Книга жизни ч. 38 Анатолий Рыжов

 Рыжов А.Ф.

В конце 1956 года на должность технолога в цех ширпотреб пришел Анатолий Федорович Рыжов - молодой специалист, окончивший, как и я, Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова. Очень толковый парень, впоследствии, работая уже на металлургическом заводе в Куйбышеве, защитивший кандидатскую диссертацию.

Он знал и умел рассказывать к месту много анекдотов. Знал и, с удовольствием, читал в компании по памяти рассказы М. Зощенко.

Когда цеха объединили, мы привлекли его к работе в комсомольском бюро, к участию в художественной самодеятельности. Он был женат, и у него уже была маленькая дочка. Узнав об этом, я решил, что выделенная мне комната в двухкомнатной квартире-коммуналке (тогда все жили в коммуналках) ему нужнее. На мою просьбу руководство цеха отреагировало по-разному. Когда в начале 1959 года я обратился с просьбой выделить мне комнату, начальник цеха напомнил мне, что один раз я отказался от нее.

 Но с Толей были очень интересные истории.

В цехе ширпотреб изготавливали 38-литровые алюминиевые фляги. Не прошло месяца после его появления на заводе, как Анатолий вносит рационализаторское предложение не приваривать верхний бандаж (1), как ненужный. Реализация этого предложения давала огромный реальный экономический эффект: экономия металла; отпала необходимость в изготовлении этих бандажей; бригады сварщиков в три смены варили к флягам бандажи - трудоемкость снизилась почти в два раза. Экономический эффект легко рассчитывался.

Желающих стать соавторами этого предложения, начиная от начальника цеха ширпотреб, работников экономической службы и бухгалтерии и кончая техотделом во главе с начальником, оказалось так много, что Толя - действительный автор этого предложения, просто затерялся в этой толпе соавторов.

И вдруг на удивление всего завода (а слух об этом мгновенно облетел весь завод) Анатолий пошел на прием к директору завода, Михайлову Константину Николаевичу. А тот вычеркивает всех примкнувших, и приказом обязывает немедленно внедрить предложение в производство, а автору незамедлительно выплатить причитающееся вознаграждение. А это была астрономическая, по тем временам сумма - 14 тысяч рублей.

Автомобиль "Москвич-401" тогда стоил 9000 рублей, а "Победа-М-72" - 16000 рублей.

Не успели работники цеха прийти в себя от шока, как Анатолий пишет новое предложение: заменить приварку нижнего бандажа (2), на котором стоит фляга, на накатку роликом на станке, сразу же после вытяжки горловины. Это еще более снижало трудоемкость изготовления фляг.

К этому времени цех ширпотреб, со всем своим коллективом, был объединен с нашим цехом и для реализации этого предложения нужны были дополнительно старые револьверные станки.

И я отправляюсь в командировку в Харьков и Ростов, чтобы на заводах Минавиапрома отобрать неиспользуемые там станки. Но о командировке позднее.

А Анатолий предлагает заменить громоздкие и трудоемкие в изготовлении ручки (3) на легкие штампованные из листа. Цех ширпотреб стал местом паломничества.

Со всего завода приходили посмотреть, как делают флягу, а Анатолий предлагает заменить литое кольцо, к которому крепится крышка на штампованное, оригинальной конструкции.

Весь завод ходил вокруг этой молочной фляги, а доил ее молодой специалист, с неординарным взглядом на вещи. Цех не выдержал такого позора и, с согласия Анатолия, его перевели в техотдел основного цеха, начальником, которого был Жора Булгаков.

Анатолий и тут не заставил себя долго ждать. Он привел меня к прессу "Шлеман" усилием 5000 тонн и спросил меня, не могу ли я поставить дополнительный нож между контейнером пресса и главным ползуном. Мы пошли с ним вдоль ж/д путей базы оборудования, где много лет валялись, не нашедшие применения, узлы и детали оборудования, вывезенные когда-то из Германии или полученные по "Ленд-лизу".

И вот мы нашли подходящий по размеру гидравлический нож. Через Тарануху я добился разрешения забрать с этой свалки нож в цех.

Там мы провели тщательную ревизию. Я просчитал все элементы ножа на прочность, проработал возможность установки ножа на прессе и подключения его к гидравлической системе.

Провели испытание, и Анатолий пишет очередное предложение по прессованию профилей через многоочковую матрицу "обратным методом".

"Обратный метод прессования", когда контейнер с заготовкой надвигается на матрицу, установленную на плунжер, закрепленный на мундштуке, требовал меньшего усилия прессования, качество прутка получалось выше. Но использовать этот метод можно было только при прессовании круглого профиля большого диаметра в одно очко. Для удаления прессостатка нужен был нож, который и просил установить Анатолий.

А еще через некоторое время он предлагает прессовать, как его назвали, "смешанным методом прессования", для которого этот нож уже был не нужен, а использоваться он мог на любых прессах. Это было его первое изобретение.


Продолжение следует:http://www.proza.ru/2011/06/16/685


Рецензии
Уф! Еле нашол этот бидон.
Максимка, дед и тебе ничего не расказывает, для чего нужны 100 000 тон + 380 атм? Секретничает?
Наверное срабатывает синдром формы нумер два. Или авиционный пруток это такая тривиальная вещь, что никакого интереса не может вызвать.
А может я пытаюсь влезть в окно, проломить крышу, а дверь была открыта. Есть такая песня на шансоне.
И существут ода прутку.
Где?

Борис Калашник   26.02.2012 17:34     Заявить о нарушении
Да, сам только что перечитал, вспомнил Толю и те, далекие теперь времена. Спасибо за напоминание.
С дружеским приветом.

Александр Нотик   26.02.2012 19:55   Заявить о нарушении
А тысячи тонн нужны для штамповки элементов самолетов и ракет.

Александр Нотик   27.02.2012 12:20   Заявить о нарушении
Жутко интересно, каких? Хотя бы о самых вычурных.
Или секретность заедает до сих пор?

Борис Калашник   27.02.2012 17:25   Заявить о нарушении
В то время, когда я пришел на завод на всех прессах, а это было оборудование полученное по Ленд-Лизу или вывезенное из Германии, название фирм (Места, БолдвинСоутварк, Еумуко, Вейгартен и др.) было заварено листами железа. Но уже при мне все листы пообрывали. А что мы штамповали, тем более я ремонтник, и не знали. Видел Огромные Лопасти пропеллера.

Александр Нотик   27.02.2012 17:52   Заявить о нарушении
Этож надо - делай то не знаю что!

Борис Калашник   27.02.2012 20:14   Заявить о нарушении
На то были технологи. У них была номенклатура изделий. А моя задача, чтобы оборудование работало безотказно.

Александр Нотик   27.02.2012 20:32   Заявить о нарушении
Вас тероризирую, а потом вспомнил про свое ВЦ. Мы гоняли машины круглосуточно без выходных. Выключались за год всего пару раз - когда не могли найти желающих подежурить в большие-большие праздники.
А вот что считали заказчики, мы не знали - распечатки и всё. Никто не контролировал. Любой сотрудник мог считать. Представляюю, сколько там было левых задач со всего Харькова!

Борис Калашник   28.02.2012 09:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.