Незабываемая лекция

Как известно, в грамматике существуют так  называемые  знаки препинания: запятая, тире, точка, восклицательный знак и тому подобное. Они содействуют выделению каких—то фрагментов текста, фиксируют внимание читателя на важных деталях содержания. Одним словом, «препинают» или останавливают его внимание на чём-то важном.
Для пешехода и водителя тоже существуют дорожные знаки препинания: это сигналы и различные указательные таблички.  Однако, кроме вещественных средств регулировки дорожного движения, имеются и невещественные — регулировщики, инспектора ГАИ.
Помню, как однажды в Киеве мне с отцом довелось соприкоснуться с таковым собеседником. Мы куда—то очень спешили, и, убедившись в отсутствии транспортных средств, стали преодолевать проспект вне пешеходной дорожки, напрямик, да к тому же на красный сигнал светофора. Где-то рядом раздался пронзительный звук милицейского свистка, и вскоре перед нашими очами оказался автоинспектор, чем-то напоминающий юркого сверчка.  Он поднёс руку к козырьку, представился, назвав свою должность и фамилию, и потребовал наши документы. Мой отец стал извиняться, ссылаясь на свои льготы, как инвалида Отечественной войны, показал удостоверение.
— Увы, — горестно вздохнул инспектор, — нарушение правил дорожного движения может вас перевести из категории инвалида в категорию покойника, а на том свете никакие льготы вам уже не потребуются.
— Простите, виноваты, исправимся, — подобно  набедокурившему школьнику, залепетал  отец,  очевидно,  устрашённый  перспективой безльготной загробной жизни.
— Охотно прощаю, — согласился инспектор, — но,  руководствуясь высокоразвитым чувством долга, я обязан провести с вами инструктаж по технике безопасности при переходе улицы. Это будет содействовать продлению вашей жизни и, наверняка, избавит вас и ваших родственников от излишних хлопот, связанных с лечением в больнице, а, возможно, и с погребением на кладбище вследствие трагического исхода дорожно-транспортного происшествия.
— И долго вы намерены нас вразумлять? — полюбопытствовал я.
— О, нет, это  будет  краткая  беседа.  Где—то  полчаса  она займёт, не больше, ибо краткость — сестра моего таланта.
— Но мы очень торопимся, — попытался робко возразить отец.
— Я понимаю вас, товарищи, продолжил милиционер, — но  спешка никогда не приводила к добру, тем более, то ваша жизнь стоит гораздо больше, чем вы сами её оцениваете. Не обессудьте, но прежде всего я хочу дать определение таких понятий, как пешеход, дорога и перекрёсток.
Я сразу уразумел, с  каким  типом  личности  нам  приходится иметь дело, и с готовностью согласился прослушать его лекцию, при этом заметив:
— Может быть, стоит законспектировать основные тезисы вашего наставления?
— Полагаю, что вы и так усвоите этот материал, память у  вас молодая, цепкая. Итак, пешеход. Знаете ли вы, кто такой пешеход? — спросил он отца.
— Тот, кто пешком ходит.
— Не совсем верно. Ребёнок тоже пешком под стол ходит, но не является пешеходом. Пешеход представляет собой лицо,  участвующее в дорожном движении и находящееся вне транспортных средств. И вот этот самый пешеход должен изыскать  путь  для  передислокации  на другую сторону дороги. Этот участок проезжей части, предназначенный для перехода пешеходов через дорогу, называется пешеходным переходом. Это вам надо запамятовать, товарищи.
Очевидно, желая блеснуть эрудицией, наш наставник перестарался и допустил роковой промах: слово “запамятовать” в русском языке имеет смысл “забывать”. Посему мы лучезарно заулыбались, что воспламенило цицероновский пыл гаишника:
— Так вот, товарищи,— продолжил он, — пешеходы должны преодолевать проезжую часть по пешеходным переходам — подземным и наземным, а при их отсутствии — на перекрёстках по линиям тротуаров и обочин. Для этого государство позаботилось о разметке пешеходного перехода и об установке светофора. Это стоит немалых денег, но жизнь человека, конечно, несравненно дороже. А теперь я хочу напомнить вам о значении сигналов светофора: зелёный — разрешает движение, а красный — запрещает.
— Это мы знаем, — воскликнул отец.
— Тем хуже для вас, если знаете, но не выполняете. Почему  в таком случае побежали на красный свет?
— Да поймите же вы, наконец, спешили мы...
— А известно ли вам, сколько горит красный свет? Как правило, не более 30 секунд. И что вы выгадаете за эти полминуты?  Тут горячиться нельзя, товарищи. Вы должны крепко зарубить себе на носу то, что и школьники знают: красный свет — хода нет!
По мере того, как речь сотрудника ГАИ становилась всё более пламенной, мы приходили в унылое состояние.
Заметив это, оратор возгласил:
— Ну вот, теперь я вижу, что вы серьёзно  воспринимаете  мою лекцию! И имейте в виду: я её  читаю  вам  совершенно  бесплатно.  Другие на вашем месте давно бы раскошелились на штраф. А вы, возможно, думаете, что напрасно теряете время, выслушивая мои бескорыстные рекомендации. Поверьте, всё это я творю для вашего блага. При этом я стопроцентно убеждён, что эту лекцию вы запамятуете на всю оставшуюся жизнь. Но лучше прослушать её стоя здесь, чем лежать под колёсами автомобиля. И дабы не оказаться голословным, оглашу вам статистические данные.
Он торжественно извлёк  свою  записную  книжку,  неторопливо отыскал нужную страницу, и зачитал в дрожь бросающую  информацию: в Украине каждые 10 минут происходит авария,  каждый  час  гибнет человек, каждые сутки — двое детей. И если в США из каждой тысячи пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 13 человек, в Германии — 22, то в Украине таковых — 180. 180 из 1000! Вы теперь понимаете, товарищи, что и вы могли оказаться в числе этих 180-ти!
— Слава Богу — Он помиловал нас! — возрадовались мы.
— Всё хорошо, что хорошо кончается, — сказал  гаишник. —  И  в заключение мне остаётся, во-первых, поблагодарить вас за внимание, а во-вторых, пожелать, чтобы мои слова попали не на каменную, а на чернозёмную почву вашего сознания. Весьма приятно было с вами познакомиться и столь полезно провести время.
Мы в свою очередь изысканно поблагодарили нашего словоохотливого собеседника, и искренне пожелали ему не ослабевать в усердии по наставлению заблудших вроде овец пешеходов на путь истинный.
Надо заметить, что эту лекцию я так и  не  сумел  забыть.  И подчас задаю себе вопрос: а что мешает нам, христианам, столь  же усердно разъяснять Правила духовного движения грешникам, нарушающим Божьи заповеди и идущим в погибель?
Так говорит Господь: “Когда Я скажу беззаконнику: “беззаконник! ты смертью умрёшь”, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрёт за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей... И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив” (Иез. 33, 8 и 19).
Да поможет нам Бог настойчиво, но ненавязчиво  и  деликатно предостерегать людей от широкого и скользкого пути,  ведущего  в ад! Будем усердно увещевать их остановиться и своевременно примириться с Господом, пока они не оказались под аварийно разрушенными обломками несостоявшейся жизни.


Рецензии