Ожидание счастья, или обыкновенная история

Татьяна Чехова. Повесть «Все проходит»
http://www.proza.ru/avtor/mamlakat0256&book=7#7


«Уж очень хотелось любить и быть любимой.
Не получилось».
     Т.Чехова


Возможно, мне повезло: читала повесть, законченную, не ожидая выхода очередной главы.
     История из жизни двух героев: мужчины и женщины.
Вечная тема любви и предательства, прощения и ожидания. И это было… и это пройдет… Но! Для каждой пары это только Их история, их чувства, их переживания, надежда и  боль. Похожее уже было, случается, еще не раз повторится, и вряд ли кого удивит рассказанная автором  история. Однако для Наташи – это Ее судьба,  происшедшее с Ней, а не с кем-то. Тема судьбы обычной, ничем не примечательной женщины, рядовая судьба, каких, предполагаю,  большинство: женщина-мамка мужчине, женщина, жалея мужчин, выбранных ею самой3, безжалостно бросает свою жизнь (но и детство детей) под  ноги, как тряпку. Автор, понятно, сочувствует своей героине, но, тем не менее, откровенно повествует о жизни одной из Наташ, своих современниц.
Вероятно, образ собирательный, но история несостоявшегося «личного счастья», несостоявшейся женской судьбы типична для женщин. И читательницы, конечно, сопереживают литературной героине, видя в ее обнаженных чувствах, тревогах и болях, неудачах что-то свое.
    
     Наташа  могла быть свидетелем похожих историй, но Чужих. К своей истории никто не готов, никто не ждет предательства… Выбор – единственное, что есть всегда. Но каждый распоряжается этим шансом по-своему.  Каждый выбирает для себя и по себе. Судьба молодой женщины – по сути, цепочка сделанных ею выборов. Каждый раз она сомневалась,  не доверяя себе, советовалась и сама делала свой выбор. Никем не принуждаемая, не находясь в крайних ситуациях, когда трудно, бывает, принять правильное решение. Она выбирает, чтобы быть , как все. Выбирает, чтобы доказать, что и без «него» они справятся. Выбирает в наивной надежде, что он еще пожалеет, о своем поступке. Выбирает, бездумно веря, что своей любовью и заботой, жалея и нянчась, спасет алкоголика. Т.е. каждый раз главным мотивом выбора является не ориентация на собственные желания, не обеспокоенность собственной женской судьбой, а стремление (в чем-то присущее русским женщинам) жертвовать собой ради любимого. Но достоин ли тот такой жертвы и нужно ли ему это? Наташа не задумывается. Ее удовлетворяет выбранная вторая роль, ибо главная – это партия мужчины, и ему, кумиру, она верно служит. Да, именно служит… Не здесь ли корень ее  кривого древа судьбы?

      На мой взгляд, странные события случаются в жизни двадцатилетней девушки на выданье. Дочь родителей, у которых не сложилась семейная жизнь, и сама – дитя развода. Отец и брат, упомянутые в начале повести, остались далеко, вне ее жизни. Нет отца, нет защиты. А рядом мать – шизофреничка, подозрительная и ограниченная, всячески подавляющая и унижающая юную девушку немотивированными подозрениями. Она вроде бы и хочет уберечь дочь от жестокого и злого мира, но, по сути, лишает ее всякой свободы, навязывая собственное видение жизни – все, как в кривом зеркале...
Удивительно ли, что энергичная, активная в школе, вне дома, в своей личной жизни Наташа оказывается беспомощной, безвольной, без сопротивления принимающая совет мамы?

     Зачитываясь стихами Асадова, юная Наташа – максималистка мечтала о красивой и большой  любви и доверяла словам поэта:
   "А если я в жизни не встречу такой,
                То мне совсем никакой не надо"!
Но стихи  стихами, а будни буднями. От нечего делать инфантильная барышня встречается с Иваном, решив, не мудрствуя: «Лучше, чем дома сидеть». Она и сама понимает, что их короткие встречи не похожи на любовь, какой она себе ее представляла. Но это не особо беспокоило Наташу: ее устраивало «положение девушки на выданье».
     Личность, которая просматривалась в начале повести, не родилась, увы. Быть, как все, -  такой выбор двадцатилетней девушки разочаровывает меня, как читателя.
Наташа делает серьезнейший  жизненный выбор, положившись на тривиальное: все замужем, «а она чем хуже?»  да на материнский совет: «Не пьет, не курит, работяга, тебя любит».
Действительно, что еще нужно молодой женщине для счастья?!
Однако, заметим, это не те, черты характера, которые привлекают девушку в Иване, а то, что является главным … для матери (!).
И не дожидаясь большой и красивой любви, пошла Наташа замуж за «положительного» героя, в ожидании женского счастья.

