Переулки джаза

(из цикла "Моя дискотека")

В "Кратком словаре любителя музыки" Штейнпресса и Ямпольского записано: "Джаз, джазовая музыка — род музыки, преимущественно увеселительного характера. Исполняется джаз-бандом".
Джаз возник на рубеже XIX-XX веков в США, в г.Нью-Орлеане, в среде негритянских музыкантов. У колыбели джаза стоят два великих композитора, исполнители-виртуозы Дюк Эллингтон и Луи Армстронг, которые в разное время высказали одну и ту же фразу: "Мы родились вместе с джазом".
Некоторые особенности ритма, лада, инструментовки и манеры исполнения заимствованы из негритянской музыки.
У джаза различные формы — это блюз и румба, рок-н-ролл и чарлстон, буги-вуги и фокстрот. Ни один вид музыки не вносил в мир столько беспокойства. Едва появившись, у джаза сразу появились фанатические приверженцы (так называемые — джаз-фэны) и столь же непримиримые противники. Джаз стали называть любой эстрадно-танцевальный ансамбль, в состав которого входили саксофон или электрогитара. Но думать так — глубокое заблуждение.
Дело в том, что понятие джаза определяется не составом оркестра и его репертуара.
Джаз — это особый тип музыкального мышления и особая исполнительская манера, отличная от европейской музыки. Последняя — есть искусство композиторское, т.е. композитор создает пьесу в виде нотного текста, который может пролежать несколько лет — до тех пор, пока музыкант или оркестр превратит этот текст в звучащую музыку. При этом его можно прочесть с присущей для исполнителя выразительностью, но здесь нет права изменения ни единой ноты. Положение, аналогичное положению в театре: актёр может много двигаться, изменять темп, тембр и интонацию речи, но авторское слово остаётся неизменным.
В джазе совсем иная ситуация — композитор даёт только небольшую музыкальную тему или мотив, как бы очерчивая контур будущей пьесы. Наполнить этот профиль красочностью и перспективой — это задача оркестра, т.е. других исполнителей. В джазе каждый музыкант вправе по-своему развивать эту тему, искать новые варианты. Таким образом, джаз — в первую очередь искусство исполнительское, здесь всё зависит от таланта, фантазии и технического мастерства музыканта.
Но, пользуясь необыкновенной импровизационной свободой, исполнители должны в то время соблюдать строжайшую дисциплину и координировать свои действия с общим планом пьесы. Это своего рода разговор музыкантов: они спорят, обмениваются вопросами и ответами, подшучивают друг над другом, ведут задушевную беседу. Незаметно они вовлекают в своё творчество и слушателей, которые стараются предугадать какую знакомую вариацию сыграет пианист, сможет ли саксофон в точности повторить, а затем и превзойти только что сыгранную головокружительную фразу трубы, удастся ли контрабасисту возместить недостаток ритмической энергии барабанщика, который сегодня оказался почему-то "не в форме".
В быть в форме для джазмена значит, прежде всего, ощущать в себе и придавать своей музыке непрерывную ритмику, так называемый бит. Кстати, совершенно неверно считать, что бит — это просто громкое отбивание такта, во многих джазовых пьесах бит не столько слышится, сколько подразумевается.
Бит — это фундамент джазовой пьесы, здесь переплетаются и взаимодействуют акценты мелодии. Одни акценты совпадают с битом, другие запаздывают, третьи — несколько опережают его. Создаётся как бы волнообразное, лёгкое раскачивание, которое в джазе называется "свинг". Оно-то и приносит чувство полной ритмичности, мелодической свободы и импровизации. Ценители джаза могут простить и технические дефекты, и прямые ошибки, и любые неловкости, но только не повторение чужих, а тем более своих старых собственных импровизаций.
Бит, свинг и импровизация составляют нерасторжимое трио, которое лежит в основе джазовой пьесы. Уберите один из этих элементов — и вы разрушите джаз.
Неизвестно, кто родил джаз, но мы хорошо знаем тех, кого родил джаз — это Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Элла Фитцджералд, Каунт Бейзи, Джордж Гершвин, Олег Лундстрем, Леонид Утёсов, Георгий Гаранян, Леонид Чижик, Борис Фрумкин и т.д.
И коль скоро речь зашла о советских джазовых исполнителей, следует сказать о советском джазе, характерной чертой которого является стремление сблизить приёмы классического джаза и советской песенностью и национальной музыкой.


Рецензии