Тернистый путь в туманное будущее Украины

После откровенного провала «оранжевой революции», а иначе как провалом все произошедшее после избрания господина Ющенко президентом страны и не назовешь, многие украинцы обособились от политики и политикума, не видя впереди ничего светлого, за что в свое время боролись на Майдане в 2004 году. По-прежнему в Украине работает несколько десятков партий, из которых в парламент проходит традиционное соотношение депутатов, с традиционными программами и предвыборными обещаниями. Кто бы ни становился президентом с 1991 года, каким бы ни было большинство в Верховной Раде, за двадцать лет независимости украинцы не ощутили значительных изменений ни в одной сфере хозяйственной, политической или социальной деятельности. Перефразирована басня Крылова, суть которой теперь в народе звучит не иначе как: «Лебедь раком щуку». Под лебедем, конечно, подразумевается политическая «элита», а под щукой – украинский народ. Слово «элита» в сочетании со словом «политическая» я умышленно беру в кавычки, для того чтобы не сопоставлять современных политических деятелей с дословным значением этого слова: лучший, избранный. Ведь так далеки украинские политики от идеала человека разумного, от образчика нравственности и гуманизма.

Почему же за двадцать последних лет, когда Украина получила возможность самостоятельно выбирать путь политического и экономического развития, не произошло прорыва к светлому будущему, не изменились принципы руководства страной, хотя выросло два поколения молодых украинцев, не заставших социалистического строя? Возможно, кто-то решит поспорить насчет двух поколений, потому что двадцать лет – это возраст одного поколения, но тут позвольте не согласиться. Двадцать лет – это два школьных десятилетия. Большинство знаний, приобретаемых человеком, закладывается именно в это десятилетие. От семи и до семнадцати человек не занимается ничем иным, кроме образования. С помощью учителей и родителей в молодых граждан вкладываются основы математики и физики, знания о народах и континентах, прививается любовь к животным и растительной природе, растолковываются понятия «что такое хорошо и что такое плохо», определяется отношение к религиям и вере, к осознанию греховности и раскаяния, появляется влечение к противоположному полу и формируется отношение к любви и семье. Все, что может превратить ребенка в порядочного человека, происходит, в основном, на протяжении этих десяти лет.

Чтобы понять проблемы современности, нужно сравнить события дня сегодняшнего с процессами, которые происходили в Советском Союзе. Вернемся назад на тридцать-сорок лет, только прошу не соотносить этот скачок в прошлое с желанием автора вернуть в Украину социализм и коммунистическую партию. Такого желания нет.

Итак: семидесятые годы прошлого столетия. 

В стране существует единственная партия – коммунистическая. Во главе партии стоит генеральный секретарь Л.И. Брежнев. Безобидный старикашка, умиленный бряцаньем бесчисленного количества орденов и медалей, которыми его награждали во всех странах и на всех официальных встречах, дабы потешить пожилого человека в его детской тяге к блестящему. Политическая ситуация в мире напряженная, потому что два экономических и военных гиганта - США и СССР - конкурируют на земле и под водой, в море и в космосе. Создано столько оружия, что планету можно уничтожить несколько раз. Однако люди в советской стране выглядят счастливыми, ходят на парады, вступают в комсомол, ударно трудятся на заводах и стройках, бьют рекорды в добыче угля, собирают золотые медали на всех мировых чемпионатах и Олимпийских играх. Кареты скорой помощи за считанные минуты приезжают к больным, не требуя при этом оплаты за бензин и используемые бинты и лекарства. Почти в каждом дворе среди многоэтажек стоит детский садик, слышен смех ребятишек, играющих на площадке под присмотром воспитателей. Трудящиеся по двадцать лет стоят на своих предприятиях в очереди на квартиру, и все же каждая семья имеет по два-три ребенка. Открываются новые школы, строятся бассейны и стадионы. Почти нереально приобрести автомобиль, но каждый имеет возможность получить в пригороде шесть соток земли и поставить на нем дачный домик, посадить клубнику и огурцы, провести выходные на свежем воздухе.