     Но! Жизнь героя - работяги не задалась: уличен в даче взятки (почему взятка? – не знаем), осужден, и тут женская жалость поднялась, как на дрожжах, и затмила разум. На мой взгляд, так произошла невольная подмена любви жалостью и жертвенностью…  Пусть я не нахожу, за что можно было бы полюбить «серенького» Ивана, но, возможно, героиня  увидела нечто, непонятное другим. Согласна, и так бывает: «ни за что», есть рядом мужчина, которому приписывают ранг «защитника», доблести типа «не пьет – не бьет» – и женщина счастлива.  Действительно чувствует себя довольной мужем и своей судьбой (глядишь, у других-то гораздо хуже, а живут, не расходятся…). Пусть так!

     Но! Превращение своей жизни в поклонение  сотворенному идолу? Тут и портрет Ивана на стене, со взгляда на который начинается новый день, и ежедневные письма, которые заменили ей жизнь, и разговоры с дочерью о необыкновенном папе, авторитете семьи… 

     Но! Любил ли этот мужчина жену и дочь? Сомневаюсь как-то: не заметила… А вы? Впрочем, позднее мы узнаем, что за двадцать лет, уже в разводе, отец ни разу не поинтересовался, как живет его дочь, не заботился о ней, даже поздравительной открытки имениннице ни разу не прислал…
     Так почему столько сил и души отдано никчемному мужчине?  Объяснение простое: женская жалость. « Жалость переполняла Наташу. Она представляла Ивана голодным, холодным,  одиноким в чужом городе и было обидно, что  нельзя запаковать дом  и отослать ему». Жалость – жалость… Искренняя, жертвенная, самоотверженная, именно ее молодая женщина приняла за любовь:
«От жалости до любви один шаг  - это про нее». Так решила  Наталья, так и жила, в ожидании встречи, в ожидании счастья.
Только вот «идол»  оказался обычным мужиком, которому ничто не чуждо, когда семья далеко: появление другой женщины, рождение сына. Редкость ли?

     Для Наташи, положившей на семейный жертвенник каждый день из трех лет ожидания, кажется естественным, что муж вернется, и они будут, наконец, счастливы. Удивительно ли, что письмо Ивана оказалось совершенно неожиданным: она «была убита, растоптана  предательством, свет померк и время остановилось»? Как и большинство женщин в подобной ситуации, Наташа думала о своем горе, как незаслуженном ею, единственном в таком роде, искренне  недоумевала, почему Это случилось именно с ней: «Как ты мог! Как ты мог так поступить со мной?!»
Отчаявшись, она потеряла себя, сломилась морально и психологически, но необходимость матери и дочери вынуждали к продолжению будней.

     Обида жгла, убивала: поверить в предательство любимого мужчины? Кто смог бы?! И ей, как и большинству женщин, хотелось …возмездия: чтобы Он сожалел о случившемся. «Наташа  горела от негодования, обиды  и желания доказать Ивану, как он не прав и хотела одного, чтобы он пожалел, что так поступил с ней».
Случай «доказать» представился: тридцатилетняя женщина встретила другого  – Виктора. Снова советуется с матерью. Но здесь женская интуиция, наконец, подала голос:  Наташа выбирает для себя гражданский брак (осмотрительность или предчувствие?).

     Что интересно здесь? Психологически героиня повести выбирает вновь тот тип мужчины, которого она будет жалеть – любить, снова будет в роли заботливой и всепрощающей мамки. Снова жертвенность? Или неосознанный самомазохизм? Отказ от собственной жизни ради активного присутствия в жизни чужой. Почему эта молодая женщина совершенно не любит себя? Почему считает себя обязанной, должной возиться, как нянька, с вполне взрослыми мужиками?

