Преддипломная элегия

Написание диплома.
Окончание института.
Целый день и ночь сидения за ПК.
Кто это не проходил?! Все проходили, проходят или будут проходить (если по-другому они не могут справиться со своими комплексами).
Можно, говорят, диплом и купить, это как-то скучно. То ли дело сессия, экзамены, шпаргалки, зубрежка по ночам, звонок в институтском коридоре, расписание на стене, в котором никто не в состоянии разобраться, перетаптывание с ноги на ногу перед аудиторией, шипение на товарищей, злость на преподавателей… Да, такой драйв ни за какие деньги не купишь!

Написала «методические рекомендации для получения качественного изображения музейного предмета». Пятнадцать часов беспрерывной работы! Ужас! Итог – десять страниц. Всего лишь. Увы. За завтрашний день надо обработать до конца Введение, Заключение, Первую и Вторую главы. Неплохо успеть и Библиографию охватить. Как успеть? Бог знает.
Но сегодня я отвлекалась по-существу. Суп сварила, кофе раз пять попила с чаем. Плюшки, фрукты, семечки. По телефону в общей сложности пару часиков потрепалась.

… Ночь. Пишу диплом и жарю мясо. Мясо наполовину сгорело. Увлеклась. Нам бы еще немножко выстоять! Завтра – последний день перед предзащитой. Библиографию оставлю на завтрашнюю ночь. Может быть. Ладно, надо продолжать делать то, что успею. Последнюю неделю только и делала, что готовилась усесться за Диплом. От волнения набрала пару килограмм. Съела немыслимое количество семечек и пересмотрела всего Гарри Поттера…

…  Вот он и прошел, день перед предзащитой. Успела только Введение, и то без методологии. Как пришерстить то, что осталось?! А это - библиография, все примечания оформить, титульный лист набрать, да всю основную часть – две главы доделать. Главы непричёсанные абсолютно…

  ...Два часа ночи… Дописалась. Надо было в титульном листе «студентка заочного обучения» написать. Я описалась: «заочного обычения». Вот где сермяга-то! Так ведь и есть! Но хорошо, что заметила.
Днем, параллельно с  усердным шуршанием страницами учебников написала рассказик. Маленький такой, но милый. Может быть вставить этот рассказ в диплом вместо Заключения? Рассказ называется «Писающий мальчик».
Сын прочитал и сказал схематично:
- Первое: почему ты не печатаешь то, что пишешь? Кстати, ты ведь описывала нашу квартиру?
- Ну да.
- И откуда тогда взялась кошка?
- Вот невидаль, я ее выдумала. А не печатаю я потому что … (ответ нашелся сразу, этой фразой я пользуюсь так часто, что она протерлась на сгибах, мне уже ее произносить противно).. потому что у меня времени нет.
- Хорошо. Многим это будет интересно читать.
И второе: тебя что, мам, действительно так волнует то, что мужчины везде писают?
Подумав, я ответила правду:
- Не больше, чем то, что собаки везде какают. Просто так весело писать про то, что видишь.
Кстати, может написать что-нибудь о какающих собаках? Хорошая тема. Недостаточно разработанная. Боже, сразу чувствуется, что последние несколько дней я терзала актуальность, разработанность, цели, задачи, методологии  и объектно-предметную сферу. Надо как-то в себя приходить, отходя от всей псевдонаучной ерундистики, коей является мое, да и всехнее, написание дипломов.

…Муж прочитал мой рассказ о писающем мальчике. Болтали с ним по телефону ни о чем. Я как всегда углубилась в рассуждения, почему я пошла учиться в институт, почему работаю фотографом, почему поступаю так, а не иначе. «Наверное, я всегда принимаю решения по зову сердца и следую им»,- рассуждала я высокопарно, вслух искренне поражаясь своему благородству и тонкости натуры.
- Вот и сейчас, почему я уезжаю в Израиль? Потому что я всегда этого хотела. Понимаешь, милый, почему я еду?
- Да, чтобы увидеть писающего араба…

… На предзащиту не допустили. И правильно. Пытаться ее пройти, не имея второй главы и заключения в дипломе – это нагло. Вчера целый день как раб, прикованный к компьютеру, строчила-стучала дятлообразно, крутила-вертела, и слепила худо-бедно требуемое. В очередной раз пробежалась пешком по всему центру Питера, отдала нечто на восьмидесяти страницах под кодовым названием «диплом» научному руководителю, и в полном изнеможении, но и в восторге, оттого, что каторга написания позади, поехала к мужу, умиленно веря, что завтра моя руководитель даст мне отзыв, и наутро я буду радостно проходить предзащиту.