Мало кто из родителей вникает в учебный процесс, организованный в школе педагогическим коллективом. Обучающие программы разработаны и утверждены на самом верху. И разработаны они не на скорую руку из потребностей сегодняшнего дня, а на основе научных трудов светил педагогики, с расчетом на воспитание множества поколений, влюбленных в свою страну и в подвиги ее героев.
 
Таким образом, мы подошли к краю той пропасти, которая отделила систему образования и воспитания советских детей от системы образования и воспитания нынешней украинской, да впрочем, и любой другой молодежи, которой посчастливилось или, наоборот, не посчастливилось родиться на территории бывшего СССР. А теперь сравним поэтапно от детского садика к школе и от школы к институту старую и новую системы образования.
 
В Советском Союзе родители не боялись отдать своего ребенка в ясли или детский сад, зная, что в дошкольном заведении будет обеспечен постоянный присмотр, гарантировано медицинское наблюдение, соблюден график прививок и осмотров, организовано сбалансированное и, самое главное, безопасное питание, потому что поставляемые в учебные заведения продукты подвергались тщательной проверке со стороны СЭС. За нарушение условий содержания, воспитания, питания детей ответственные несли административную и уголовную ответственность. И каждый работник знал, что в случае халатного отношения к своим обязанностям действительно может получить тюремный срок.

При поступлении ребенка в школу, родители совершенно ясно представляли, какие именно знания будут закладываться в голову их чада, какую именно идеологию в течение десяти лет будут внушать молодым гражданам страны. Уже в первом классе детки становились октябрятами. Это звание закреплялось значком с изображением маленького Володи Ульянова – будущего вождя великой державы с гордым названием Союз Советских Социалистических Республик. А дальше – больше.

Следующей ступенью взросления школьника являлась пионерская организация. Это идеологическое объединение всех учеников средних классов становилось переходным этапом из детства в комсомол – верного помощника партии. Каждому пионеру выдавался красный шелковый галстук, который, повязанный на шее, за версту отличал пионера от малышей-октябрят. Пионера уже нельзя было назвать ребенком. Пионер – это боевая идеологически подкованная единица, составляющая пионерское звено, пионерский отряд, пионерскую дружину. Лучшим из пионеров доверялось поднять на линейке красное пионерское знамя под звук пионерских горнов и барабанную дробь. Пионеры, словно военные, отдавали честь правой рукой, с гордостью глядя на развивающийся на ветру кумач. О пионерах-отличниках снимали художественные и мультипликационные фильмы, складывали песни, писали книги. Пионеры имели собственную игру «Зарницу», напоминающую военные учения. Пионеры оказывали помощь ветеранам войны и обычным старикам, покупая им продукты в магазине, переводя через дорогу или принося воду из колодца. Пионеры защищали маленьких и слабых, изучали историю родного края, посещали места боевой славы, учились любить свою Родину и быть готовыми защитить ее в случае необходимости. Пионеры готовились стать комсомольцами.

Вообще, история развития советского государства неразрывно связана с историей войн, которыми это государство неоднократно пытались стереть с лица земли. Как кстати в этой истории звучит призыв: «Хочешь мира – готовься к войне». Первая мировая, в процессе которой и произошли февральская и октябрьская революции 1917 года, гражданская война, интервенция и многолетнее кольцо блокады со стороны капиталистических держав, немецко-фашистское вторжение, которое в течение четырех лет унесло более двадцати шести миллионов жизней советских граждан, а затем продолжительная холодная война, в накале которой ядерные ракетные установки находились в постоянной боевой готовности уничтожить человеческую расу, все эти кровавые события были объединяющим фактором многонационального населения Советского государства. Ни одно сплочение людей и народов не будет так крепко, как сплочение против общего врага. И враг этот всегда находился у советского народа. И даже когда территории СССР уже никто не угрожал, находился враг за пределами этой территории, например, в дружественном Афганистане, против которого снова приходилось духовно единиться.