      Непросто принять выбор Наташи: почему Виктор?
Успешная на работе, образованная, она уже должна бы иметь свой взгляд на жизнь, уважать в себе Женщину, понимать, для чего, собственно, живет, осознавать свои желания и действия, тем более пережив муки предательства.
Но, увы, Наташа представляется весьма заурядным типом женщины, с простыми запросами: выбирает мужчину для жизни, не думая, к чему это приведет. У нее нет подруг (почему? – это осталось за рамками повести), и снова советчики – две матери, женщины предыдущего поколения, но не ровесницы…
И снова не удалось «доказать, что у нее  все будет хорошо». Но героиня не учится даже на собственных ошибках.

     Предавший единожды, готов предать снова. Но, вопреки всему, Наташа наступает на те же «грабли» - спустя много лет неожиданно прощает Ивана и, более того, снова верит, что теперь-то они навсегда «вместе -  в любви, заботе, нежности…»

     Желание любить и быть любимой – вот единственный мотив ее выбора. И уже не имеет значения, что теперь будет страдать другая женщина от мужского предательства, что теперь сын лишится отца. Она, все это пережившая, не может сострадать другой женщине? Да, с опозданием Наталя осознает, что на чужом горе счастье не построить. Но! «Учителем» вновь стал Иван: именно он принял решение вернуться к Ольге и сыну. Наташе остается лишь запоздалое прозрение: «На чужом несчастии – счастья не построишь».

     Вот такая невезучая героиня повести.
Но только ли невезение причина ее бед?
Жизнь по привычной траектории - по кругу: начинается и заканчивается все тем же Иваном.
В своем стремлении к любви, эта женщина, как бабочка, летит, не задумываясь, на новый огонек… Опалив «крылышки», Наташа готова вновь рисковать: не много ни мало, как  собственной судьбой.
На протяжении всей повести она, прежде всего, жалеет своих мужчин, именно жалость побуждает ее к поступкам, именно жалость подменяет любовь, именно жалости к себе ждала она поначалу от Ивана: «Пожалел бы меня».
Жалость деструктивна для женщины, она разрушает ее личность, изменяет качественные критерии в оценке собственной жизни, приводит к бесполезной трате энергии, сил, сгоранию души на огне ложных жертвенников.
«Жалость к нему, жалость к себе  переполняла, отнимала  силы и время, необходимые для других дел и не давала взамен ничего, кроме чувства безысходности».

     Вот такая невезучая героиня повести.
Но только ли невезение причина ее бед?
     Следует отметить, что на примере  Наташи мы прослеживаем характерный вид психологической зависимости женщины в отношениях с мужчиной. Ее мысли и действия постоянно привязаны к нему, любимому. Отношения зависят не от нее, а от него. Такая зависимость в значительной степени  определила не только будни, но и жизнь в целом, ее эмоциональное и  физическое состояние, ее отношения с другими людьми. Все интересы молодой женщины связаны только с семьей: муж, мама, дочери. При такой патологической зависимости для отношений с подругами не остается ни места, ни потребности. Так  удивительно ли, что вся жизнь Наташи - будни зависимой женщины, и жизнь ее определена, в целом, лишь  отношениями с мужчиной?

     Отказ от себя, как от личности, не в этом ли одна из причин неудач женщины на пути к "большой и красивой"?
Выбор мужчины – это выбор женской судьбы, но, увы, к нему Наташа не готова, слишком инфантильно ее сознание и слишком велика доминанта жалости, как основного мотива выбора. Жалость – любовь? Лишь такой она видит это чувство? Жертвенность ради самопожертвования? 
Когда же Наталья была счастлива? Оказывается, было-таки, но недолго. «Ощущение счастья и желание любить. Четыре месяца ожидания -  четыре месяца счастья». Только это и запомнилось ей, как счастливое время...

     Вот такая невезучая героиня повести.
Но только ли невезение причина ее бед?
Посмотрим, насколько привлекательны мужские образы повести, именно через них автор показывает судьбу Наташи.


