Караваджо
Однажды я решил посетить выставку данного живописца.
Жаль, фотографировать было запрещено, поэтому фотоаппарат я оставил у себя дома. Однако, вопреки всем моим ожиданиям, много хитрецов, нарушая заповедь, пренебрегли и, когда наш экскурсовод поворачивался к картине, когда его спрашивали об образе Мадонны на разных полотнах, сами в это время, выключив вспышку, щёлкали, как обычно говорят, только шум стоит! Настроение у мссы людей было вялое. Один толстосум в сиреневом пиджаке шёпотом сказал своей миловидной леди:"Будет, что показать зятю! Наконец-то он оценит мою духовность. Сходил ведь всё-таки". Сам экскурсовод чуть не засыпал. Чтобы не впасть в спячку, он то и дело повторял для визитёров, чтобы они перешли к следующей картине: " Караваджо изысканный". Надеясь, что они ещё раз сюда придут, подмечал: "Ведь это у нас отнюдб не одна выставка караваджинизма".
Как оказалось, одним из посетителей был журналист местной газеты. Он мне представился и назвался Виктором. Псевдоним у него был Сомнов. Он меня спросил:
- Вы любите таких людей, как Караваджо?
-Простите, но я с ним лично не знаком.
- Да я вижу, что вы любите его картины. Но ведь он был вспыльчив до безумия, как сообщается.
- Я с ним не жил, не могу судить.
- Зря.
- Он меня не касается .
- Касается. Вы просто его биографию не читали.
-Читал, но ничего от этого не меняется.
- А как бы вы отнеслись, будь он того, спал бы с мужиком?
- Со мной ведь он не спал! - покраснел я.
- Не дай Бог, если бы он вам на глаза попался. Он злой...
-Но живопись - это другое.
- Но вас интересуют ведь отношения Баскова и Фёдоровой?
- Нет.
- Вы их слушаете?
-Нет.
-Понятно. Расскажите подробнее о себе, - сказал журналист, рассчитывая хоть что-нибудь животрепещущее написать то ли обо мне, то ли о Караваджо.
- Это не является существенным.
- Почему вы пришли на выставку?
- Потому что мне нравится творчество этого художника.
Тут журналист почесал затылок, словно в его мыслях звучало: "Хм, что мне в статье-то написать?"
Далее он поблагодарил меня и пошёл допрашивать смугловатого парнишку.
Мне не было дела до этого, и я начал повторно разглядывать картину "Гадалка".
Меня прервал голубоглазый джентльмен с одной из известных картин в руке. Это "Юноша с корзиной фруктов".
Безусловно, картина находилась и находится в галерее Боргезе, если говорить об оригинале.
- Молодой человек, - спросил он меня, - за сколько бы вы купили эту картину у меня?
Я, сразу понимая, что мне не расплатиться с этим человеком (ведь даже за выставку я отдал половину своей зарплаты), сказал:
- У меня не таких денег.
- Я ведь за дёшево. Буквально триста тысяч.
- Простите меня, но я не в состоянии...
- Но ведь вы сюда за чем-то пришли? Обычно у меня покупают и за восемьсот. Вы ведь ничего в этом не понимаете. Это оригинал.
- Да, действительно, ничего не понимаю! - воскликнул я, прекрасно понимая, что она хранится в Италии, а суёт он мне копию. - Ведь я просто любуюсь.
- А вы бы не хотели её у себя дома?
- Нет, категорически.
- Хорошо, скину до ста пятидесяти.
- Я отказываюсь.
Он посмотрел на меня с видом недоумения, желая добавить:
"Мне её сам Караваджо когда-то продал". Но, благо, не стал себя позорить и дальше.
- Ладно, я продам другому клиенту! - съехидничал он.
Вдруг он подошёл к тому толстосуму в пиджаке.
Тот согласился и купил её даже за восемьсот.
- Будет, что показать зятю! Блесну вот эрудицией и скажу,что эта картина называется... А как она называется? - спросил он у жены.
- "Юноша с корзиной фруктов".
- Хм, точно! Я что-то забыл, - ухмыльнулся он, почесав себе подбородок.
Выставка кое-как подходила к концу, но нас предупредили, что можно ещё зайти в другу комнату, чтобы оценить, как рисует современный последователь караваджинизма.
Мужчина с длинными волосами трудился, как полагается настоящему творцу. Сосредоточенный, он словно фильм смотрел, а не создавал.
Его мастерская была полна полотен с античными мотивами: полно изображений Купидона, Платона, умудрился он даже нарисовать женщин в народном собрании (это комедия Аристофана).
Одна из его полотен, а именно "Купидон", больше всего приглянулась девчонке лет тринадцати с русыми волосами, что стояла с мамой. Дело в том, что Караваджо обращался к античности, как и современный художник. Девочка прекрасно знала, что при всём желании ей не продадут полотна Караваджо в оригинале, но оставалась возможность купить хотя бы эти картины. Верней, в ней сидела сильная надежда на это.
- Дяденька, дайте мне, пожалуйста, вот эту картину, - прижала картину к своему сердцу девочка и спросила: - мама, можно мы её купим?
- У нас нет таких денег - воскликнула мама, поправив ручку своей сумки.
Девочка с картиной отвернулась к стене, словно не желая отдавать сокровище.
Тут подбежал тот джентльмен, продающий картины.
- Что, финансовый вопрос? Я вам могу подсказать?
- Дядя,мы хотим купить картину.
- Я делаю скидку, - перебил он, тридцать тысяч, и продано.
В этот момент подключился сам живописец:
- Я, конечно, понимаю. Экономика - ваше ремесло! Искусство - моё...
- Я ничего, - помутнел от стыда (как никогда) делец.
- Вы понимаете, моими картинами должны наслаждаться, а не превращать это в банальный бизнес. Я дам эту картину девочке бесплатно.
- Но где же выгода? Вы ведь столько изображали...
- Изображал, но для обычного народа, - покраснел художник и взвыл, даже зарычал: - Идите прочь, твари бумажные!
Художник заплакал, только после ошеломительного крика делец умчался, дабы не вливать в себя гнев.
Все ушли, но ушла и девочка с Купидоном.
Возможно, Караваджо и был вспыльчив, как гроза, но это было, я думаю, проявлением сочувствия к бедным людям. Мне жаль тех, на которых зарабатывают.
Пройдут те года, когда творца не будет живым, он засядет в душах людей корыстных и любящих. Любящие -это те, кто хранит в душе память о созидателе мировой величины. У корыстных планка ниже...
Сейчас эпоха постмодерна. Очень хочется верить, что служители Муз будут служить только Музам, как Караваджо, а не Плутосу, покровителю богатста. Караваджо вряд ли бы позволил обменять лишь на бумажки свои творения.
Я не против денег, я против, чтобы они были на первом месте.
Свидетельство о публикации №211061501430