Могучим объединением молодежи, школьников и студентов была комсомольская организация. Именно комсомольцы координировали действия пионерских отрядов. Именно комсомольцы возглавляли великие стройки страны. Именно комсомольские бригады становились лидерами на заводах и фабриках. Девиз комсомольцев – честность, справедливость, непримиримость в борьбе с идеологическими врагами советского общества. Комсомольцы против бюрократизма и взяточников, комсомольцы против спекуляций и пьянства. Комсомольцы за светлое будущее, за развитие, за строительство, за образование, за здоровый образ жизни, за спортивные победы, за научные достижения.

Ленинский комсомол имел четкую иерархию, начиная от комсомольских ячеек на предприятиях и школьных комсомольских организаций и заканчивая Центральным Комитетом ВЛКСМ. Каждый комсомолец имел комсомольский билет и обязан был ежемесячно вносить комсомольские взносы. Для школьников этот взнос равнялся двум копейкам. Для тех, кто не знает или не помнит советских денег, скажу, что за две копейки можно было купить два коробка спичек или позвонить по телефону-автомату.

Каждый комсомолец проходил в школе начальную военную подготовку, где девочек учили фиксировать переломы и останавливать кровотечения, а ребят стрелять и обращаться с автоматом Калашникова. Мальчики-комсомольцы готовились служить в вооруженных силах СССР, чтобы научиться защищать свою Родину.

Отлаженная и идеологически направленная система воспитания молодежи давала свои положительные результаты. Довольно взглянуть на достижения Советского Союза в военной и космической промышленности, в сельском хозяйстве и машиностроении, в физике и медицине. Ярким подтверждением заслуг советских граждан являлись присуждения лучшим из них Нобелевских премий. Вспомним хотя бы несколько известных имен: Бунин, Пастернак, Шолохов – премии по литературе, Семенов – премия в области химии, Ландау, Капица и Гинзбург – премии в области физики, Канторович – премия по экономике, Сахаров и Горбачев – премии за мир. И еще много других знаменитых ученых, писателей и общественных деятелей, удостоенных этой высокой награды.

Система работала. Хороша ли была сама система, и сколько в ней было перегибов и ошибок, это вопрос других статей. Но система образования в советской государственной системе работала на отлично. Государством в свое время была составлена программа развития общества. Цель этого развития – создание здорового, гармонично развитого человека, любящего свою Родину и готового защитить ее с оружием в руках. Ради достижения этой цели государство не скупилось на строительство школ и университетов, стадионов и бассейнов, стрелковых тиров и военных полигонов, кинотеатров и филармоний. Школьники и студенты бесплатно посещали театры и концертные залы, артисты объезжали самые отдаленные уголки необъятной страны, чтобы донести свое искусство и в горный аул, и геологам в заполярье. Десятки тысяч бесплатных спортивных секций подготавливали будущих олимпийских чемпионов в каждой из пятнадцати республик. Каждый человек являлся частью советской системы, а вся система работала для каждого гражданина, чтобы добиться поставленной цели.

А теперь вернемся в Украину, в два последних десятилетия, в которых эта европейская страна имела возможность создать собственную идеологию, собственную экономику, и собственного украинского гражданина. И что мы имеем по истечении двадцати лет незалежности?

Большая часть материальной базы, оставшейся от Советского Союза, была разграблена, распродана за границу и разрезана на металлолом в первое десятилетие. В течение правления двух первых украинских президентов формировалась так называемая политическая «элита», которая училась самостоятельно управлять государством без традиционных прямых указаний из Кремля. Но это оказалось невероятно сложно, потому что самостоятельный поиск пути сильно отличается от готовности исполнять приказы. Чтобы найти свой путь развития, нужно иметь программу, нужно иметь знания. И это знания не школьной программы, а знания современной мировой экономики в условиях жесткой конкуренции. Это способность изучить основные модели политического управления различными государствами и создать свою собственную, которая станет приемлемой именно для этой страны, для этого народа, для этой экономической базы, для этого менталитета, для этих исторически сложившихся отношений и разногласий.