И руководитель мне - таки позвонила поздно вечером, но только с целью сказать, что никакой отзыв она мне давать на такую халтуру, что я ей передала, она не собирается. Далее она перечислила мелкими пунктиками, что именно ее не устраивает, и она в этом, опять же, была совершенно права.
 Взрыднув для порядка на груди дорогого супруга, я свалилась в сон, так как накануне не спала почти двое суток. Писала, писала и писала диплом. Волосы – дыбом. Никогда на уставала до такой степени. Выпила полбанки финского кофе.

И вот сегодня я занимаюсь этим «увлекательнейшим» процессом: вылавливаю блох из диплома, причесываю поглаже, пропалываю сорняки, давлю клопов, распутываю колтуны, то есть разбираюсь со списком литературы, переделываю примечания, и может быть слегка коснусь текста. Не успеваю, ничего не успеваю. И сил нет. А главное и желания пользоваться научным языком. Всё похулиганить лексически хочется.
 
Призналась сыну, что хотела бы еврейские праздники справлять:
- Я бы свечки с удовольствием зажигала… Жалко, что мы без ханукии сидим. И зачем я все отдала и повыкидывала?!
- Нет проблем,- небрежно отозвался сынуля. Рванул в коридор к большому зеркалу, на котором мы с ним осуществляем переписку, используя его вместо доски. Рядом с зеркалом у нас всегда лежат специальный фломастер и тряпица.
Пишем мы друг другу по одному обращению пару-тройку раз в день. Выглядит это все следующим образом:
- Я тебя люблю, мамочка! Дэвушка дорогая, ты красавица (рисунок рожицы)!
- Ты талантливый! Лучший мальчик всех времен и народов!
- Хорошего, счастливого дня тебе!
- Устала писать диплом! Но не фига! Ни сдамся! Все сделаю! Врешь – нас голыми руками   не возьмешь!
- Не парься! У тебя все получится! (рисунок рожицы Симпсонов).
Сейчас, подойдя к волшебному зеркалу, сын одним движением стер очередное «я тебя люблю», а другим - нарисовал ханукию с двумя зажженными свечками.
- Вот, каждый день подходи, рисуй следующий огонёк, и «зажигай» таким образом, себе на радость.
Покончив с изъявлениями благодарности, дождавшись, пока отрок удалиться к своему любимому телевизору, я дописала под ханукией:
- Спасибо, сын! – немного подумала, и занудно добавила - Не жалеешь, что бросил художественную школу?
Через полчаса до меня донеслось лаконичное:
- Нет, -  хлопнула дверь комнаты.

… И опять диплом. Благородные попытки заставить себя открыть файл «Весь диплом» приводят к открыванию файла «Рассказы» или «Рабочие материалы», где собрано все, что угодно, только не то, что имеет хоть отдаленное отношение к диплому. В «Рабочих материалах» завалялись начатые «Записки охотника», то есть «фотографа», попытки понять, что объединяет Мумми-тролля, Алису и Гарри Поттера, воспоминание о Городе детства и мысли пассажира маршрутного такси.
 
Решила выпить очередную кружку кофе. А кружки-то и нет. Раз двадцать обошла всю квартиру, всё обыскала, везде посмотрела. Нет кружки. У компьютера нет, у телевизора нет, у кровати нет, на подоконниках нет, у зеркала нет, рядом с телефоном нет моей любимой кружки. Нет её даже в ванной комнате. И вдруг кружка нашлась … на месте. В кухонном шкафчике. Я её искала всюду грязную. А она спокойно стояла себе на полочке, чистая. Каких только чудес не бывает на свете?!

