Броня крепка и танки наши быстры...

  Внутреннее функционирование военного производства на оборонных заводах всегда оставалось загадкой и предметом вожделенного любопытства для всех непричастных к этой «святая святых». Ни в одной заводской многотиражке тракторных и металлургических заводов не найти статьи о трудовых буднях работников этой «теневой» области. Обнесённые глухими стенами с угрожающе-предупредительными надписями, объекты военного производства представляются цитаделями в которые путь простому гражданину заказан. Неудивительно, что народная фантазия в местах прилегающих к подобным предприятиям никогда не дремала. До сих пор находятся «умники», с пеной у рта утверждающие, что на таком-то сталелитейном заводе монтируются сверхсекретные ракеты, способные исчезать во времени, на такой-то речной судоверфи полным ходом продолжается сборка подводных лодок, а в огромных подземных цехах Волгоградского тракторного завода не прекращается производство супер-танков с лазерным оружием. Куда до такой техники старшему брату, гордо стоящему на постаменте у заводских ворот! Кстати, вся техническая документация по изготовлению Т-34 почему-то находилась на секретном хранении в архивах КГБ вплоть до 1992 года!

  А ведь история создания этого танка весьма интересна...

  Ни для кого не секрет, что Сталинградский тракторный завод был спроектирован прежде всего как завод танковый. Выпуск же тракторов 1930-40-х годах более походил на производство сопутствуюей продукции.
  Перед войной в специальном конструкторском бюро СТЗ началась работа над созданием модели среднего танка А-34. Его предшественник — тихоходный лёгкий пехотный танк Т-26 несколько лет уже находился в серийном производстве.
  В основу разработки новой машины легло постановление Комитета обороны от 19 декабря 1939 года и приказ наркома среднего машиностроения Лихачёва за  №188сс (совершенно секретно).
  К 1940 году завод провёл подготовку производства как в чертежах, так и в металле и изготовил установочную партию танков. Первые А-34 (в дальнейшем — Т-34) вышли из стен механосборочного цеха.
  В отличие от ранее выпускавшихся машин, танк А-34 являлся более габаритным, сложным и точным механизмом. Он в полтора раза превосходил своего предшественника по скорости, в три раза — по толщине брони и в пять раз — по мощности мотора.
  Изготовление корпуса танка началось в механосборочном цехе, сборка узлов и деталей происходила в сдаточном, а изготовление автоматики — в автоматно-серийном цехе. Для производства штампованных траков заводу пришлось расширить кузнечный цех. Кроме того, ряд деталей танка должен был изготовляться из стальных листов толщиной более 10 мм. А такие детали штамповались только в горячем виде, чего до сих пор на заводе не делалось. Впервые в производстве Т-34 было отдано предпочтение газовой сварке, тогда как до этого на СТЗ применялась только дуговая. Так как для танка использовались разнообразные марки сталей, ранее не употреблявшиеся на заводе, пришлось осваивать усложнённый процесс их термообработки и цианирования. Для заправки машин газойлем на заводе началось строительство ещё и спецхранилища с подводкой пара для подогрева газойля в зимнее время.
  Таким образом, переход на производство новой модели танков потребовал довольно серьёзной реконструкции всего завода. И всё-таки к 1941 году выпуск танков вырос в 50 раз.
  Но 41-й принёс войну и новые трудности, вынудившие заводских конструкторов решать сложнейшие технические и технологические проблемы. Известно, например, что одним из достоинств Т-34 был мощный, специально созданный для танка дизельный двигатель В-2. Когда прекратилось поступление дизелей с Харьковского моторного завода, пришлось налаживать выпуск моторов у себя. По мере продвижения немцев всё больше нарушалась кооперация СТЗ со 182 другими военными заводами, поставляющими моторы и сложные узлы. Прекратилось поступление цветных металлов, электрооборудования, приборов и других материалов.
