Два двадцать, или Карагачин недальновидный

          Фантастическая юмореска
  Это случилось в конце двадцать второго века, когда, наконец, учёные без особого труда научились создавать разумных животных. Особенно много было сделано собак - наверное, из уважения к Павлову и Герберту Уэллсу или даже... к Булгакову. Делать разумных слонов, львов или тигров, а тем более - китов, и, разумеется, и разумных шимпанзе, горилл и даже из макак, за то, что у них были руки, создавать нечто даже с самыми смутными  проблесками сознания, вообще было запрещено общеземными законами. Например, слон - большой, а потому, что будет, если?.. А львы и тигры разве не сильнее человека?.. Ещё и конкуренция с людьми начнётся! Семь раз отмерь, а потом уж отрежь, прежде чем даже из лошади решишься сделать разумное существо! Что будет, если какой-нибудь умный жеребец поймёт, что его сила не столько в копыте, сколько в голове?.. Люди сначала понаделали разумных существ, прежде всего из собак, забыв бессмертные слова: "И эта странная фраза: собака - друг человека", а вспомнили о ней слишком поздно, и только потом уже начали издавать общеземные законы, чтобы хотя бы в собственных глазах или, тем более, в глазах потомков, не казаться круглыми дураками... Это в двадцатом веке собака была другом человека, а в конце двадцать второго века всерьёз стали поговаривать о том, что "в наше время - не только управдом, но прежде всего человек должен стать другом другому человеку. А кто не хочет это понять, тому надо отключать газ..."
  Но вернёмся к нашим баранам, то бишь к собакам...
  И вот, в воскресный день, с утра, сидят на паперти у церкви две такие разумные собаки-дворняги с протянутыми лапами, милостыню просят - изредка гавкая и ещё больше глядя на входящих в храм божий просительным взглядом,- хоть и думающие собаки, а говорить не научились: устройство глотки не позволяет...  И никто новых нищих не гонит: права разумных существ есть права разумных существ!..
  Две собаки - кобель и сука, но - каждый за себя, просят денежки врозь. Грамотные оба, дома написали зубами огрызком химического карандаша целых два плаката: "Подайте на пропитание бывшим работникам государственного цирка, а ныне несчастным безработным! Господа, подайте, потому что я уже семь дней не жрамши!" - это плакат кобеля, а плакат суки сдержаннее, но вместо слов -"семь дней не жрамши", написано: "Дома слепые щенки-детки голодные, а у меня от голода молоко пропало!"...
  Люди жалеют несчастненьких, подают, - а как иначе, если издавна так повелось?.. Кто копеечку подаст, кто три, а кто и десять, а то и пятнадцать...(Коробок спичек стоил буквально копейку, а пачка соли - пять копеек).
  Так и сидят с протянутой лапой эти разумные собаки, которых не спрашивали, когда делали их разумными. Пока работа была - и разум им не мешал жить, а ныне эти бывшие ловкие и уважаемые циркачи, ставшие в одночасье безработными и бомжами, к тому же и вправду "три дня не емши", отнюдь не чувствовали себя счастливыми, а то, что они разумны, мало утешало молодые желудки... Да, всего "три дня не емши", то есть врали на паперти, что семь дней маковой росинки во рту, то есть в пасти, не было... А всё равно голод - не тётка и в двадцать втором веке! Время уже было более чем просвещённое, изначально обязательным стало среднее образование и для всех нелюдей, - не только для собак, пока что наиболее многочисленных из всего отряда разумных существ и появившихся первых разумных кошек, но и для уже легкомысленно созданных разумных вещей, например, стиральных машин. Да-да, и разумные стиральные машины получали обязательное среднее образование. И их не боялись, как и собак, - создавая разумных собак, понадеялись (и не зря) на их преданность человеку. А думающих стиральных машин чего бояться?.. Это же не разумные и тяжёлые автомобили с четырьмя колесами, которые могли оказаться опаснее слонов и бегемотов... Ведь разумные, но безрукие и безногие стиральные машины безопасны: даже при желании они не могут засунуть в работающую машину голову надоевшего или жестокого хозяина... К несчастью, а может, к счастью человечества, первые разумные вещи, те же стиральные машины, почему-то получались дебилами, слабоумными, но это лишь подогревало азарт учёных - умных дураков... Вот-де создать и разумные велосипеды!.. Они же лёгонькие!.. Велосипед - не то же самое, что "тот велосипед, которым асфальт утрамбовывают"... К тому же - какая фантастическая картина: велосипеды без седоков! Да научатся они сами ездить, - это детей учат ходить взрослые, а умные велосипеды и сами научатся ездить на своих двоих колёсах!.. Или создать бы... разумные швейные машины!.. Правда, у швейных машин есть острые иглы, и, не дай бог, начнут использовать их не по прямому назначению... А поэтому лучше создавать разумные холодильники - те не только без рук и без ног, но и без игл... Правда, ёж - небольшой, но с колючками же! Как-то неудобно мыслящего ежа создавать, потому что он колючий - вот почему...
