Эвакуация. Часть 3. Возвращение домой. Москва

               

    Дублинский аэропорт. Досмотр вещей перед посадкой. Таможенник дружелюбно улыбается, просит открыть ручную кладь:
- Оружие, наркотики везете?
- Нет , конечно.
   Бегло просматривает вещи,вынимает мелхиоровую вилку:
- А это? Колющее оружие.
   Жаль, дома теперь в комплекте не будет хватать одной вилки. Брал ее еще в Англию из дому.
- Простите, не знал.
   Медленно перебирает вещи. Подкидывает в руке бутылку ДЖЕМИСОНа:
- Хороший подарок.
   Не был бы ирландцем. Для них не существует на свете никакого виски, кроме ДЖЕМИСОНа... . С самого дна достает толстый крученый пестрый шнур с мячиком на конце. Подарок моей собаке – боксеру Рафи. С явным сожалением говорит:
- Простите, мистер, но и это оружие.
   Должно быть, замечает недоумение на моем лице. Объясняет, сопровождая слова жестами:
- Можно задушить пилота.
   Пошутили, вежливо улыбнулись друг другу. Прохожу в зал ожидания. Без вилки и собачьей игрушки. Зал полон, сидячих мест очень немного. Предыдуший рейс задерживается. Нетерпеливо хожу из угла в угол. Вскоре узнаю, что и наш рейс будет на час позже. Спускаюсь в кафе, нахожу свободный столик. Чувствую, что очень возбужден. Очень скоро увижу жену, дочь... . И лицо Джеймса перед глазами. Он, наверное, уже дома. И сейчас обязательно пьет чай с молоком. Улыбаюсь при этой мысли. Какая-то женщина из отправляющихся почему-то руководит посадкой. На чистом литовском языке приглашает первую группу занять места в самолете. Но вот и нас просят пройти на посадку. По длинному рукаву проходим в самолет. Сажусь. Вот и все, Ирландия. Теперь мне о тебе напоминают лишь три ирландца, громко переговаривающихся в хвосте самолета. Непонятное волнение душит меня. Это сколько же я не был дома? И очень скоро увижу своих. А за окном глухая ночь. Долго тянется время. И вот наконец Вильнюс. Дома. Домой вернулся!!! Ожидаю в очереди получения багажа. Поглядываю на входную дверь. А вот и жена. Показалась в дверях, помахала рукой и исчезла. Наконец на ленте конвеера показывается мой чемодан. Боже, как он медленно ползет. Хватаю его и бегом к выходу. Что твориться в зале... .Люди плачут, обнимаются, целуются ... . Цветы... . А где моя жена? Замечаю ее на улице, у входной двери. Быстро туда. Отстраняется, нехотя подставляет щеку... .И быстрым шагом к машине... .Как бы чего-то стесняясь... . Я сзади, с чемоданом и сумкой. Она за руль, я рядом. Пытаюсь обнять, отстраняется:
- Ну ... .Поехали.
   Поехали так поехали. Молчим. Наконец заговаривает:
- Я сегодня на соревнования уезжаю...
- Что за соревнования?
- С командой ветеранов.
   Что-то новое. Какие ветераны, какая команда? Многое изменилось. Что ты хочешь, тебя столько времени носило по свету... .
 - Во сколько вернешься?
- Сегодня не вернусь. Завтра утром.
   Глотаю комок, сжимает горло... .Долго молчу.
- А что, такая необходимость ехать? Без тебя никак не обойдутся?
- Я еду.
   И все. Встреча с женой состоялась. А дома дочь. Выросла, изменилась. Молча прижимается ко мне, пару минут стоим молча. Наконец говорит:
- Папа вернулся. Теперь будем вкусно кушать.
   Дома обеды в основном я готовил, вот она и запомнила. Рассказывает о школе, подругах.
- А как ты, папа?
- Все нормально, дочка. Скоро опять уезжаю. В Москву. Но теперь будем чаще видеться. Намного. Два раза в месяц буду приезжать домой. И на праздники. Так записано в контракте с фирмой. Здесь приличной работы не найти, а там открываем новую фирму... .