  И, тем не менее, как следует из доклада заместиеля наркома танковой промышленности А. Горегляда: «Коллектив СТЗ, следуя указаниям вождя народов тов. Сталина о необходимости дать фронту больше танков, боеприпасов и снаряжения для разгрома озверелых германских фашистов, поставил перед собой задачу при любых условиях обеспечить бесперебойный выпуск танков, танковых деталей и другой оборонной продукции, преодолеть все и всяческие трудности на основе мобилизации творческой инициативы, стахановцев, инженерно-технических работников и использования внутризаводских ресурсов».
  «Изобретательская, творческая мысль проникла буквально во все сферы производства, - писала в июле 1942 года заводская многотиражка «Даёшь трактор!». Только за первую половину 1942 года рационализаторы внесли 1450 предложений, от внедрения которых было получено свыше 3,5 млн. рублей годовой экономии».
  Работы в то лихое время хватало. Завод продолжал делать танки и тягачи до 13 августа 1942 года. После того, как из строя вышли почти все цеха, выпускать новые машины стало невозможно. Ремонт танков продолжался, а выпуск их был налажен только к осени следуюего года.
  В начале 1944 года завод перешёл к производству новой модификации танка Т-34-85. А наследником легендарной «тридцатьчетвёрки» стал лёгкий плавающий танк ПТ-76 (СТЗ-60), производство которого было организовано в 1951 году.
  В дальнейшем сортамент боевых машин продолжал расширяться. В 1953 году из заводских ворот вышли две модели бронетранспортёра под кодовыми названиями «740» и «?50», начался выпуск танка Т-54. Через два года были разработаны боевая химическая машина «СТ-1», плавающий гусеничный бронетранспортёр БТР-50П и экспериментальный танк Т-10. В 1956 году создан бронетранспортёр БТР-50ПА. В 1957-ом — командно-штабная машина «750К» и модели «160» и «161». В 1959 — БТР-50ПК. 1960 год ознаменовался выпуском командно-штабных машин БТР-50ПУ, лёгкого плавающего танка ПТ-30 и танка ПТ-76Б. В 1962-ом заводские специалисты изготовили машину на самоходной гусеничной базе с мощной пусковой установкой под кодовым номером «910». Тогда же в туркменской пустыне были произведены первые испытания этого до сих пор секретного аппарата, также проходившего среди секретчиков под вторым названием «Ползолёт».
  В 1963 году при непосредственном участии Л. И. Брежнева ушли в производство опытные образцы БМП на колёсно-гусеничном ходу, именуемые в документах объектом «911», созданы БТР-155 и танк Т-55. В 1964 году на заводе родилась боевая машина для авиадесантных войск. В 1966 году — начался выпуск танков Т-62М и Т-55А.
  Интенсивный выпуск тяжёлой военной техники продолжался до середины восьмидесятых годов. А потом пришла конверсия и военное производство сократилось до минимума. В 1991 году литерные цеха ВГТЗ выпускали лишь по 12 БМП в месяц. Впоследствии там были уже рады и штучным заказам лёгких бронированных машин. К 2004 году военное производство Волгоградского тракторного было доведено до такого состояния, что с восторгом приняло государственный заказ на проведение капремонта нескольких БТР-50. (Интересно, в каких войсках сохранились эти допотопные монстры?) Сегодня основные цеха ВТЗ закрыты и разграблены, в здании дочернего инструментального завода владычествует шумящий огнями гипермаркет, а численность прежнего 34-тысячного рабочего коллектива предприятия сократилась до 1800 человек.


Рецензии
У нас в Кургане, уничтожен завод колесных тягачей имени Карбышева, прежде выпускавший БТР-60ПБ, путепрокладчик ПКТ и автомобильные тягачи КЗКТ-74281. В одном из цехов торгово-развлекательный центр, в других малые предприяти, другие же цеха разбиты и разграблены.

Искандер Антонов   03.10.2012 20:29     Заявить о нарушении
у нас также - на месте инструментального завода - торгово-развлекательный центр Диамант, чугунка, сталелитейка и прочие цеха разграблены и уничтожены.

Андрей Печёнкин   13.10.2012 12:42   Заявить о нарушении