К сожалению, вышло так, что люди, привыкшие исполнять приказы из Москвы, оказались не в состоянии разработать идеологию нового государства, создать модель политического руководства, которое сможет сохранить экономическую базу, созданную в годы СССР, и на ее основе построить новую экономику, способную к конкуренции с сильными соседями. Вспомните, что произошло после падения железного занавеса: вся страна скупила на складах утюги и телевизоры и вывезла их в соседние страны, где продала по цене лома. А на эти деньги закупила бананов и конфет, наелась сама и накормила ими своих детей. Другими словами, вся материальная база, сколоченная СССР, была смыта в унитаз.

Когда прошла первая волна распродажи материальных ценностей, и этих ценностей больше не осталось, страна стала резать на металлолом станки с числовым программным управлением, военные и гражданские корабли, самолеты и танки, линии электропередач. На шифер и шлакоблок стали разбираться коровники и свинарники. Скупость банков и близорукость правительства положили под нож все свино-коровье поголовье. Распаевание колхозов уничтожило сельское хозяйство, позволив воротилам от бизнеса засеять Украину подсолнечником и продать его за границу, а вырученные деньги вложить в заграничные банки. И только тогда, когда был полностью уничтожен аграрно-промышленный комплекс Украины, и воровать стало нечего, только тогда те, кто украл больше всех, стали открывать собственные предприятия (как правило – это за копейки скупленные шахты, заводы и фабрики), чтобы иметь возможность продолжать набивать свои бездонные карманы теперь уже за счет собственной рабочей силы.

Итак, налицо основное отличие советской власти от власти постсоветской, в данном случае – украинской. Отличие это в том, что большевики, устроившие в октябре грандиозный переворот, стремились построить такое государство, которое не сможет одолеть ни одна капиталистическая система, ни одна военная машина, даже объединившись все планетой. Большевики, а впоследствии коммунисты, строили крепость, которая будет способна выжить в кольце экономической и политической блокады, выжить и встать с колен и заявить всему миру, что «мы еще покажем вам кузькину мать». Они строили собственный дом, надежный, крепкий, строили с любовью и с верой, что строят на века, на тысячелетия.

Украинская политическая «элита», придя к власти в одной из гостиных этой крепости, определила для себя, что в мире нет ничего вечного, кроме пирамид, и что этот советский дом не столько крепость для украинского народа, сколько строительный материал: шлакоблок, кирпич, шифер, который сегодня можно выгодно продать, а после нас (вернее – после них), как известно, хоть потоп. Нашу «элиту» потопы всякие не пугают, потому что каждый «элитный» Ной уже построил свой ковчег, а многие - и не один.

Каждый из политиков, которых нам выпало наблюдать в стенах Верховной Рады и Администрации президента, пришли к власти на короткий срок. Их близорукость не позволяет им понять, что срок этот так короток только благодаря их собственному отношению к этой стране, к этому народу. Именно поэтому большие политики и олигархи не вкладываются в долгосрочные проекты. Именно поэтому в аграрной Украине никто не хочет заниматься сельским хозяйством, животноводством. Никто не хочет планировать севооборот. Это долго, они столько не продержатся. Именно поэтому никто за двадцать лет до сих пор не взялся за реформу образования. Ведь одно поколение – это еще дольше, чем севооборот! Именно поэтому мы имеем сегодня то, что мы имеем. А имеем мы следующее.

