Земство как историческая аналогия общественного са

Земство как историческая аналогия общественного самоуправления в России.

       С распадом Советского Союза произошёл сильнейший слом нашего государства, общества и жизни каждого человека. Такая степень разрушения бывает только в ходе войн и широкомасштабных стихийных бедствий. и бороться с ней нелегко. Но пока эту беду не осознает большинство граждан.
Дело в том, что системные средства защиты народа пока отрабатываются очень слабо, их практически пока нет, а активный пассионарный слой общества размыт, активность граждан почти нулевая. Что же делать в этих условиях, как отреагировать и поднять сильный патриотический слой, как мобилизовать народ.
  Общественное самоуправление  как первичная, добровольная  самоорганизация граждан по месту  их жительства для реализации и защиты  их прав на сегодня пока - единственная возможность  выживания каждой семьи в сложившихся в стране кризисных условиях.
Новая народная власть стучится в дверь. И надо это осознать и  научится  ради нашего будущего использовать эту возможность, правильно ею пользоваться во имя влага людей на местах .
Общественное самоуправление пришло к нам не случайно – это результат ратификации  местному европейской Хартии по самоуправлению. Её вводили в нашей стране не для того , чтобы поправить нашу жизнь – чиновники, которые вводили эту форму были обязаны ввести её через ряд законодательных актов(Хартия была подписана в 1996 году) и через главный закон «ОБ общих принципах местного самоуправления».
ОС  как форма власти – уникальна, и эта уникальность в том, что если  изначально сравнивать первичные организации , местные отделения любой партии сравнивать со структурой ТОС , то мы увидим весьма большую разницу: в первом случае как бы не были сильны политические либо общественные структуры – они не имеют властных полномочий. Во втором случае изначально любая первичная организация, структура   ТОС даже состоящая из 3 человек, принимая решение на основе законов и Конституции, что они что-то хотят сделать на своей территории  уже имеет властные полномочия.
Был ли исторический аналог?.
 Да, таким аналогом являются традиционные земские структуры, которые вводил Александр -2 около 140 лет назад.
Земские структуры рождались в тяжелейших муках и вызвали огромное сопротивление дворянства, которое беспрекословно господствовало на территории России. Но не случайно императора Александра-2 назвали великим реформатором, так как это была одна из сильнейших реформ России, которая решила достаточно много социально –экономических и политических проблем.

