Глава 5. Гвалиор

Наутро нам предстояло ехать  в город Гвалиор.
Гвалиор - это четвертый по величине город Индии, он находится в 122 км к югу от Агры в штате Мадхья-Прадеш.
  Нам купили билеты на поезд в вагоне первого класса.
По пути на вокзал наша машина  стояла у шлагбаума минут 15-20. За это время пришлось увидеть самые разные картинки. Часто ехали телеги с овощами, фруктами, сеном, а на вершине восседала индианка с роскошным черным узлом волос, в красивом полупрозрачном сари яркого цвета с блестками и с грязными босыми ногами. Казалось, что какое-то неземное существо приземлилось из космоса на эту телегу и слезка запачкало свои ножки.
 Еще одна особенность Индии: если водителю  или пассажиру нужно справить малую нужду, то они делают это при всех на обочине дороги, ничуть не смущаясь других пассажиров.
  И еще понравился один типаж: рядом со шлагбаумом была тумба или постамент. На ней сидел в "позе лотоса" очень интересный человек с красивым темным телом и седыми волосами до плеч, хотя на вид ему не было и сорока лет. Одет он был в узкую набедренную повязку. Я залюбовалась этим персонажем и сказала об этом Ирине. Наши взгляды с ним встретились, и я прочла в его глазах некую усмешку и превосходство: мол, вы несвободные людишки, копошитесь, копошитесь, а я сегодня восседаю на постаменте, а завтра буду валяться на помойке, зато я свободен! Вот такой философ!
  Вокзал оказался обычным одноэтажным строением в духе колониальной Индии, но что творилось внутри- такого ужаса мне никогда не приходилось видеть! По перрону ползали оборванные нищие и калеки, смотреть на это было невыносимо, сердце сжималось от боли за них.
  Еще врезалась в память девочка лет семи, одетая в какие-то лохмотья, с запачканным личиком. На руках у нее сидел  годовалый малыш, видимо, это был братик, а рядом с ней крутились  два мальчугана лет 4-5. Они просили милостыню. Иностранцы, стоящие рядом, дали деньги одному из мальчишек. Когда это увидела девочка, она погналась за ним, не выпуская малыша из рук. Вы бы видели ее лицо! Такого лица не бывает у детей: оно было искажено злобой и гневом. Когда она догнала мальчишку, то стала его бить со всей силы  и что-то кричать.Она не была похожа на ребенка, это была какая-то фурия! Вот что делает голод с детьми! Есть Тадж-Махал и есть такая девочка. И это тоже Индия!
  Потом все бросились к железнодорожным путям. Мы думали, что подходит наш поезд, но, оказывается, по шпалам бегали здоровенные крысы величиной с кошку. Иностранцы, ехавшие с нами, стали их снимать, видимо, никогда не видели таких здоровых особей.
 Наконец подошел поезд, он напоминал электричку с сидячими местами.
Наш вагон был первого класса, поэтому там были мягкие сиденья по 3 места друг против друга, а посередине столик. Вначале пропустили нас и иностранцев, и мы заняли эти места. Остальные ехали стоя, поезд брали приступом, некоторые индусы  висели на подножке, держась за поручни. Поезд ехал довольно-таки быстро, и мы боялись, что кто-нибудь сорвется. Оказывается,  для  них - это привычный способ передвигаться.
  За окном был однообразный сельский пейзаж, ехали мы  2,5 часа. И наконец- Гвалиор.
  На вокзале  наш ждал другой автомобиль с водителем и помощником. Сколько приходилось негативного слышать о таксистах Индии: водят автомобиль как хотят, правил не соблюдают, да еще зачастую бывают в наркотическом состоянии. О наших водителях , а их у нас было три на протяжении всех поездок, ничего плохого сказать не могу: одеты опрятно в светлые рубашки, которые меняли каждый день, чистые, акккуратные, выбритые. Видно, что туристические фирмы дорожат своей репутацией.
 Итак, мы в Гвалиоре. Город был известен уже в 6 веке,  там правила Раджпутская династия, один из ее представителей Ман Сингх ( не в его ли честь названы гостиницы?) вынужден был покориться шаху Акбару в начале 16 века.
  На высоком утесе на протяжении 3-х километров расположен старинный форт, который строился и переделывался последние двести лет.
  По дороге, ведущей к форту, прямо в скалах высечены  скульптуры джайнистских святых. Вначале мы подумали, что это будды. Одни из них были огромными, метров 15, другие размером с человека, третьи- совсем маленькие. В основном фигуры были изображены во весь рост, но некоторые сидели в позе лотоса  на каменных постаментах с орнаментом . У всех на груди были обозначены точки солнечного сплетения в виде ромбика. Эта энергетическая точка в Индии называется сахасрара. Самое интересное, что несмотря на то, что все эти скульптуры, грубо вытесанные из песчаника, были обнаженными, у них не было и намека на их пол. Я где-то прочитала такую мысль, что святые  не ощущают своего  пола, они настолько отдаляются от всего мирского, что не олицетвлоряют себя ни с мужским, ни с женским полом.
