Права человека

Текст написан к материалу из форума "Наука и жизнь". Прав человека не существуют, заявил Владимир Панов, проблема придумана,  как придумана сказка про Бабу Ягу. С таким же успехом можно сказать, что и Владимира Панова не существует и форума, и неба, и земли. Если не считать нелепых высказываний некоторых значимых людей, то права человека являются костью в горле для всех политических бесов – нацистов, большевиков, исламистов и их наследников. Обычно они их называют буржуазными придумками, излишествами, которые якобы только затуманивают глаза трудящемуся человеку. Сюда же они относят демократию и свободу. В классовом обществе, говорил Ленин, и демократия классовая; исчезнут классы – исчезнут и все придумки, которые эксплуататоры изобрели, чтобы оправдать свое господство.
Сегодня против прав человека выдвигается более «тонкий» аргумент: с правами-де всегда рядом идут обязанности, и нет необходимости выпячивать одну из сторон. А как было в истории? А было так, что выпячивались одни обязанности.  Античный мир. Раба приравняли к скотине. Прав у него вообще никаких не было. Неграждане полисов тоже были дискриминированы. Средние века. Крестьянин тянул свои крепостные обязанности, какие-то права он  имел, но они лишь подразумевались. Его секли – он не сопротивлялся:  барин зря сечь не будет. Буржуазия начинает говорить о своих правах, власть правителей ограничивается специальными документами. В России ряд прав получает дворянство. В   эпоху развитых буржуазных отношений ряд государств,  вследствие революций или просто реформ, принимает документы о правах человека и гражданина. Граждане боролись за права, а обязанности сами приходили сверху, от правителей, за них бороться не надо было. XX век – снова рабство, его возродили нацисты и коммунисты. В концлагерях содержались огромные массы людей, совершенно бесправных. Колхозы в СССР – своеобразное крепостничество. Какие-то права в Колхозном уставе были записаны, но ими никто не пользовался. А обязанностей у колхозников было – выше головы. Вся страна напоминала большую зону, кто пытался ее покинуть – записывали в предатели, при попытке к  бегству из нее – пристреливали.

На протяжении всей истории обязанности человека и гражданина, навязанные властителями,  превалировали, а права его были в тени и, как правило, игнорировались. Но борьба за права велась – стихийная, неосмысленная. Порой весьма жестокая. Восстания, гражданские войны, политические перевороты. И межгосударственные войны.  Спартак, Разин, Пугачев. Утверждение независимых государств в Европе, в Азии, Африке. США вели войну за независимость. Россия вела страшную войну с фашизмом за право на существование. Нередко одни хотели победить других, чтобы занять их место. Бедный с помощью борьбы хотел разбогатеть, а политически угнетенный или обиженный – стать властителем. Но пробивалось и понимание человека как ценности, не обусловленной богатством, властью, принадлежностью к сословию, партии, фамилии. Пробивалось понимание человека как равного всем другим в своих фундаментальных качествах. И документы соответствующие принимались. Вот пункт 2 из «Декларации прав человека и гражданина», принятой Учредительным собранием революционной Франции 26 августа 1789 года. «Цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы – свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».  Здесь главное право – право на свободу. На свободу, которая, в свою очередь, эфемерна без права на собственность, безопасность и права на сопротивление угнетению. Большевики и нацисты пренебрегли фундаментальными правами человека и, слава Богу, за это поплатились.
Совсем не случайно возникла в мире проблема прав человека и родилось  соответствующее движение. Общественное развитие не останавливается. Наша страна здесь – не исключение. И препятствуют этому движению только люди невежественные или политически ангажированные – наследники рабовладельцев, феодалов, большевиков, нацистов, религиозных фундаменталистов.  вторник, 14 июня 2011 г.


Рецензии