Известия 1992г О Св. Сергии Радонежском

Думаю не случайно в дни Троицы нашлась эта давняя моя статья.

Сергий Радонежский

1992 г. – год Сергия Радонежского                Почему из многообразного пантеона «всех святых в земле российской просиявших» выбран именно он? В чем всемирная ценность и значимость деяний русского православного монаха, ушедшего из земной жизни 600 лет назад и не оставившего после себя никаких богословских трудов или каких бы то ни было письменных свидетельств.


Лишь одно изречение изображено на свитке в его руке: «Пуще всего молю вас, братие, храните чистоту душевную и телесную».
Сохранилось и одно из последних высказываний злотоносцем; а в старости тем более желаю пребывать в нищете». Это был отказ принять в дар золотой крест митрополита, усыпанный драгоценными камнями.
Сергий скончался 600 лет назад в 1392 году за 100 лет до ожидаемого конца света и второго пришествия Христа. Даже церковный календарь с исчислениями дней Пасхи на долгие годы вперед заканчивался 1492 годом. Далее было написано: «В сие лето чаем и всемирно Твое пришествие».
Неизвестно, как относился к этому Сергий Радонежский, зато осталось другое очень важное свидетельство его образа мысли – «Троица» Андрея Рублева. Она написана по заказу ученика св.Сергия игумена Никона для Троицкого собора Свято-Троицкой обители» в похвалу Сергию». 500 лет в соборе, а затем до наших дней в Третьяковской галереи «Троица» хранит свою тайну. Павел Флоренский, великий мыслитель, ученый и богослов XX века, писал: «Если есть «Троица» Рублева, значит, есть Бог». То, что исходит от этой иконы, - это и есть дух учения Сергия Радонежского.
Ныне, когда Россия снова обретает себя не в лязге имперского оружия, а в очищении души и восстановления своей природы, кротости и тишине, только «Троица» Рублева может быть нашим знаменем.
В небытие отходят все эти красные знамена, серпы и молоты, а деревянный крест, воздвигнутый монахом Сергием посреди глухого подмосковного леса, будет притягивать к себе умы и сердца россиян до конца истории.
Сергий ушел в леса вместе со своим братом, но брат не смог вынести испытаний суровой одинокой жизни и вынужден был покинуть скит, основанный Сергием.
С именем Сергия историческая молва связывает победу на Куликовом поле. Многие восприняли, как исторический факт, что Сергий, благословив Дмитрия Донского на битву, дал ему двух схимников – воинов Ослябю и Пересвета. Историки относятся настороженно к такому преданию. Дело в том, что монахом строжайше запрещено носить оружие. Насколько этот запрет соблюдался, можем судить по тому, как вели себя монахи Троице – Сергиевой лавры в смутное время при осаде монастыря польско-литовскими войсками. Активно участвуя в обороне, ухаживая за раненными, строя укрепления, подбадривая воинов непрерывным молением, никто из монахов не нарушил запрет и не прикоснулся к оружию.
Академик Д.С.Лихачев пишет об этом так: «Если правда легенда о том, что Сергий дал ратниками Дмитрию, вопреки запретам монашества, двух схимников – Пересвета и Ослабю, то тем самым Сергий с особой убежденностью показал, что сражение в войсках Дмитрия – дело святое».
11 апреля 1919 года в 20 ч. 50 минут мощи преподобного Сергия Радонежского были варварски вскрыты по приказу советских властей. Осквернители увидели останки Сергия в одежде из грубого деревенского сукна. Каждый видит то, что он может увидеть…
Мы же видим «Троицу» Андрея Рублева, Троице-Сергиеву лавру – сердце нашей культуры, слышим столь долго запрещаемый благовест от Сергиева Посада до Киевских Печор, от Феодосия Печерского до Сергия Радонежского. И от них до наших дней весть, что все мы едины, что культура и настоящая вера это не то, что разъединяет, а то, что соединяет людей.
Временами в человеческой истории появляются люди, глядя на которых думаешь: так вот каким нас задумал Создатель. А потом другая робкая мысль: может быть, и в нас это есть? Надо только хорошенько припомнить.

Константин Кедров
«Известия», 21 февраля 1992 г.


Рецензии
На днях моему внуку исполнится год. Его, неожиданно для всей семьи и самих родителей, назвали Романом. Как-то и почему-то показалось, что похож на Романа.
Решающим подтверждением к этому имени явилась и дата, день памяти святого
преподобного Романа Киржачского — сподвижника и ученика преподобного Сергия , игумена Радонежского.

И об этом говорит его некрещённая бабушка,т.е. я!?

*Истинный подвижник, сочетавший доброту душевную с требовательностью наставника, святой Роман с большим усердием исполнял заповеди преподобного Сергия — своего духовного отца и учителя — и был образцом подвижнической жизни для всей братии.*

И наш мальчик удивительно добрый и оптимистичный. В воскресенье его будут крестить в часовне.

Вот как всё это уживается в нас советских и постсоветских людях!?

Сын мой, отец ребёнка, тоже некрещённый. Мать ребёнка крещённая. Крёстной матерью его станет моя дочь, прилетевшая в гости, её то мы и ждали для этого действа. Она истинно верующая. Муж мой,т.е. дед ребёнка и отец наших детей, крещённой дочери и некрещённого сына, сам был крещённым в детстве, но с некоторых пор воспылал лютой нелюбовью к церковникам, и это мягко сказано. Крёстным отцом станет друг семьи, крещённый в православии, но этнический немец. Ему бы, при нормальном раскладе нашей жизни, быть бы раньше лютеранином.

*культура и настоящая вера это не то, что разъединяет, а то, что соединяет людей.*-пишете Вы.

И нас что-то всех соединяет, но ведь могло бы быть всё иначе , крепче, лучше, естественнее при естественном то течении жизни без насильственных катаклизмов.

Ваша статья оказалась в тему моего сегодняшнего бытия.
Спасибо!

Зоя Чепрасова   09.08.2011 09:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.