Как нас ограничивают...

Мы привыкли, что общество ограничивает наше поведение – но мало кто задумывался над истоками и сутью этих ограничений. Попробуем разобраться хотя бы в общих чертах.

Здесь можно провести параллель со школой. Если учеников в классе много, то учитель вынужден ориентироваться на среднего учащегося – их всегда большинство. При этом «выпадают» две небольшие группы – лучшие и худшие. Лучшим скучно – они всегда опережают программу, но вынуждены следовать ей.

Не всегда их в этом поощряют – иногда они раздражают учителей своей активностью. Они задают много неудобных вопросов – особенно в последнее время, когда информация столь доступна, а учитель не всегда поспевает за ней. А худшие – они и есть худшие, их бранят, наказывают, всячески борются с ними – и никто при этом не понимает, что это те же лучшие – только наоборот. Причин может быть множество, но факт остается фактом – не вписывающиеся в средний темп ученики становятся проблемой учителя.
То же происходит и в обществе. Все условия его жизни ориентированы на «среднюю массу». Лучшие выбиваются в высшие сферы, и, как правило, не подчиняются общим нормам, придумывая для себя «особые условия». Худшими оказываются такие же сверхактивные личности, но энергия которых по тем или иным причинам направлена в противоположную сторону.
Ограничения можно разделить на следующие группы:
1.Законы, действующие в обществе. Это – прямые ограничения поведения. Законы различны в разных странах, но имеют под собой одну основу – в их задачу входит максимальное регламентирование всех сторон жизни общества. Складываются они исторически, меняются в зависимости от обстановки в обществе и являются ее отражением. Можно выделить государства, в которых законы действуют, и те, в которых они лишь маскируют беззаконие. В любом случае существует масса нарушителей этих законов, и для наказания за это даже самые развитые общества вынуждены содержать огромный карающий аппарат – и он постоянно растет. Это прямое свидетельство того, что система не работает, что общество больно и нуждается в лечении.
2. Мораль. Это особый вид ограничений, выработанный многовековой практикой совместного общежития людей. Мы уже говорили, что мораль как система внешних ограничений была полезна на определенном этапе развития общества, но сейчас превратилась в настоящие цепи. Человечество давно переросло мораль – но ее продолжают всячески тащить в жизнь.
Когда детям в детском саду или начальном классе учитель рассказывает, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо – это еще можно понять. Но взрослый человек должен сам для себя определить нормы поведения – а это уже называется «совестью» и является огромным шагом вперед по сравнению с моралью. Вот этот шаг и «забыло» сделать человечество – в результате получая постоянный конфликт.
Мораль не абсолютна, она изменяется в зависимости от условий и исторических традиций, а поэтому не годится в качестве критерия. Но здесь огромную роль играет религиозная мораль, которая при всей кажущейся благотворности так же устарела, как и мораль общественная.
Если бы вовремя был сделан шаг к совести, а его как раз и предлагал людям Иисус Христос, можно было бы говорить об осознанности – когда никаких ограничений нет, а человек не может поступать неправильно – его сознание едино с Бытием.
3. Инерция общества. Это наиболее тяжелое ограничение. Оно связано как раз с попыткой большинства подогнать под свои мерки тех, кто вырывается вперед. Инерция тормозит науку, тормозит общественные и социальные изменения, а главное – тормозит человека в его стремлении к осознанности. Примеров – хоть отбавляй. Всех Мастеров, пришедших к людям со светом сознания, общество пыталось всяческими способами изолировать вплоть до телесного уничтожения. Все новые открытия пробивают себе дорогу сквозь тьму «традиции», и в первую очередь используются как средство уничтожения себе подобных. Масса изобретений так и не увидели свет, потому что мешали устоявшимся, традиционным программам.
4. Страх. Это мощнейший ограничивающий фактор, и его используют как общественные, так религиозные организации. Чтобы управлять человеком, необходимо всячески понизить его энергию – а лучше, чем через страх, это сделать невозможно. Поэтому вас все время пугают, и «арсенал» методов запугивания необычайно велик.
Теперь, представьте, насколько тяжело пробиться сознанию человека через все эти ограничения. Причем все они созданы самим человеком, и он добровольный узник собственного невежества.
Освобождение - только в осознанности; дальнейший рост запретов и карательных мероприятий приведет к углублению конфликта и может сделать его необратимым...


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.