   На следующее утро вернулась жена. Тяжелый разговор.Явно надуманная фраза:
- Поняла, что могу одна жить. Что мне никто не нужен.
   Бред какой-то... . А раньше почему не могла жить одна?
- У тебя кто-то есть? Скажи, я все пойму.
- Нет у меня никого.
   Ничего не понимаю. Но причина какая-то должна быть. За столько лет совместной жизни успел ее хорошо узнать. Расчетливый, практичный человек. Без намека на романтику. И вдруг такие объяснения... . Нет, явно что-то не вяжется... . И очень долго эта неопределенность мучала. Пока вдруг все мгновенно не объяснилось. Но об этом, может быть, позже. А пока тот же разговор:
- Подумай, может это под влиянием момента?
- А чего здесь думать? Дочь уже взрослая.
- Да я не только о дочери. Мы уже не молоды.
- Вот поэтому и хочу успеть для себя пожить.
   В сердцах бросаю:
- Да ты и так всю жизнь только для себя живешь...
   Она, со злостью:
- Нет, для тебя буду.
   Не получилось разговора. Я все еще не понимаю, не могу поверить... .
- Ну что ж... . Раз так, давай разводиться.
- А надо ли?
   Теперь окончательно ничего не понимаю.
-.Как же ты себе представляешь нашу дальнейшую жизнь?
- Девяносто девять процентов семей так живут. И не делают из этого трагедию.
- Как так?
- Каждый для себя. Но не разводятся. А так ведь еще и дом делить надо, и землю.
   Вот теперь ясно. Человек в своем амплуа. Деньги, деньги и ничего, кроме денег.
- Нет! Так я не согласен. Жить под одной крышей с чужим человеком? Не пойдет.
- Ну тогда разводимся.
   На том и порешили. Уезжаю на пару дней в командировку в Голландию, оттуда – в Италию. Надо ознакомиться с оборудованием, которым буду заниматься в Москве. Из Клайпеды на пароме в Киль, оттуда на машине в Голландию. И через Альпы- в Италию. Назад уже весь путь на машине. И снова дома. Перед отъездом в Москву договариваемся, что подаст документы на развод и раздел имущества.
   И вот Москва. Как долго я ждал этой встречи. Прежде приходилось часто бывать здесь. То защита фондов в Главке, то в гости к сестре. Но все это было очень давно. Лет двадцать пять назад. И сейчас приехал сюда как на встречу со своей молодостью. И как же Москва разительно отличается от европейских городов. Церкви, собаки в метро... . И родной говор. С детства привычный русский говор. Толстая тетка в платке торгует мороженым. Белый фартук давно не стиран, помада размазана по щеке... . Милиционер с огромным брюхом вразвалку идет к остановленной им машине. Подленькая ухмылка на жирном лице... .И очень красивые женщины. Немного мрачноваты, не улыбчивы. Но красивы. Очень. Множество забегаловок, где можно по-дешевке перекусить и опрокинуть сто грамм... . Первое впечатление – время здесь если и движется, то очень медленно. Очень немногое изменилось здесь за много лет. Или это мне все просто видется в таком свете? Желание вернуться в молодость? Хочется как можно скорее снова попасть в Третьяковку, в зоопарк. Почему-то именно в зоопарк. Но все это потом. А сейчас по-быстрому за 500 рублей оформляю регистрацию , еду в гостиницу в Измайловском. Вопросы надо решать быстро, цены в гостинице не маленькие, а посему задерживаться здесь долго нельзя. На следующий день через агентство нахожу подходящую квартиру. Станция метро «Дмитровская». До дома спокойным шагом ровно три минуты хотьбы. Долго не находим хозяйку квартиры, потом кого-то нет в агентстве. Дело заканчивается тем, что договор подписываем лишь в половине одиннадцатого вечера. Договор сырой, безграмотный. Понимаю, что завтра все нужно будет переделывать. Чем и занимаюсь до обеда. Затем поиск офиса. Он должен быть небольшой, аккуратный и, самое главное, недалеко от дома. И вот на углу Сущевского вала и 4-ой улицы Марьиной рощи нахожу небольшой трехэтажный домик. В нем офис. Совсем неплохо отвечающий моим требованиям. Оговариваем условия, подписываем договор. Вот и решены вопросы с обустройством. От офиса на маршрутке до Савеловского вокзала десять минут. И оттуда одна остановка на метро до ст.Дмитровская. Вся дорога занимает ровно полчаса. Ничто по московским понятиям. Но зимой, в час пик, мне пару раз приходилось этот путь проделывать за час сорок минут.