  Но вернёмся во второй раз к нашим баранам, извините, двум разумным собакам, оказавшимся на дне жизни, и их печальной истории, может, даже одной из печальнейших на свете повестей...
  Не подозревавшие об авторских отступлениях наши собаки продолжали, уже через не могу, голодные, просить милостыню... Вот тогда-то одна разумная из этих разумных собак, точнее - кобель, и говорит, первым, не выдержав, своему товарищу по несчастью, более терпеливой суке, - не человеческим языком молвит, а на языке глухонемых (научены с детства!):
  -Как тяжело! Что может быть страшнее голода!.. Не жисть, а мучение! Хоть бери пример с неразумных предков, которые от собачей жизни и в самом деле бывали кусачими! Люди такие жадные, так мало подают!.. Наверное, я давно уже гастрит заработал!.. Пойдёшь в поликлинику, а там вечные очереди, как и за колбасой: для людей отдельно, для разумных собак - другая очередь, а собак-врачей - совсем мало, да и те "на лапу хотят", взяточники, научились у людей, гады!..
  А собачиха, всё-таки - женского пола, а женщинам более свойственно сочувствие, чем мужчинам, и спрашивает:
  - Ты милостыни сколько уже собрал?
  - А твоя какая печаль?.. - Но понял, продолжал сдержаннее, хотя и неохотно, даже подозрительно: - Да совсем мало, девяносто девять копеек... Не стану же я есть сухой белый хлеб, как некогда жалкие дворняги на цепи у скупого хозяина?.. Сами люди обжираются колбасой за два двадцать, а нам?.. Нас же ещё и первыми увольняют, за неуплату квартплаты первыми же и из квартир выселяют!.. Эх, жисть, жисть!.. Жись - держись!.. Мы тоже разумные существа, но как бы не совсем!.. Мы живём хуже, чем собаки на псарне пушкинского Троекурова!..  -(Ишь ты, и это знает, не зря поступал в инстиут не для собак, а для самих людей, но не прошёл по конкурсу, а затем уже довольствовался театральным училищем, правда, не для овчарок, а для дворняг. Все вузы для собак забиты сынками овчарок и бульдогов, туда без блата и волкодав не попадёт, а не то что безродный пёс)... - Мы - новые, собачьи негры!.. - вскричал бы, если бы мог, но только взвыл, жестикулируя, хотя подруга и так поняла бы...
  - Хватит болтать, философ нашёлся!.. Дурак ты, хотя и разумный! - раздражённо оборвала его собачиха. - Что от нас зависит? Мир не без добрых людей и не без добрых собак, подают, и на том спасибо. Вот у меня - ровно рубль, а на двоих у нас - один рубль девяносто девять копеек... Потерпи ещё немного, соберём ещё двадцать три копейки, и купим кило колбасы за два двадцать. Недолго терпеть осталось...
  - А на сто грамм?.. Что, если купить всего полкило колбасы за два двадцать, а?.. Зато на сто грамм останется...
  - Дурак!.. Пьяница несчастный!.. У меня дети, слепые щенки дома некормленные, а он за сто грамм вспомнил!.. Я не удивлюсь, если ты ещё и курить начнёшь!.. Сначала табак, а потом и марихуану!.. Или даже тайно гашиш и кальян!..  А потом и балерину захочешь!..  А я-то, вдова несчастная, приглядывалась к тебе, думала, может, хоть этот в приёмные отцы моим крохам сгодится,- на вид поначалу показался мне таким солидным!.. Жаль, что я не баба и не верблюд, плеваться не умею, а то плюнула бы тебе в морду! Да тебя такого ни одна сука не полюбит!..
  - Молчу, молчу! Боже, за что я даже сейчас страдаю, пусть и морально?!.
  Тут незаметно к пререкавшимся подошла богатая собака, бульдог, перекрестилась лапой с короткими пальцами (а жаль, что не длинные, как у людей), и подала сразу... пятьдесят копеек!
  -Услышал бог молитву! Скоро будет мне и на сто грамм!..
  Но бульдог охладил нищего безродного пса на том же языке глухонемых, жестами:
  - При чём тут бог? Собака собаку всегда поймёт. Что мы, люди какие-нибудь, что ли?..

  Постскриптум. А потому "Карагачин недальновидный", что канул в Лету социализм, а вместе с ним и колбаса за два двадцать исчезла. А собаки ... они вечны... А где гарантии, что в будущем не будет ни бомжей, ни нищих? Может, опять появится колбаса за два двадцать?.. И не только появится, но и окажется востребованной по известным причинам и со всеми вытекающими последствиями?.. Пусть не зарекаются ни люди, ни собаки, даже разумные собаки, которые пока что и не созданы вовсе... Ведь всегда так: не одно, так другое! А про это "другое", которого не избежать и в будущем, бог даст, напишет тот же Карагачин. Но ничего страшного, если напишет кто-нибудь другой. Лишь бы написал честно, вовремя и талантливо.
 
   
   
   
 
    


Рецензии
Образно нарисовал, Карагачин, впечатляюще! Благодарю.

Владимир Сергеевич Мусатов   14.06.2011 21:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.