Дени Дидро. Племянник Рамо 2008. 12
Кому: Тамара
Дата: 26 Июл 2008 16:29:52
Тема: Когда одна, когда в тиши ночей...
Какие пронзительные стихи есть у Ходасевича!
Странник прошёл, опираясь на посох...
Мне почему-то припомнилась ты.
Едёт пролётка на красных колёсах -
Мне почему-то припомнилась ты.
Вечером лампу зажгут в коридоре -
Мне непременно припомнишься ты.
Чтоб ни случилось на суше, на море
Или на небе, - мне вспомнишься ты.
1922
От кого: Тамара
Дата: 27 Июл 2008 16:06:09
Тема: Музыка - вне и внутри.
Дорогая Алла!
Мой компьютер тоже заразился вирусами, и пока его как
следует не почистили, я ничего никому не посылала,
чтобы не перенести заразу.
Кроме того, Петя по приезде оккупировал его.
Он привёз из Парижа полторы тысячи фотографий,
показывал их всем нашим друзьям с подробными
комментариями. Кроме того, он описал свои парижские
впечатления о дирижёрской работе и о самом Париже.
Он - молодец - справился со всеми поставленными там перед
ним задачами и продирижировал спектаклем,не имея ни одной
полной репетиции. Сказывается двадцатилетний опыт работы
в оркестре и с оркестром.
Дважды в день я хожу в Стёпину квартиру кормить
его Кота. Жарко, тяжело.- Как будто я одета в две шубы.
Радуюсь Вашим новым стихам.
Всегда знала, что у Вас будет ещё много чудных
стихов! Прохладных, как подводный мир, в котором
Вы, плаваете, меланхолично помахивая плавниками,
и встречаете то ли полузатонувшие видения, то ли
плещущие устремления выйти на берег - к травам,
цветам, к небу. Вы - юная, Вы - нежная!
От кого: Тамара
Дата: 31 Июл 2008 09:51:51
Тема: Re: Когда одна, когда в тиши ночей...
За неспособностью что-либо написать, пользуюсь завалами
памяти, не совсем уверенная в точности воспроизведения.
В молодой моей голове всё время звучали стихи или музыка.
Больше там ничего не было.
Я тело в кресло уроню,
Я свет руками заслоню
И буду плакать долго, долго,
Припоминая вечера,
Когда не мучило "вчера",
И не томили цепи долга.
Мечты
За покинутым бедным жилищем,
Где чернеют остатки забора,
Старый ворон с оборванным нищим
О восторгах вели разговоры.
Старый ворон в тревоге всегдашней
Говорил, трепеща от волненья,
Что ему на развалинах башни
Небывалые снились виденья, -
Что в полёте, воздушном и смелом,
Он не ведал тоски их жилища,
Был он лебедем, нежным и белым,
Принцем был отвратительный нищий.
Нищий плакал бессильно и глухо,
Ночь тяжёлая с неба спустилась.
Проходившая мимо старуха
Учащённо и робко крестилась.
ОНА
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд - я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
Вы, конечно, узнаёте. - Николай Гумилёв.
Хорошо бы записать все любимые стихи,
что ещё остались в памяти...
До свиданья!
Т.
From: Тамара
To: Алла Гозун
Date: Mon, 18 Aug 2008 01:24:30 +0700
Subject: Импровизация.
Блаженные поля, ровный свет, вечно-цветущие деревья,
небесные хоры исполняют элегические напевы - и мы с Вами,
две молодые девушки, взявшись за руки, не чуя под собой
ног, ходим по травам и горам, немножко под хмельком от
душевной переполненности.
И ничего уже не отменишь, всё совершилось так как надо.
Наша встреча была предназначена, иначе мы никогда бы
не встретились. Все стебли и лепестки свежи и блестящи,
и ландыши с георгинами цветут в одно время, так же, как
мы в пять минут можем прочитать из Шекспира и Бродского.
Всё в нас и кажется, что можно бы вместить и ещё больше,
да не надо - пусть оно является нам потихоньку и полегоньку;
бокалы уже полны и каждая капля может оказаться лишней.
На кустах сидят вышитые шёлком птицы, вязаные коты сияют
зелёными и золотыми пуговицами. Игрушечный паровозик
пускает клубы черного дыма и белого пара.
Сиреневая женщина-птица сложила крылья и молча вещает.
Дробности, дискретности нет, только целое звучит
и движется без тактовых черт.
От кого: Алла Гозун
Дата: 26 Авг 2008 00:34:47
Тема: Re: Импровизация.
Именно так всё и происходит на самом деле:
Ландыши с георгинами цветут в одно время, сиреневая женщина-птица
сложила крылья и молча вещает, а на кустах сидят вышитые шёлком птицы
и так блаженно-хорошо поют, что глаз не хочется открывать.
Вчера, гуляя в парке, зашли с Сашей в выставочный зал на выставку
георгин. Геoргина по-английски почему-то называется - Dahlia - Далия.
Ну, никакой тебе романтики - то ли дело - Георгина!
Были очень красивые экземпляры от самымх миниатюрных до гигантских.
Цветы потрясающе-великолепны. - Королевские цветы.
Как испанские знатные гранды,
Что идут , не касаясь земли,
Как на старых полотнах инфанты,
Как портрет королевской семьи.