   А дальше – закупка мебели в офис, канцтовары... . Оргтехника. Наконец все готово. Офис мне сдают два друга – бывшие военные. Игорь и Леня. Откуда-то Леня притаскивает полукруглый стол, который отлично подходит к моему письменному как приставка. Затем пару стульев. Все, полный комплект. Обмываем это дело. Они рассказывают о своей службе в армии, я им – о жизни в Англии, Ирландии. Никуда не спешим – завтра суббота. Как оказалось впоследствии, субботы и воскресенья стали для меня истинной мукой, днями одиночества и тоски.
   Так постепенно я стал привыкать к московской жизни, к своей однокомнатной квартире с потертым диваном и сломанным телевизором. После работы захожу на рынок за продуктами, готовлю обед, изредка выезжаю в центр. Конечно же, в самые первые дни побывал в Третьяковке. И испытал разочарование. В моих воспоминаниях она мне представлялась несколько иной. Богаче, что ли. С большим количеством картин. Каждую вторую пятницу уезжаю в Вильнюс, в воскресенье возвращаюсь назад. Дом наш стал холодным, чужим... . Очень жалко дочь. И с каждой поездкой крепнет уверенность, что ничего уже вернуть нельзя. Надоели бесполезные разговоры, попытки спасти ситуацию... . Значит, все. Отрезано. Теперь быстрее забыть. И как-то надо вытаскивать дочь. Забрать к себе в Москву? Она по-русски не разговаривает... . Да и школу не бросит. Посмотрим. Но с матерью они совершенно не ладят. До безобразия.
   В 8.00 я на работе. Многие фирмы здесь начинают работу в десять часов, но я по старой привычке прихожу раньше. Да и бессоница началась. Мыслишки по ночам спать не дают... .Просматриваю бумаги, выполняю расчеты. Первой появляется бухгалтер. Говорит, что надо съездить в налоговую инспекцию и в банк. И всюду нужно мое личное присутствие. Придется ехать. Все никак не привыкну к московским масштабам. Полдня добираюсь до налоговой. Она где-то на отшибе Москвы. Огромное здание, в нем пять залов. И море людей. Нахожу нужный зал. У входа – десять автоматов для выбивания талонов с указанием очереди. Около каждого из них- проход в зал. Итого – десять проходов. И море людей,желающих попасть во внутрь. Но не так все просто. Все десять автоматов не работают. Девять из десяти проходов перекрыты. И лишь у одного из них стоит парень и раздает талоны на очередь входящим людям. Но вот и моя очередь. Стою у одного окна, потом у другого. Парень явно что-то напутал с талонами. Начинаю потихоньку заводится. Раздражает такое количество людей, крик, пренебрежительное отношение служащих. Со временем я привык к подобным вещам относиться как к неотъемлемой детали московского образа жизни. Но в тот день... .Понятно, что сегодня я уже ничего больше сделать не успею. В банк отправляюсь на следующий день. Расположен он сравнительно недалеко, так что где-то минут через двадцать я уже там. Вот и двадцать четвертый дом. Банк. Захожу во внутрь. Два небольших помещения. И всего два-три человека посетителей. Никак не могу разобраться, к какому окошку мне надо. Вроде как и нет здесь такого. Подходит высокий полный мужчина и спрашивает, может ли он мне помочь. Конечно может. Излагаю ему суть вопроса и получаю сногсшибательный ответ – банк переехал. Не предупредив своих клиентов. Во всяком случае я никакой информации не получал.
   А по вечерам, когда уходит суета дня, становится тоскливо и тревожно. Когда в 54 года твоя жизнь делает резкий поворот, невольно задумаешься. Есть причина для тревоги. И без того уже столько лет один – Англия, Ирландия. Все вытерпел, полагая, что это временно. Больше терпеть не намерен. Так в моей жизни появилась Леся, одна из немногих женщин, оставивших глубокий след в моей душе. Я как-то сразу почувствовал, что это мое. Веселая,умеющая сказать метко и вовремя, она оказала на меня сильное эмоциональное воздействие. И мне сразу перестало быть одиноко, каждой встречи с ней я ждал как мальчик.