  Сколько лет этим святым, неизвестно, хотя древнейшая  религия джайнизма  возникла в 6 веке до н. эры. А главный принцип этой религии- не нанести вреда ни жизни человека, ни животному, ни насекомому. А самому надо стать безразличным как к своим радостям, так и к горестям. Тогда, считают джайнисты, человеком достигается гармония. Вот и стоят эти каменные святые с отрешенными лицами, без горести, без радости  и без пола.
  Форт, построенный еще в 16 веке, возвышается на 100 метров, можно добраться к нему из города по извилистой дороге, ведущей вверх, но мы поъехали к форту не снизу, а сверху.
  На территории форта имеется несколько дворцов, храмов, здание, в котором раньше  располагалось войско и водохранилище.
  То, что раньше было казармой с башенками и балкончиками, представляет из себя жалкое зрелище после того, как там побывали англичане. Видны следы от ядер, красные стены закопчены от взрывов.
 В одном из зданий форта сейчас находится частная школа для детей высокопоставленных родителей.
 Снаружи прекрасно выглядит дворец Ман Мандир.( Он изображен на фотографии).Его мозаичные стены окрашены в лазоревый цвет с позолотой. Сохранились различные росписи:  орнаменты из голов кобр, уточек, слоной и даже крокодилов. Хорошо видны рисунки попугаев, являющихся в Индии символом любви. Странно, а у нас говорят: "Болтливый как попугай".
  Снаружи дворец украшен ажурными башенками, балкончиками, решетками.
В этом дворце имеется игромное количество комнат, но, к сожалению, ни росписи, ни инкрустации из драгоценных камней не сохранились. Со стен сорваны мраморные плиты, остались лишь голые камни. Остается только представить, как выглядел это дворец раньше.
 Зато сохранились любопытные инженерные сооружения: во дворце была система кондиционирования, между стен было пространство, куда подавалась холодная вода в виде брызг. Еще было так называемое "переговорное устройство". В этом индусы, конечно, были мастера, мы уже столкнулись с необыкновенной акустикой в мавзолее шаха Акбара.
  В одной из комнат, в которую мы заглянули, было огромное количество летучих мышей, и они с писком бросились на нас, так как мы потревожили их многовековой покой, а мы с таким же писком и криком бросились оттуда. Нечего нарушать чужую территорию.
 Наша группа из шести человек шла сверху вниз, спускаясь все ниже и ниже, и наконец мы попали  в круглый зал, где в потолок были вмонтированы два больших кольца. В путеводителях этот объект значится как "кольца для качелей дочерей шаха", но мы услышали от нашего гида совсем другую историю.
 В этом дворце жил шах, у которого было 8 жен из богатых и знатных семейств. Но никто из них не родил ему ребенка. Тогда он решил жениться на  девушке из народа. Вскоре у нее родились два мальчика. Понимая, кто будет наследником и что их ждет в этом случае, все восемь жен объединились и решили отравить молодую мать и ее детей. Заговор раскрылся, и шах вынужден был отселить  подальше девятую  жену с детьми, построив для нее  отдельный дворец. Он хорошо виден сверху из форта. Кстати, очень красивый дворец.
  История  стара как мир. Вспомните сюжет  А.С. Пушкина " Сказка о царе Салтане". Как портниха, повариха и баба сватья Бабариха решили избавиться от молодой царицы и ее сына. Везде идет  борьба за власть.
 Но если вернуться к истории, то надо вспомнить, что форт Гвалиор был завоеван еще при шахе Акбаре, затем его достраивал и переделывал шах Джахан.
  У шаха Джахана было, как мы помним, восемь сыновей. В Индии не существовала система передачи власти от отца старшему сыну и далее от старшего к младшему. Но Джахан всегда хотел видеть  наследником своего  престола  старшего сына, рожденного от Мумтаз, тем более, что этот сын был образован, увлекался философией и, как и его отец и дед, лояльно относился к индусам и их традициям.
 Следующим сыном был Аурангзеб, которого хан Джахан сделал отличным военначальником и покорителем земель .Так как у  Аурангзеба были войска, он объединил свои усилия со своим младшим братом Мурадом и сверг своего старшего брата, а своего отца хана Джахана посадил, как мы помним, в темницу.
  Теперь он стал полноправным властелином Индии. В отличие от своих предков Аурангзеб был ярым мусульманином и очень жестоким человеком, ни перед чем не останавливающимся  для достижения своих целей.