Итак, суть Земства, а фактически и суть нашего сегодня самоуправления, в следующем:
-Отстранить дворянство от беспрекословного господства на территориях, так как в тот период никакие другие слои и сословия не допускались к управлению.
- нанести мощный удар по коррупции . Коррупция была настолько велика, что буквально не знали как дальше жить . И таким путём была найдена формула решения вопроса. если до реформы уездом управляли 20-30 госчиновников, они получали жалование, «распиливали» бюджетные средства и распределяли по карманам состоящих в управлении территорией.
     -  Шёл процесс казнокрадства. И не смотря на усилия царской охранки      ничего не смогли уберечь.     Но как только ввели местное самоуправление , то вместо 20-30 человек уездом стал управлять от государства один чиновник.  Сразу пошла экономия средств и на местах стали решаться задачи за гораздо меньшие деньги.
Итак, император Александр II утвердил Положение о земских учреждениях, которое было опубликовано 1 января 1864г, и в течение нескольких  лет в плоть до 1867г было распространено на 34 губернии Европейской России.
Введение в действие Положения  было возложено на временные уездные комиссии, состоявшие из предводителя дворянства, исправника, городского головы и чиновников от палаты государственных имуществ и от конторы удельных крестьян. Эти комиссии составляли избирательные списки и предположительно назначали сроки созыва избирательных съездов. И то, и другое окончательно утверждалось губернской временной комиссией под предводительством губернатора. На первом земском собрании выбиралась управа, которая должна была к первому очередному собранию представить свои соображения по различным сторонам хозяйства и вступить в заведование капиталами, принадлежавшими дореформенным учреждениям.                Выборы гласных от крестьян были многоступенчатыми:                Избирались гласные на 3 года.  После избрания гласных  собирались уездные земские собрания, на которых обычно председательствовали уездные представители дворянства. На первом заседании уездные гласные избирали из своей среды губернских гласных: от 6 уездов — 1 губернский гласный. В состав губернских земских собраний входили предводители дворянства, председатели управ всех уездов, 2-3 чиновника от казенных и удельных имений. Таким образом, более высокое звено земского самоуправления формировалось на основе непрямых выборов и представительства чинов. Губернские собрания проводились 1 раз в год. На заседаниях председательствовал губернский предводитель дворянства. Для текущей работы и уездные, и губернские собрания избирали управы в составе 3 человек: председателя и двух членов.                Основным принципом Положения 1864г. являлся принцип имущественного ценза, причем на первый план выдвигались интересы дворян-землевладельцев, с интересами же промышленников и крестьян считались мало. Преобладающее влияние на местные дела оказывало дворянство. Когда в Государственном совете был выдвинут вопрос о земстве, министр внутренних дел и одновременно председатель земской комиссии П.А. Валуев, как бы извиняясь за половинчатость реформы, заявил, что "первый шаг не должен считаться последним, что учреждение земства есть лишь создание формы, которая засим по указанию опыта будет наполняться соответствующим содержанием".
           Результатом работы комиссии стала законодательная регламентация функций земств. Земские собрания получали в свое ведение в основном дела местного хозяйства, являясь местными хозяйственными общественными союзами.                Положением о земских учреждениях устанавливалось, что их ведению подлежит распоряжение местными сборами губернии и уезда. У земств находились:                а) устройство и содержание дорог, мостов, перевозов и верстовых столбов;         б) наем домов для рекрутских присутствий, становых приставов и судебных следователей;                в) содержание подвод при полицейских управлениях и становых квартирах; г) содержание посредников по специальному межеванию и канцелярий посреднических комиссий;                д) содержание местных по крестьянским делам учреждений;                е) содержание статистических комитетов.
             В целом земство располагало скудными средствами, и главным источником новых доходов являлось право облагать земских плательщиков новыми налогами. Для всякого улучшения, которое предпринималось земством, ему за неимением других источников, приходилось прибегать к повышению налогов. Участие земских учреждений в народном образовании, в создании условий народного здравоохранения было допущено только в хозяйственном обеспечении, т.е. земство могло ассигновать известные суммы на дело народного образования и на врачебную часть, но распоряжаться этими суммами оно не имело права. К хозяйственным делам, на которые распространялась компетенция земства, относились также взаимное страхование и развитие торговли и промыслов. Но даже в таких узких пределах земства не пользовались свободой и самостоятельностью: многие постановления земств, заключения займов, проекты смет требовали утверждения губернатором или министром внутренних дел. В начале 60-х годов правительство относилось довольно благоприятно к деятельности земских собраний, несмотря на столкновения и шероховатости, которые установились между отдельными земствами, с одной стороны, и местной администрацией с другой. 
Теперь сделаем несколько выводов.
1. Земства как органы местного самоуправления появились в ряде губерний Европейской России, так как правительство Александра II осознало колоссальное отставание в развитии России от передовых европейских стран.                2. В период с 1864 по 1918 гг. земство провело огромную хозяйственно- культурную работу, существенно изменившую многие стороны жизни и быта населения. Среди основных мероприятий, реализованных земством в целях удовлетворения местных нужд, следует выделить развитие системы народного образования, организацию квалифицированной медицинской помощи, проведение различных агрономических мероприятий.
3. Социально-экономическую активность земцы стали проявлять с момента введения “ Положения о земских учреждениях ” 1864г., достаточно жестко критикуя этот закон, ведя борьбу за расширение своих полномочий, стремясь освободиться от излишне назойливой опеки административной власти. Земские ходатайства 60-х –80-х гг. XIX в. дают достаточно яркое представление о взаимоотношениях власти и земства, о тщательных попытках последнего добиться своих прав
5. Земство, никогда не остававшееся лишь хозяйственным придатком государственной власти и всегда стремившееся к известной самостоятельности, порой оказывалось, как в начале XX в., на авангардных ролях в борьбе за введение парламентаризма и основных гражданских свобод, находясь все время на гребне общественно-политической волны, не спадавшей до 1918 г.


Рецензии