   А с утра на работу. В это время транспорт еще не переполнен. Метро, микрушка... . Водитель – таджик. Мы с ним давно знакомы. Рассказывает про семью, про нелегкую жизнь в столице. Несладок хлеб эмигранта... . Мне ли не знать этого. Хлопаю его по плечу:
- Держись, парень.
   И уже пешком направляюсь к офису. Я же себя в Москве чужим не чувствую. Родной язык, с детства знакомые обычаи... .Ближе к обеду звоню Лесе:
- Как у тебя со временем вечером?
- Давай лучше завтра. Работы очень много.
- Договорились. Пока.
   Надо чем-то занять вечер. Главное – не идти домой. Там стресс неизбежен. Мысли о бывшей семье, о дочери... . Еду в зоопарк. И не объяснишь никому – взрослый мужик, один, порядком уставший на работе, вечером едет в зоопарк. Для меня же это вполне естественно. Еще в детстве, когда в Вильнюс приезжал зверинец, я ухитрялся бывать в нем по два-три раза. А уж зоопарки... .И детство давно прошло, и молодость, а я все по зоопаркам. Был в Каунасском зоопарке не раз, в зоопарках Западного и Восточного Берлинов, в Дублинском зоопарке, в Лондонском. И вот в очередной раз еду в Московский. И был приятно удивлен. Чистая, ухоженная территория. Присмотренные вольеры. Подметенные дорожки. Ламы, слоны, обезьяны...  Мои воспоминания о прежних посещениях куда хуже... .
   Сегодня суббота. Ищем кафешку, где можно спокойно посидеть. Наваждение какое-то – по всей Москве одни суши-бары. Да и там полно народа. Наконец удалось уютно устроится.
- Что ты будешь?
    Заказали. С содроганием думаю, что придется съесть заказ. Всего раз в Вильнюсе пробовал суши... . И хватило. Безвкусная смесь несоленого риса с сырой рыбой... . Ее смеющееся глаза смотрят в упор:
- Не бойся, это вкусно.
- Да не боюсь я, Леська.
- Балда! У тебя же на лице все написано.
   И вот так всегда. Подумать не успею, она уже знает.
   Стоим на кухне у меня дома. Берет из сушилки тарелку, прижимает к груди и резко проводит пальцем по краю.
- Грязные тарелки сушишь?
- Да мыл я их.
- Чистая под пальцем хрустеть должна. Вот так.
   И опять смеющееся глаза в упор. Такой ее  и запомнил. Три года прошло, а мне все смеются ее глаза... .
   Но пришел момент, когда стало очевидно, что домашние дела требуют моего немедленного присутствия. Звоню в Вильнюс, прошу выслать мне замену. Передаю дела, знакомлю с основными заказчиками. Билеты на поезд куплены заранее, вещи давно упакованы. На душе тоскливо и гадко. Вчера простился с друзьями. Игорь по дороге домой потерял портфель с деньгами и документами, Ленька до сих пор не отвечает на звонки. Один стою на платформе Белорусского вокзала. Умел бы, точно бы заплакал. Куда еду? Кто меня где ждет? А впереди долгая и утомительная борьба. И мне очень жаль покидать Москву.
   P.S. С тех пор прошло три года. И лишь два месяца с тех пор, как мои проблемы решены. Ежедневно по скайпу разговариваю с друзьями из Англии, Ирландии. Переписываюсь в Facebook-е. И вдруг три дня назад здесь вижу фотографию Леси. Писать? Не знаю ее реакции... .Наконец отправляю предложение добавить меня в « Друзья». А на следующий день вижу сообщение: ПРИНЯТ. Дрожащими руками пишу первое письмо. И переписка до глубокой ночи... . Ты помнишь? А как тогда, у Чистых Прудов? А шурпа у этого узбека? И грязная тарелка в сушилке?  А тот армянин в такси? Все я помню. Все. И не забуду.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.