Походили, поглазели,повосхищались... говорили о Веласкесе,
о его знаменитой и загадочной картине «Менины» (фрейлины),
которую ещё называют «Семья Филиппа IV», говорили о том,
что Веласкес был кумиром многих художников, что Пикассо
за один только год написал более 50-ти вариантов
на тему этой картины.
Вы, конечно же, поняли при чем здесь Веласкес, инфанты,
короли, короллевы, фрейлины, и гранды. Одного взгляда
на георгины достаточно, чтобы подумать обо всё этом.
Одно непонятно: как они ходили в этих роскошных воротниках.
Должно быть, это были сущие ошейники.
Верите ли вы в телепатию? Если нет, то как бы вы отнеслись к тому,
что в последнеев время довольно часто со мной происходит?
Как-то попалась мне в руки книга Н. Берберовой с воспоминаниями
и статьями, в одной из статей она пишет о повести Д.Дидро
"Племянник Рамо", пытаясь, и небезуспешно, представить его предтечей
наших господ нигилистов. Мне почему-то дико захотелось перечитать
эту повесть, которая когда-то мне очень понравилась - во времена оны
у меня была сборник сочинений Д.Дидро, но я её оставила - не могла же
я все свои книги тащить с собой!
Так вот, лежу я, полеживаю и думаю - где бы мне этого
«Племянника Рамо» достать, понимая, что это дохлый номер,
потому как тут навряд ли найдётся человек, который не то,
чтобы его не читал, но навряд ли слышал о его существовании.
Погрустила я погрустила да и забыла.
И вот... через какое-то время (несколько дней или неделя)
захожу я совершенно случайно к своей соседке, что живёт на
втором этаже. - Случайно, потому что к ней я обычно не хожу.
Да нет, не случайно!
Ну вот, посмотрела я ТВ и собираюсь уходить, а прямо передо
мной книжные полки. - Ну как не подойти? Подхожу. Смотрю.
И что же!!! Хотите верьте, хотите - нет, но прямо передо мной
стоит книга, а на корешке написано - Дени Дидро.
Я прихожу в дикое волнение и спрашиваю соседку: - Откуда?
Ответ, естественно, был: – Оттуда.
Конечно, меня больше бы устроило искреннее удивление соседки,
которая бы сказала, что видит эту книгу впервые в жизни,
потому как это была бы мистика чистой воды. Но нет, так нет.
Привезла, так привезла. Главное, что телепатия работает!
Или ещё вчера был случай не менее странный. – Конечно, человек,
не верящий в эти метафизические штучки, сказал бы, что ничего
странного в этом нет, и что всё это не более, чем совпадение.
Однако.... Несколько дней тому назад я вдруг как-то отчетливо
думала о Михаиле Сопине, о дикой свистопляске вокруг его имени,
о том, что у меня есть две его книги его стихов с дарственной
надписью и многое чего другого.
И вот вчера включаю русский канал ТВ, а там «крутят» фильм
«Вологодский романс», киностудии Ленфильм. Дай, думаю, посмотрю.
Смотрю... А там Михаил Сопин, сидит на кухне в окружении друзей
и читает им свои стихи; на нём какая-то куцая выцветшая гимнастерка,
лицо измученное, но такое светлое и полное внутренней силы.
Потом пошли кадры удивительной, пронзительно-грустной северной природы,
вологодских деревень и самой Вологды, и глуховатый его голос за кадром.
Я слушала этот голос, и сердце моё саднило от печали.
Мда-а-а... так вот...
Ничего случайного в этой жизни не бывает - на всё есть причина.
«Он. - Взгляните, однако, который час, мне пора в Оперу.
Я. - Что сегодня дают?
Он. - Оперу Доверня. В музыке у него есть неплохие мест; жаль только,
что не он первый их сочинил. Среди покойников всегда найдутся такие,
который приводят в отчаяние живых. Но что поделаешь?
Quisque suos(non) patimur manes.(каждый несёт свою кару).
Однако уже половина шестого: слышу колокол, который призывает
к вечерне аббата Кане, да и меня. Прощайте, господин философ!
Не правда ли, я всё тот же?
Я. - К несчастью , да.
Он. - Пусть бы только это несчастье продлилосьещё лет сорок:
хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.»
У меня подозрение,что я уже писала об этом, и вообще - меня всё время
мучает вялое подозрение, что всё это уже было со мной раньше.
У меня сейчас какой-то неопределенный период: ничего и никого не жду
и ни на что не надеюсь. Какое-то внутреннее, с трудом преодолеваемое,
оцепенение.
Хотя... как сказал племянник Рамо:
-Пусть бы только это несчастье продлилось ещё лет сорок....
Всегда Ваша.
А.
Георгины
Гаснет день. Словно в песне старинной,
Выхожу я в заброшенный сад
Посмотреть, как цветут георгины,
Строгой прелестью радуя взгляд.
И как будто застыв в изумленье
От своей неземной красоты,
Молчаливо приемлют почтенье
Величавые эти цветы, -
Как испанские знатные гранды,
Что идут, не касаясь земли,
Как на старых полотнах инфанты,
Как портрет королевской семьи.
09/09/97
*****
Диего Веласкес, Портрет короля Филиппа III
1634-1635. Музей Прадо, Мадрид.
Свидетельство о публикации №211061400962