В государстве Украина отсутствует вектор приложения силы. Сами силы (рабочие, шахтеры, учителя, врачи, студенты) вроде как есть, а вот вектора у них нет. Разброд, анархия. Нет цели, на которой можно сконцентрироваться. Нет направления, по которому можно пойти вперед, объединив усилия, осознав конечную цель, к которой можно и нужно стремиться. Дети наши потерялись в обилии хаотичной информации. С экранов телевизоров льются реки крови, пролитой заграничными маньяками и отечественным преступным элементом. Работник милиции и в жизни, и в кино является пьяницей и взяточником. Врачи являются шарлатанами, учителя – педофилами, школьники – наркоманами, артисты – гомосексуалистами, политики – проститутками, бизнесмены – рэкетирами. Наши дети формируют модель семейных отношений на основе сериала про Букиных, и хотят стать судьями или налоговыми инспекторами. В школе от учителей они слышат, что ленивые родители не желают заниматься своими детьми, а дома родители ругают бестолковых учителей. Мать клянет своего начальника, отец плюется в экран телевизора, когда там проходит очередное политическое ток-шоу, бабушка вспоминает, как хорошо было при советской власти, а дядя говорит, что на всех на них нужен какой-то Сталин. Нету, нету вектора для всей этой силы!
 
В государстве Украина отсутствует программа развития. Все, что избирателю пытаются представить как программу, на самом деле является перемешиванием колоды, состоящей из одних и тех же затертых карт. Ни в одной программе не увидим мы четкого плана развития, выраженного в цифрах. Никто не скажет нам, что к 2015-му году мы – новое правительство – снизим смертность заболевания раком с 35% до 18% благодаря введению обязательного ежегодного бесплатного профилактического осмотра каждого гражданина страны. Никто не пообещает нам, что благодаря выделению из годового бюджета 2% средств на обеспечение безопасности на производстве, смертность и травматизм уменьшатся на 60% по сравнению с предыдущим годом. Никто не возьмет на себя ответственность заявить, что благодаря снижению подоходного налога с 15% до 8%, а так же благодаря усилению контроля над выплатой зарплаты в конвертах, деньги, выведенные из тени, на 4% увеличат поступления в бюджет. Эти средства распределятся следующим образом: 2% будут направлены на погашение дефицита пенсионного фонда, а оставшиеся 2% покроют расходы на создание дополнительных бюджетных мест в высших учебных заведениях.

Народ Украины, его здоровье, его образованность, его культурный и нравственный уровень не интересуют политическую «элиту» этой страны. Эта «элита» не будет строить крепость на долгие годы, эта «элита» не будет вкладываться в медицину и образование, эта «элита» не станет утруждать себя новой идеологией, способной возродить нацию. Эта «элита» - вирус, который размножается в организме до тех пор, пока носитель не погибнет. Все граждане Украины, голосующие за эту «элиту» подписываются под собственным уничтожением.

А где же выход? Неужели - это конец украинской цивилизации? Надеюсь, что нет. Надеюсь, что, в конце концов, когда у народа не останется ничего, кроме его цепей, гражданам Украины хватит воли избавиться от паразитирующей «элиты». Придут новые люди, родятся новые идеи, выучатся новые специалисты – благо, что знания можно приобретать самостоятельно. Сформируется, наконец-то, в чьем-нибудь мозгу сформируется новая идеология, способная освободить народ от политических передряг и сплетен, от воровского менталитета кормящихся от власти, от взяточников в судах и шарлатанов в медицине. Расцветет наука и литература, откроются бесплатные спортивные секции и бассейны, будут строиться детские сады и больницы, возродятся киностудии, а список нобелевских лауреатов пополнится украинскими фамилиями. Все это будет! Обязательно будет! Только хочется надеяться, что еще при нашей жизни.


Рецензии
Понятно. Понравилось. Автор привел параллель с прошлым Украины в составе СССР. Другими словами, обратил наше внимание на то, чего нет сейчас, т.е. ухватить суть всех теперешних проблем. Наша главная проблема - это отсутствие системы комплексного развития Украины. А она, в свою очередь, отсутствует из-за того, что у нас нет настоящей интеллектуальной политической элиты. Жму на плюс.

Юрий Лукшиц   21.10.2011 08:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.