Интервью с капитаном...
- Капитан дальнего плавания, кто не мечтал в детстве сразиться с пиратами, найти клад зарытый на таинственном острове, поймать русалку. Вы тоже об этом мечтали?
Как говорил Один из известнейших писателей XX века Эрнест Хемингуэй — "Настоящий мужчина не может умереть в постели".
Мой выбор был обусловлен конечно тем, что я родился в Батуми, много батумцев было занято в этой сфере, я и последовал их примеру, манила романтика моря, да и данная специальность открывала большие перспективы, мы свободно могли выезжать за границу, впервые за границу я попал будучи 16 -летним подростком.
Где вы учились?
Я окончил Батумское мореходное училище, мы обучались 4 с половиной года и каждый год проходили практику, то есть выезжали за границу. Сегодня наше училище именуется Академией, но уверяю, раньше нас обучали намного лучше
Почему? ну потому, что раньше был Советский союз, многие специалисты хотели жить на берегу Черного моря и приезжали к нам, так что обмен опытом шел только лишь на пользу.
Насколько мне известно вы окончили еще и университет им. Джавахишвили?
Да, факультет торговой экономики, работал в различных местах, но в результате вернулся к морю.
- Расскажите о семье в которой выросли
- У меня два брата и сестра. Все переехали в Тбилиси, а я остался в Батуми с родителями. Отец был образованным человеком, имел два высших образования, был автором 12 книг, изобретателем, авто инженером. Он выдумал чаеуборочную машину, которую в свое время ему не запатентовали, а через 30 лет точно такую машину наши приобрели у японцев.
Есть дочь и сын. сын сейчас в армии, дочь недавно вышла замуж, учится на юридическом.
- После развала союза, наши специалисты разъехались по всему миру, насколько наши кадры сегодня ценятся?
-У нас высоко квалифицированные кадры и заграничные агентства с радостью сотрудничают с нами. В прочем есть проблема, наше поколение не владеет в совершенстве английским, ведь нас не обучали так как надо, в случае блестящих знаний в области языков советскому человеку просто закрывали визу и он становился без выездным.
Новое поколение владеет английским, но хромает в русском и в мореходном деле, приходится их подтягивать.
- В каком состоянии сегодня грузинский флот?
- Сегодня наша сфера в упадке, было 65 больших кораблей и 165 маленьких сегодня нет не одного корабля, и все наши прекрасные специалисты разбросаны по всему миру.
В период развала союза, можно было сохранить флот, но из-за некоторых политиков, все пошло на ветер, и множество специалистов осталось без работы, многие не пережили, спились, погибли. Тогда не было таких возможностей как сейчас, не было контрактов с западными компаниями, надо было менять профиль, менять жизнь, но море знаете как наркотик, кто один раз начинает там работать, потом не может без него. море большое испытание, там мы вместе и в беде и в радости. там испытываешь кто есть друг, а кто нет. Море закаливает делает сильным.
- При советской власти все было так радужно?
- Нет конечно. Нельзя не отметить те не очень приятные моменты которые были навязаны нам партией. К каждому кораблю были приставлены минимум два человека из КГБ, от зоркого глаза которых не ускользало ничего. Был у нас также, так называемый парт полит, человек которому было поручено нести свет в массы, с помощью лекций Марксизма Ленинизма, так же в каждом новом порту данный человек напоминал нам, о том, что мы находимся в капиталистическом порту, о том, что здесь надо быть предельно осторожными, потому, что к людям здесь очень плохое отношение.
Ну о том как мы выходили гулять в город отдельная история. Были две смены, один день одни, другой день другие. Ходили по трое человек, конечно это выглядело смешно. понимаю. Вернувшись мы были обязаны отчитываться перед парт политом, а он записывал все аккуратно в специальную тетрадку.
В последние годы советской власти, контроль сошел на нет. Все вписывалось для галочки, лекций уже никто не читал и не предостерегал нас от капиталистического строя.
- А как обстояло дело с контрабандой?
- Когда мы возвращались в страну, корабль тщательно обыскивали. Моряки никогда не перевозили наркотиков, контрабандой считалось все то, что могло превысить вашу заработную плату, например лишняя пара джинс могла стать поводом уголовного дела, и вас могли посадить в тюрьму на несколько лет.
- А сколько получал советский моряк?
- Не много. Если на западе зарплата достигала 1500 долларов, мы получали около 45 долларов. Но кроме этого мы имели еще и рубли. ну вот многие и занимались куплей продажей, так называемая подработка. можно сказать, что в распаде союза во многом виновны моряки, они вывозили русскую валюту, а это безусловно подрывало экономику страны.
- Ученные часто говорят о ухудшении климата, о глобальном потеплении, о том, что Земля меняет ось, как такие изменения влияют на вас?
- Да мы ощущаем изменения, выросло количество подземных толчков, в результате на фоне гладкого спокойного моря вдруг поднимается огромная волна и поглощает все на своем пути, так называемая убийственная волна, так что проблема шторма отошла на второй план. По статистике сегодня в мире в день гибнет один корабль.