  В Гвалиоре правил его брат Мурад, хоторый и был тем шахом, имеющим девять жен, но теперь Аурангзеб решил избавиться и от него. Он захватил форт и дворец Ман Мандир и в комнате, где были кольца, повесил  своего брата. 
  Под этой комнатой находится еще одно помещение с круглым бассейном. После гибели своего мужа восемь жен  устроили в этом пустом бассейне самосожжение . Говорят, что перед этим действием женщины принимают достаточное количество опиума, поэтому не чувствуют боли.
  Я спросила нашего гида, почему женщины после смерти мужа вынуждены идти на костер. Это традиция или что? Он объяснил, что богатые жены шахов не хотели идти в услужение к победителям и, чтобы не быть служанками, предпочитали смерть,
  Может, все это туристические байки, но звучат очень внушительно.
. Кстати, еще немного о шахе  Аурангзебе. Им построены большие и красивые ворота при въезде в Гвалиор и некоторые другие здания.  Но вся  его жизнь  прошла в военных походах. Он завоевал практически всю Индию и даже Афганистан. Но символично следующее: умирая 89-летним старцем по пути из неудавшегося  военного похода, Аурангзеб писал в последнем письме к сыну: "Жизнь, столь ценная, ушла ни на что". А сколько пролил крови своих родных в борьбе за власть!
 Сверху со стен форта мы видели красивый и большой мавзолей, который построил шах Акбар для своего учителя.
 На этом комплекс храмов не заканчивается. На обратном пути нам встретился храм бога Вишну, построенного  индийским шахом  для своей тещи в 9-10 веке. Храм изумительный, небольшой, с орнаментом из танцующих девушек. Их фигуры, созданные из песчаника, такой красоты и изящества! Есть и отдельные танцовщицы около полуметра высотой.
  И рядом на площадке находится 25- метровый храм бога Шивы. Он тоже построен из желтого песчаника, но на нем нет изображения девушек, зато мирно шествуют слоники и слоны и много геометрических орнаментов.
  Около этих храмов стайкой стояли местные мальчуганы и что-то у нас просили, но это было не "мани-мани", мы несколько раз их переспрашивали, они говорили  какое-то слово "чампу". До нас дошло, что это такое, когда находящиеся рядом немцы вытащили из сумочек одноразовые шампуни и мыло из гостиницы. Теперь и мы стали забирать из гостиниц  моющие средства. Дети были им рады и тут же около колонок с холодной водой намыливали себе голову. Получается, что и мы внесли свою лепту  в улучшении гигиены Индии.   
  На этом сюрпризы форта Гвалиор не закончились. Когда мы покидали это место, то последним объектом нашего осмотра была сикхская гурудвара ( это такой храм в форме кукурузы или ананаса. ). Это образец южно- индийской архитектуры. Он был построен в 9 веке и посвящен любви. К сожалению, все главные индийские боги были разрушены Аурангзебом, который , как мы помним, был ярым приверженцем мусульманства, но кое-что осталось. По периметру снизу вверх изображены скульптурки женщины, мужчины и их учителя- тантриста. После брака молодых отдавали в храм для обучения премудростям любви  В первый день  учитель показывал  девушке, как нужно  обниматься, целоваться, на второй день он учил этому  юношу, а на третий день  под его руководством они совместно обучались азам любви. Все эти уроки  можно увидеть на стенах храма.
  На правой стороне этого храма мы увидели прелюбопытную картину, когда три мужчины друг за другом, как паровозик и 2 вагончика предаются любви. Этот эротический храм является более древним, чем храмы в Каджурахо.
  Конечно, когда наш гид показывал эти скульптурки, он очень смущался, тем более, что ему было всего 26 лет, и он не был женат. Он робко спросил нас, есть ли у нас "такое" и знаем ли мы "об этом?" Мы его успокоили и сказали, что все мы знаем и все у нас есть. Он перестал нервничать и вроде бы успокоился.
 А я полагаю, что эти храмы создавались как наглядные пособия, чтобы учиться великому искусству любви.
  Далее мы направились в небольшое поселение под названием Орчха. По пути нам встречались величественные форты и дворца- символы былого процветания южной Индии, но мы довольствовались лишь тем, что все это снимали на видео. Начало темнеть, и мы прибыли в Орчху.


Рецензии
Здравствуйте Наташа!Поразило поведение жен. Настолько быть гордой, что предпочесть смерть рабству? Это меня потрясло!

Зося Ковалева   03.07.2011 01:51     Заявить о нарушении
потому что жили роскошно и ничего, кроме секса не делали, а тут быть в услужении у кого-то? не хотелось. а еще причина в том что у них другое отношение к смерти.

Наталья Ческидова   03.07.2011 22:24   Заявить о нарушении