***
     Иван.
     Поразительно равнодушие мужчины к женщине, приехавшей к нему на короткое свидание. Наташа потрясена, разочарована, чувствует себя обделенной: «Столько не виделись, а  говорить не о чем. Мне казалось, что мы будем говорить всю ночь напролет, а он уже спит. Он только о материальном, а о чувствах ничего.  Принимает все, что я делаю  за должное. Может, это и правильно, но так хочется ласковых слов. Пожалел бы меня».  – Думает она бессонной ночью, под стук колес проходящих поездов (но так и ее судьба – ушедший без нее поезд).
     И снова встреча, через много лет, после решения уже немолодых людей вновь быть вместе.  Но все буднично, Иван не выказывает особой радости от встречи. А добросердечная женщина, умеющая только жалеть  да сострадать, легко обманывает себя,  относя все к усталости с дороги… Характерно, насколько по-разному восприняли они встречу.
«- Здравствуй, заждалась, - прижимаясь к нему, шептала Наташа. - Как доехал? Устал?
- Да,  спать хочу.
- Ложись. Давай я тебя покормлю и побегу на работу. Приду сегодня раньше.  Договорилась, что на днях возьму отпуск. Хочу быть с тобой. Соскучилась, - ласкаясь к  Ивану, шептала Наташа.
- Да, что там уже. Зачем отпуск? – как-то невнятно, не смотря на нее, произнес  он».

     За много лет, никак не проявив внимания к дочери, Иван легко убеждает Наталью:
«…Я всегда помнил о вас. Часто вспоминал, вернее никогда не забывал».
И женщина верит тому, во что ей хочется верить… (Но разве не так же обманывают себя женщины в реальной жизни?!).


     Виктор.
В повести ему отведено немного места. Но и этого достаточно для характеристики.
«Не то, что счастливой, даже спокойной совместную с Виктором жизнь нельзя было назвать.  Под давлением Наташи  он лечился, кодировался, но результатов хватало совсем на немного. Даже рождение дочери, ничего не изменило».
Как и все алкоголики, он клянется, обещает, а Наташа надеется и верит, «спасает». Но, в конце концов, мужчина и женщина расстаются. Причем, обычный «торг» - жена не подает на алименты – и мужчина исчезает из ее жизни (заодно, и из жизни дочери).


***
     Интересна еще одна нить повести: короткая глава об одиночестве вдвоем. К сожалению, оно нередко, как для женщин, так и для мужчин. И, пожалуй, это самое тяжелое одиночество. Женская душа уязвима, женщина, девушка, девочка – каждая хочет любить и быть любимой. В любом возрасте она продолжает … ждать заблудившуюся где-то птицу счастья.
«Ей  хотелось любить и быть любимой. Хотелось женского счастья, любви, заботы, нежности, всего того, без  чего она была так долго и без чего, она сейчас это понимала, жизнь  - это просто существование».   
     Разве кто-то осудит Наташу за это желание? Разве оно не понятно читателям и читательницам?
     Думаю, здесь нужно не только иметь само желание, но и нужно другое:  не сидеть, как в зале ожидания, надеясь, что кто-то (мужчина, конечно!) протянет тебе заветный билет, и вместе с ним ты сядешь в один вагон, сойдя рука об руку на  станции «Женское счастье».


***
     Как женщина, сочувствую невезучей героине.  Но! 
Хотелось бы, чтобы Наташа поняла, что все ее предыдущие ошибки – свидетельство ее неверного выбора. Раз все, что она делала, вредило и ломало судьбу, значит, следует, не сожалея,  выбросить из своей жизни ненужный «хлам»,  разорвать привычные «цепи» жалости и увидеть новое - то, что может изменить ее жизнь, переломить судьбу.
     Посоветовала бы Наташе увидеть в себе женщину, любить и уважать, прежде всего, себя. И еще вспомнить, что ты никому ничего не должна, кроме …себя. Это не эгоизм – только понимание ценности и единственности собственной жизни. Если ты себя не любишь, почему нужно ожидать, что другой    д о л  ж е н    тебя любить, да еще «хорошей, большой» любовью?!

   Пожелала бы Наташе перестать советоваться с окружающими, а начинать жить по-взрослому, доверяя себе и своим подлинным желаниям. Неужели все, что ей нужно, - это жалеть очередного неудачника, выбиваясь из сил и виня немилость женской судьбы?!
Кто счастлив в этой повести?
Кто нашел счастье с этой  доброй женщиной?
Будет ли она сама когда-либо счастлива и узнает ли, что такое любовь?

«Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы…»

Каждый. Выбирает. Для себя. Вот об этом, уверена, нужно помнить.Всем: и женщине, и мужчине.

   С благодарностью автору за непростые вопросы, которые вызвала в общем-то обыкновенная история.
Впрочем, жизнь продолжается. Доверимся автору: кто знает, какие нравственные метаморфозы ждут Наташу?



-------
photo Internet


Рецензии
Мила. С благодарностью и интересом прочла психологический разбор характера моей литературной героини. Спасибо!
Понимаю, принимаю и считаю необходимым качество литературы, как инструмент формирования личности. Замечательно об этом сказал автора сайта Борис Бейнфест- /Книга бесконечно расширяет этот круг общения, дает представление о человеческой природе такое, какого никакой личный опыт дать не может. Читая художественную литературу, мы обнаруживаем типажи, человеческая масса начинает в нашем представлении постепенно структурироваться, мы узнаем много о добре и зле – и узнаем всё это в ускоренном режиме, затрачивая при этом гораздо меньше усилий./

Зная Наташу в реалии, не могу сказать, что тот образ в рецензии, который Вы нарисовали соответствует и моему представлению о ее характере. Хотя, я отношу это к погрешностям написания самой повести. Допускаю, что как автор я не смогла в полной мере раскрыть ее характер, гораздо более сложный, чем показался Вам, Мила.
/Удивительно ли, что энергичная, активная в школе, вне дома, в своей личной жизни Наташа оказывается беспомощной, безвольной, без сопротивления принимающая совет мамы?/
Так не думаю. Никак нельзя назвать Наташу беспомощной, безвольной, вспомнив в каких условиях она росла. Жить бок о бок с психически больным человеком, не осознавая всю глубину трагизма этой ситуации и остаться социально активным человеком ( все школьные годы комсорг) – это ли не показатель силы характера, который впоследствии дал ей силы выжить.А ударов судьбы было достаточно.
Жалость, о которой Вы пишите Мила, конечно, может быть и слабостью, в вашем контексте, но, по моему, такой вид жалости (она разрушает ее личность, изменяет качественные критерии в оценке собственной жизни, приводит к бесполезной трате энергии, сил, сгоранию души на огне ложных жертвенников) не относится к моей героине.
Наоборот, мне кажется, ее жалость – это проявление силы ее характера, это способность ее души, которая не замкнулась на собственных горестях.
/ Каждый. Выбирает. Для себя./ - Вот с этим на сто процентов согласна.
Каждый проживает свою жизнь. И тут еще есть такой компонент как везучесть, быть в нужном месте, в нужный час и встретить своего человека.
В этой связи мне интересно высказывание великого психолога Владимира Леви :
/что необходимо для счастья в любви, какова основа этого счастья?/
Дозрелость – вот как, пожалуй, можно определить это одним словом. Дозрелость до счастья.
Необходимость, однако, не есть достаточность. Для счастья в любви нужна встреча двух дозревших до этого счастья людей. Нужен поиск. Но и при самом активном поиске без помощи Свыше встреча маловероятна……
За очень редкими исключениями, когда любовное счастье дается как подарок судьбы и по милости Божьей длится (на самом деле в таких случаях дарится не счастливая любовь, а счастливый характер плюс достаточный ум), все мы в любви – беспомощные дурачки и дурочки, все не соответствуем занимаемой или искомой должности, все всегда новички.
Полчеловечества ищет любовь – не получается полюбить. Другие полчеловечества не знают, как от любви избавиться: только бы разлюбить, чтобы не разорвалась душа. Премногие о любимости грезят, а заполучив, не знают, куда бежать...
Поезда любви по расписанию туда и обратно не ходят. Ничего нет в любви гарантированно управляемого. Прожить жизнь без любовных травм и потерь, без любовной боли так же маловероятно, как никогда в жизни не ушибиться или не заболеть гриппом. В играх любви правил никто не знает, а если знает, то не придерживается, а если придерживается, то проигрывает. /

Безмерно благодарна Вам, Мила, за интерес к моей героине.
С признательностью и уважением,

Татьяна Чехова   13.06.2011 20:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.