- Может виной тому неисправность кораблей, а не климатные условия?
- Мы плаваем на кораблях которым по 15-20 лет, конечно старые корабли сложно справляются с погодными катаклизмами, теперь уже опасно плавать. По конвенции старые корабли допущены, но они должны быть исправными, ведь малейшая неисправность и вы пойдете на дно.
- Море таит в себе много тайн, говорят о аномальных зонах, например бермудский треугольник, вы бывали в таких зонах?
- я где-то 30 40 раз был в зоне бермудского треугольника, надо отметить, что ничего странного я не заметил, и лишь спустя время мне сказали, что там пропадают корабли. Данная трасса очень перегруженная.
Думаю, что конечно в море есть аномальные явления, но это вопрос к ученным. Я читал, о том что на дне моря есть места где в большем количестве собирается сера, на поверхности она создает, что то на подобии пены, если корабль попадает в такую пену он неминуемо гибнет. Пена не способна удержать корабль, теряется управление и корабль идет на дно.
- На каком корабле вы плаваете и по какому принципу вас нанимают на работу?
- Мои данные размещены в компаниях Европы, есть специальные агентства к которым обращаются мореходные компании, а те в свою очередь предоставляют им наши данные, в случае заинтересованности нас вызывают, мы заключаем контракты, и вот по такому принципу и строится наша работа.
Мне уже 57 лет и в основном я работаю на Турецкие и Греческие компании.
Плаваю на транспортном корабле, мы перевозим различные грузы, занимаемся так называемой морской торговлей. На самом деле во всем мире наша отрасль очень важна, на нас стоит вся экономика, особенно когда заходит речь о перевозке таких ресурсов как нефть. Поэтому можно лишь сожалеть о том, что у нас не уделяют должного внимания мореплаванию.
- Сколько лет вы в море?
- Около 20. Я объездил почти весь мир, все проливы. К сожалению после развала союза я ушел работал в различных сферах, занимался семьей, но в результате вернулся и не жалею от этом.
- Самое долгое плавание?
– Обычно мы заключаем контракт на 6 месяцев плюс 1 месяц.
- Каков экипаж корабля?
- Все зависит от размеров. Сегодня корабли в большинстве случаев автоматизированны, так что если раньше не смотря на размеры судна экипаж варьировал в пределах 40 человек, то сегодня 18 – 19 человек вполне достаточно. Есть корабли с экипажем в 13 – 15 человек.
- Вспомните происшествие которое вам запомнилось.
- Ну пожалуй это шторм в который мы попали. Было это в 83 году, я был третьим помощником капитана. Помню 20 метровые волны, два корабля которые шли позади нас поглотила бездна. Мы успели войти в порт маленького островка, французской колонии, помню даже название острова - Фимерун. Корабль на котором мы плыли назывался “Академик Давитаия”. Об этом случае позже даже писали в газете “Моряк Грузии”. Теперь нет ни газеты не корабля.
- Ученные говорят, что черное море гибнет
- Да сегодня море не такое как раньше, рыба исчезает, значит что-то происходит, что-то не хорошее.
- Кстати как обстоят дела в рыболовной сфере?
- Вопрос злободневный. Грузинские рыбаки не довольны тем, что им не выдают лицензии, если вы изучите этот вопрос увидите, что всю рыбу ловит турецкий флот и вывозит в Турцию. Почему это происходит? думайте сами.
- Вы побывали во многих странах, какой город произвел на вас самое большое впечатление?
- Сложно выделить, красивых стран много, в прочем "Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж - это праздник, который всегда с тобой."
"Праздник, который всегда с тобой..." - эти слова Хемингуэя стали чем-то таким, что уже невозможно забыть или игнорировать, думая о Париже. Даже тот, кто никогда не видел этого города, думает о нем только так. Еще говорили: “увидеть Париж - и умереть”. Последнее, может быть, сильно сказано, умирать вряд ли стоит, но увидеть... Увидеть Париж - действительно праздник.
-Вы встречались с пиратами?
- Пираты водятся в основном в африканских странах. Все это судя по всему на уровне государственном. Мы слава богу с ними не встречались
- Правда ли что куки всегда вкусно готовят?
- Не скажите, по разному, была у нас одна готовила ужасно. Что касается обслуживания корабля все на высшем уровне.
- Ваши планы на будущее?
- Пожалуй написать книгу
- Существует поговорка – хорошо там где нас нет, вы согласны с этим высказыванием?
- Я понимаю тех кто в поиске лучшего уезжает из странны, но поверьте какими бы мы плохими не были, какие бы не были проблемы и времена, мы особенный народ, у нас особенные фрукты, зелень, воздух, такого нигде нет. Я люблю Грузию и бесспорно счастлив, осознавая, что каждый раз ступая на сушу, я ступаю на родную землю, это прекрасно когда есть дом, в который можно вернуться.
Свидетельство о публикации №211061500122