Онтология отражений. Хроники Амбера и сновидения
Описанное в романе путешествие по отражениям очень похоже на перемещение по вероятностным событийным линиям в сновидениях. Если в сновидении человек совершает неожиданный поступок, то он смещается в параллельную реальность, в которой этот поступок является закономерным. Время сновидения разветвляется, оставляя возможность возвращения в исходную событийную линию. Эти две событийные линии развития не исключают друг друга, благодаря чему возможно путешествие по параллельным сновидениям.
В бодрствовании подобные путешествия, как правило, не удаются. Объясняется это особенностью трансцендентальной структуры волевого акта. В бодрствовании волевой акт реализует один из моментов волевой потенции, исключая альтернативные варианты реализации воли. Акт воли результируется в факте, не допускающем актуализации своих альтернатив. Именно потому человек воспринимает событийную линию своей жизни как линейную последовательность событий.
В сновидении актуализация потенции воли в акте не исключает своей самореализации в альтернативном акте. Поэтому развитие жизни в одной событийной линии не исключает ее развития в параллельной событийной линии. Это определяет отличие априорной структуры времени сновидения от априорной структуры времени бодрствования. В сновидении событийные временные линии могут разветвляться, сливаться, пересекаться или развиваться параллельно, открывая возможность путешествия по ним. После пробуждения человек может помнить сразу нескольких параллельных событийных линий сна. Однако память в бодрствовании подчинена линейной априорной структуре времени, поэтому все эти событийные последовательности сновидения проецируются на один линейный ряд, в результате чего возникает смешивание разных сновидческих образов, например, ковер может оказать страной, человек кустом, автомобиль сыром и т.д. Поскольку время сновидения многомерно, то в самом сне подобной путаницы не возникает, и всегда четко различается принадлежность образов определенным событийным линиям.
Развивая аналогию мира сновидений с онтологией Р. Желязны, мы можем предположить существование своего Амбера для мира сновидений. Желязны описывает Амбер, как архетип всех отражений, предстающих его бесконечными вариантами. Амбер является принципом космического упорядочивания параллельных миров, и по мере удаления от Амбера усиливается хаос.
Сновидения, как правило, носят неустойчивый характер, что является признаком хаотичности. Соответственно, приближение к Амберу сновидений должно усиливать устойчивость, которой характеризуется бодрствование. Стремление к устойчивости сновидения определяет направление движения к Амберу. Для этого требуется специальная практика сновидений.
Восприятие окружающего мира выстраивается вокруг восприятия собственного тела, тем самым расширяя его. При изменении ощущения тела изменяется и мир. Различие тела сновидения и тела бодрствования определяет различие в восприятии реальностей. Сновидческая реальность неустойчива потому, что тело сновидения воспринимается неясно, хаотично, будучи склонным к трансформациям. Разрозненность отражений определяется тем, что и тело сновидения воспринимается не целостно, а разорвано на отдельные впечатления. Каждое впечатление относится к определенной событийной линии, а неясность впечатления ввергает эту событийную линию в хаос. Практика прояснения восприятия тела ведет к устойчивости реальности, тем самым, приближая сновидца к Амберу сновидений. Когда все разрозненные впечатления тела сновидения, разбросанные по разным отражениям, собираются воедино, тогда сновидец оказывается в Амбере.
К. Кастанеда говорил о возможности выведения тела сновидения в мир бодрствования, описывая необходимые для этого практики, направленные на обретение устойчивости восприятия (я буду говорить о них в собственной вариации). Практика рассредоточения сознания предполагает скольжение по образам сновидения. Например, при чтении книги сосредоточение на странице разорвет неустойчивую ткань сновидения и вызовет трансформацию текста. Чтобы этого избежать, нужно скользить вниманием по комнате, время от времени захватывая страницу книги. Благодаря этому текст приобретает устойчивую определенность. Точно также скольжение по реальности позволяет удерживать в ней детали, которые выпадали при хаотичном восприятии сновидения (например, замечать материал, из которого изготовлен пол, текстуру покрытия дивана и т.д.).
Благодаря этой практике, становится возможным удерживать в восприятии и отдельные детали своего тела. Можно начинать с рук, как предлагается у Кастанеды, потом переходить ко всему остальному. Обретаемое устойчивое восприятие собственного тела должно дополняться его восприятием в другой событийной линии. Устойчивость тела нисколько не ограничивает способности перемещаться по отражениям Амбера сновидений, так как эта способность определяется не характером восприятия тела, а априорной структурой волевого акта. Смещение по реальностям должно восстанавливать целостность тела сновидения, пока оно не обретет полную безупречность в Амбере, благодаря чему может быть смещено и в мир бодрствования.
В связи с этим встает вопрос: что является аналогом Амбера сновидений в мире бодрствования, и можно ли его достичь? Пользуясь аналогией с миром сновидений, можно предполагать, что движение к Амберу в бодрствовании также должно определяться психосоматической практикой обретения целостности своего тела. История духовной культуры предлагает самые разнообразные пути: алхимическая практика, классическая индийская йога, даосская практика достижения бессмертия и т.д. В христианской традиции путь обретения целостности достигается в «цело-мудрии» – особой аскетической практике обретения целостности души и тела в сердце. Соответственно, Амбером здесь является Царство Божие, в котором все люди воскресают в нетленных телах.
Томск, 2006
Свидетельство о публикации №211061501195