От царя до апостола колено вениамина
СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЬ
Поначалу Ровоам, столкнувшись с непослушанием десяти колен Израиля, думал пойти на них войной.
Вернувшись в Иерусалим после неудачного "разговора" ( с его стороны сыпались главным образом угрозы - быть еще более жестким царем, чем его отец Соломон), он устроил смотр воинам обоих колен. У Вениамитян было "сто восемьдесят тысяч отборных воинов, дабы воевать с домом Израилевым для того,чтобы возвратить царство Ровоаму, сыну Соломонову".
В колене Иуды отборных воинов было примерно в два раза больше.
И все-таки, Ровоама не решился начать войну. Явно было видно, что на этот раз отпадение от дома Давида хорошо подготовленное и дело решенное. Об этом можно было судить по тому, что северяне, как часто называли остальных израильтян, собрались не в Массиве Вениаминитян, как бывало раньше, а в Сихеме, родовом гнезде колена Иосифа (там жили племена обоих его сыновей - Манассии и Ефрема), подаренном ему Иаковом, и где были похоронены кости любимца праотца после Исхода из Египта.
Кроме того, в Египет срочно были посланы гонцы за убежавшем туда от Соломона, с которым у него вышел конфликт, Иеровоамом из колена Ефрема.
Стало быть, и царя они избрали заранее, не надеясь, да и не желая, договориться с Ровоамом.
В таких условиях трудно было рассчитывать на победу и возвращение к прежней жизни. Надо было не терять время и приспосабливаться и обустраивать новую.
Первым делом Ровоам занялся укреплением Филистимских городов, некогда покоренных Давидом. Их было пятнадцать крупных, среди них -Азек, Геф, Соха, Лахис, в которых теперь проживали как Иудеи, так и Вениамитяне.
Но ясно было, что Филистимляне только и ждут того момента, когда Иудейсколе царство будет ослаблено, чтобы постараться вернуть себе свои прежние владения ( в дальнейшем так и было). Поэтому важно было превратить эти города в крепости, хорошо вооружить посланные туда гарнизоны, сделать запасы хлеба, оливкового масла и вина.
Население царства росло, и не в последнюю очередь за счет рождаемости. Библейский текст утверждает, что у Ровоама было восемнадцать жен (одна из них - из Гивы Вениаминовой) и шестьдесят наложниц, от которых у него было двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей.
Вениамитяне были не менее любвиобильные и многодетные. Некий Улам имел аж сто пятьдесят сыновей и внуков( "Люди воинственные, стрелявшие из лука")!
В Иудейское царство перебрались и почти все священники и левиты, поскольку в царстве Иеровоама они оказались не у дел, "так как отставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня, и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал", а в Иерусалим своим подданным ходить запретил.
Да и Храм, построенный Соломоном, уже не выглядел столь величественно и притягательно, как прежде. На пятом году царствования в Иерусалим вторгся египетский царь Сусаким и ограбил Храм и царский дом, забрав все ценное, а первую очередь изделия из золота.
Ровоаму был сорок один год, когда он стал царем, и царствовал он семнадцать лет, после чего скончался, а трон занял его сын Авия от жены Ровоама - Вениамитянки, из Гивы.
В отличие от отца Авия все-таки предпринял попытку - военным путем вернуть северян в общее царство.
Он вышел против Иеровоама с войском в четыреста тысяч человек. Тот выставил вдвое больше воинов.
Но, прежде чем начать сражение, Авия, встав на одну из вершин Ефремовой горы, обратился к ним с речью:"Не знаете ли вы, что Господь, Бог Израилев, дал царство Давиду над Израилем навек, ему и его сыновьям его по завету соли? Но восстал Иеровоам, сын Наватов, раб Соломона, сына Давидова, и возмутился против господина своего. И собрались вокруг него люди пустые, люди развращенные, и укрепились против Ромоава, сына Соломонова; Ровоам же был молод и слаб сердцем, и не устоял против них. И ныне вы думаете устоять против царства Господня в руке сынов Давидовых, потому что вас великое множество, и у вас золотые тельцы, которых Иеровоам сделал вам богами...".
Говорил Авия долго, и пока ораторствовал, Иеровоам стал окружать его войско. Однако Иудеи не испугались и приняли бой. И более половины Израильтян полегло в этом бою, а Авия отвоевал у них Вефиль(сюда ходили они поклоняться золотым истуканам), Иешану и Ефрон с зависящими от них городами.
Вефиль и Ефрон в более древние времена принадлежали колену Вениамина, а Иешана - Филистимлянам, потом оказались у Ефремлян.
На время северяне притихли, а Авия предавался радостям жизни:у него было четырнадцать жен, родивших ему двадцать два сына и шестнадцать дочерей.
Перерывы между миром и войной в ту пору были недолгими. Когда на престол встпул сын Авии Аса, спокойствие длилось всего десять лет. А потом на Иулейское царство войной пошел Зарай Ефиоплянин.
У него было "тысяча тысяч" воинов и триста колесниц- грозное по тем временам оружие, особенно если учесть, что у Иудеев колесниц не было.
А было у Асы "военной силы :вооруженных щитом и копьем из колена Иудина триста тысяч, и из колена Вениаминова вооруженных щитом и стрелявших из лука двести восемьдесят тысяч, людей храбрых".
Победили они Ефиоплян, и преследовали до тех пор, пока никого з них не осталось в живых, и вернулись в Иерусалим с богатой добычей.
Всего в Иудейском царстве было двадцать царей (за почти четыреста лет существования). Престол неизменно переходил от отца к сыну, что в известной мере способствовало стабильности царства.
Конечно, стабильность эта была весьма хрупкой. За этот период пришлось воевать с египетскими, сирийскими, ассирийскими и вавилонскими агрессорами.
Это были внешние враги. Но были и более близкие, живущие по соседству - Филистимляне, Аммонитяне, Моавитяне, Идумеяне, которым удалось в какие-то периоды вернуть себе былые города, а также выйти из-под влияния Иудейского царства.
Постоянные войны (особенно между Иудейским и Израильским царствами) не могли не привести к ослаблению государства (воспользуемся современным термином), хотя оно и продержалось намного дольше царства их бывших соплеменников.
Безусловно, не в последнюю очередь потому, что два колена, несмотря на прошлые обиды и трагические обстоятельства, имевшие место в их взаимоотношениях, сумели преодолеть их и стать единым народом, что не удалось отпавшим от них другим коленам.
Этим объясняется и то обстоятельство, что почти столь же дружно и вместе они возвратятся и из Вавилонского плена, куда угнал их Навуходоносор.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №211061501241