От царя до апостола колено вениамина

                Продолжение

                ПРЕДАТЕЛЬСТВО

  Ко времени гибели Саула пророк Самуил уже умер. Представить Давида израильскому сообществу в роли нового царя было некому. Сам он этого тоже сделать не мог, поскольку Самуил помазал его елеем ("произвел в цари") тайком.
  Пришлось Давиду  укрепиться в Хевроне, где он и был провозглашен старейшинами своего колена царем над домом Иуды.
  Царем же над остальными коленами  израильтян стал единственный, оставшийся в живых сын Саула Иевосфей. Таковым его провозгласил "начальник войска  Саулова Авенир".
  Иевосфею было сорок лет, и, судя по тому, что всем заправлял Авенир, это был слабый, бесхарактерный человек, который, как явствует из библейского текста, очень боялся своего военачальника и не смел ему возражать.
  Однако однажды возникла ситуация, когда Иефосфей вынужден был выразить Авениру протест. Военачальник вошел к наложнице Саула Рицпе ( "по-современному", переспал с ней).
  Это считалось величайшим оскорблением главы рода ( вспомним, что Иаков лишил своего старшего сына Рувима права первенца за то, что тот переспал с его наложницей).
  Однако вопрос Иевосфея - "Зачем ты вошел к наложнице моего отца?" - не только не смутил Авенира, но - возмутил. "Разве я - собачья голова? Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его, и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины".
  К этому времени, когда между Иевосфеем и Авениром вспыхнул конфликт, война между двумя царствующими домами перешла в стадию вялой конфронтации, после предыдущих бурных событий.
  Так, однажды отношения между собой выясняли даже слуги обеих сторон - по двенадцать с каждой стороны. Победителей не было, все погибли, вонзив мечи в бока друг другу.
  В другой раз люди Давида победили людей Авенира, а брат Иоава, военачальника Давида, Асаил, погнался за Авениром, чтобы убить его. Но убил Авенир Асаила.
  Одним словом, взаимное раздражение и недовольство, и желание взять реванш, постоянно накапливалось.
  Безусловно, дом Иуды был сильнее дома Вениамина, а Давид - более сильным царем и тем более воином, нежели несчастный и слабый Иевосфей, который уже и пожалел, что сделал выговор Авениру.
  Авенир же, похоже, давно искал повод расторгнуть союз с Иевосфеем, и, скорее всего, специально вошел к Рицпе, чтобы спровоцировать конфликт с ним. Видимо, в мечтах он уже видел себя военачальником у Давида, которому он поможет стать царем над всем Израилем.
  Он направил к Давиду послов с предложением:"Заключи союз со мною, и рука моя будет с тобою, чтобы обратить к тебе весь народ Израильский".
  Разумеется, Давид очень обрадовался такому предложению, пригласил Авенира в Хеврон, и когда тот пришел с двадцатью воинами, устроил для них пир.
  Однако вернуться обратно живым Авениру было не суждено:его обманом зазвал назад Иоав ( якобы Давид просил об этом) и убил, мстя за гибель брата.
  А вскоре после этого два предводителя войска Саула - Рихав и Баан -убили Иевосфея прямо в его спальне, отрезали ему голову и принесли Давиду.
  Давид, однако, велел казнить их, чем вызвал симпатии не только Вениамитян, но и остальных израильтян (злодейство должно быть наказано).
  Перед этим всем понравилось, как вел себя Давид, когда узнал о смерти Авенира. Он приказал похоронить его в Хевроне, сам шел за гробом его и плакал. "И весь народ стал еще более  плакать над ним".
  После всех этих событий и был воцарен Давид над всем Израилем по общему согласию. В Хевроне он процарствовал семь с половиной лет. А когда стал царем Израиля, столицей сделал Иерусалим, бывший Иевус.
  Кстати, Иоава он так и не наказал, объяснив это тем, что чувствует себя еще недостаточно сильным, чтобы пойти против своего военачальника.
  Наказать его Давид попросит своего сына Соломона, когда благословит его как своего преемника (что тот и исполнил). А также - и Семея из дома Саула.
  Когда против Давида поднял бунт его сын Авессалом, и царь покинул Иерусалим в поисках поддержки у народа, Самей, из рода Геры, "шел и злословил, и бросал камни на Давида и на всех рабов царя Давида;все же люди и все храбрые были по правую и по левую руку царя".
  Когда они удивились, что Давид не велит остановить Семея, царь сказал, что если сын восстал против него, то стоит ли возмущаться поведением Вениамитянина? Пусть злословит.
  Семей же кричал:"Уходи, уходи, убийца и беззаконник!".
  Правда, когда восстание сына было подавлено, и Давид возвращался в Иерусалим победителем, Семей униженно попросил царя простить его и не казнить. Тот пообещал и не казнил. Но - не простил, и отмщение Семею придумал премудрый Соломон.
  Он велел Семею поселиться в Иерусалиме и жить здесь безвылазно. Если отлучится,- будет казнен.
  Семей согласился, и даже был рад такому легкому, на первый взгляд, наказанию. Но через три года у него в Геф убежали два раба. И Семей, оседлав осла, поехал за ними. А когда вернулся, Соломон велел казнить его за нарушение договора.
                Продолжение следует


Рецензии