Таковых набралось четыреста. Остальных двести Вениамитянам предложено было украсть во время праздника урожая в Силоме, где обретался Ковчег Завета.
И вот теперь на город пришла новая напасть. Что значит, остаться без правого глаза? Это значит, перестать быть воином, вести жалкое, подневольное существование.
Разгневанный Саул взял пару волов, разрубил на части и отправил во все пределы Израильские, созывая общий сбор.
Не очень надеясь на сознательность соплеменников, он пригрозил, что такая "воловья" участь постигнет каждого, кто не явится.
Угроза подействовала. Пришло более трехсот воинов, которые были поделены Саулом на три отряда. На утренней заре они с разных сторон проникли в стан Аммонитян и поразили их, а кто смог, тот убежал.
Отныне Саул стал признанным и уважаемым царем и военачальником, чего, похоже, от него не ожидали не только он сам и соплеменники, но, пожалуй, и пророк Самуил.
Пророк Самуил долго сопротивлялся требованию израильтян "дать им царя". Дело было не только, да и не столько, в том, что они хотели быть "как все".
Эпоха Судей завершалась, а среди самих судей все реже встречались достойные уважения. Такие, которые смогли бы объединить израильтян и повести на совместную борьбу с внешними врагами.
А врагов этих было вокруг много, из числа потомков тех, на чьих землях когда-то поселились израильтяне, и которые стремились вернуть некогда утраченное их прадедами и отцами.
Война эта шла с переменным успехом. Если израильтяне ослабевали, довольно часто ведя междуусобные войны, тут же возникали Моавитяне, Аммовитяне, Идумеане и прочие внешние враги. Если усиливались, те смиренно ждали подходящего момента, как в случае с Иависом Галаадским.
Нужна была сильная власть, которая бы смогла объединить израильтян, позаботиться о их боеспособности, а судьям это было уже не под силу. Потому что и судьи были уже не те, как, к примеру, Аод или Девора. Пророк Самуил был человеком Божьим (священником) и одновременно судьей, и определенным авторитетом у населения пользовался, во многом благодаря тому, что он совмещал обе эти ипостаси.
Но вот его сыновья, которых он сам же назначил судьями, "не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно".
Это обстоятельство тоже повлияло на настроение израильтян, начавших требовать от Самуила "дать царя". Ты состарился, сыновья твои не ходят путями твоими, дай нам царя, чтобы судил нас.
Вот это - дай нам царя, чтобы судил нас - особенно не понравилось Самуилу. Это уже было посягательством на его власть. Но поскольку запугать народ не удалось, а требование не утихало, Самуил и выбрал Саула. Видимо, решил, что этот, ничем не блещущий, кроме природной красоты, человек, будет послушным орудием в его руках. Формально царем будет Саул, но властвовать - по-прежнему он, Самуил.
Его надежды не оправдались. Саул оказался храбрым, решительным и самостоятельным человеком. И тогда Самуил вступил с ним в конфронтацию, постоянно придираться к нему. То Саул не уничтожил весь завоеванный скот, то оставил в живых часть пленников, то не дождался его благословения.
И в конце концов заявил о том, что жалеет о выдвижении Саула в цари и больше не хочет иметь с ним дело.
И даже тайно помазал в цари Давида.
Видимо, Саул чувствовал, что Давид не столь искренне расположен к нему, как тот утверждает, иначе не стал бы таким паталогически мнительным.
А, может, и Самуил или его сыновья распускали слухи, подогревая ревность Саула.
Как бы там ни было, но воевал Саул с врагами израильтян, и, в первую очередь, с Филистимлянами храбро, и в одной из битв с ними был тяжело ранен. И чтобы не попасть в плен к врагам, заколол себя мечом.
В том же бою пали и трое его сыновей.
Филистимляне отрубили Саулу голову, а тела его и сыновей вывесили на стене своего города Беф-Сана.
Прослышав об этом, жители Иависа Галадского пришли туда ночью, сняли их тела, вернулись домой, сожгли их, а кости похоронили под дубом.
И постились семь дней.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №211061200491