 Если вечером выглянуть из окна моей спальни, расположенной на восьмом этаже высотного дома, то можно увидеть замечательное дерево.  Его ярко освещает желтый фонарь, на дереве трепыхаются несколько оставшихся с осени листьев, и всё оно ужасно голое и одинокое. А всё то, что пронзительно одинокое и голое, привлекает к себе внимание. Болтая, как водится по телефону, попивая при этом кофе, я перешла из спальни на кухню и выглянула в окно, с надеждой в очередной раз умилиться картиной замерзающего под ветром дерева, освещенном фонарем. Дерева не было на месте. Оно исчезло. Я решила, что сошла с ума. Полчаса назад дерево было. Не спилили же его, в самом деле?! Выглянула опять. Дерева не было. Довел диплом до психушки. Чуть не подвывая от ужаса, я перебежала в комнату и выглянула в окно там. Дерево с достоинством северной природы спокойно продолжало мерзнуть под фонарем. Опять – к окну кухни… Нет дерева. Но, вглядевшись и успокоившись, я разгадала загадку, всё получило своё объяснение.
Рядом с окном на кухонной стене существует балконный выступ, который как раз и загораживал собой дерево с фонарем. Да ещё, гад, так аккуратненько загораживал, что ни лучика света не просачивалось. В окружающей тьме и не догадаться, что здесь какая-то сложносочиненная еще при социализме архитектурная деталь расположилась.
Кофе, расслабившись, допила.

А время, тем не менее, идет, часики над головой тикают, диплом ни капельки не двигается. Что делать? Что придумать?! По телевизору новую серию «Няни» показывают. От нервов очень хорошо долгогрызущуюся морковку жевать. Терзаешь её и успокаиваешься. Ну его, диплом этот, право же!

… Просмотрела свои «методические рекомендации» на предмет ошибок и описок. Какая же я умница! Дивные рекомендации. Сама бы целыми днями читала и им следовала в повседневной жизни. Ну штук восемь-десять блох-описок выловила. И всё. Рекомендации готовы. Осталось всё остальное. Грехи наши тяжкие!!!...

… Два часа ночи. Магическая цифра. Проработала Введение. Ничего получилось. Лично мне нравится. И что там научного руководителя смущает?! Хотя есть один фривольный абзац. В конце концов, можно хоть на пяти-десяти строчках слегка расслабиться  и взбрыкнуть, в конце концов! Итого: самое тяжелое – список литературы. Сижу на № 23. Всего книжечек аж 60. Хотя впереди еще две главы и Заключение.

… Три часа ночи. Сделала картошку, суп и почти всю литературу с примечаниями.  Немного осталось. Как проходить главы – Бог знает. Сил нет. Еще собираюсь принять ванну и пятьдесят грамм водки. Как дожить до утра и пережить завтрашний день, доделав ночью диплом до конца???!!!... Трим-ца-ца!

… Утро. Вышла в коридор и прочитала то, что написала сама себе ночью на зеркале:
- Один час ночи. Ха-ха-ха.
- Два часа ночи. Э-хе-хе.
- Три часа ночи. О-хо-хо. Готово: практически весь диплом, суп и картошка.
- Четыре часа ночи. У-ху-ху-у-у-у… Готова… я.

Институт. Компьютерный класс. Третьи сутки без сна. Преподаватель посмотрел мне в глаза:
- Да…. Сейчас наступит мировая гармония.

… Ура!!! Прошла предзащиту. Получила отзыв научного руководителя. Она – душка. Такую мою лабуду тягомотную перепахать, перелопатить. Хотя ничего все же дипломчик получился. Особенно методические рекомендации.
…  Вау! Дали суперского рецензента! Мировой преподаватель.  На протяжении пары последних лет я  у него в компьютерном классе доделывала лихорадочно очередные рефераты. Всегда он меня выручал.
И еще  как-то по осени я мимо него лихо на самокате, позаимствованном у сына, пролетела. Запомнился удивленный преподавательский взгляд. Нет, не зря я просиживала часы в его классе. Данный педагог был предназначен мне в Рецензенты от начала времен со всей неотвратимостью законов мироздания.

SMS – сообщение от мужа.
- Без красного диплома домой не приходи!

… Осталось два дня перед защитой. В очередной раз переделанный диплом сдан на рецензию. Всё. Видеть его не могу больше (диплом). Тошнит от мысли еще одной правки списка литературы и тому подобное. Именно оформлением Интернет-ресурсов я и занималась сегодня ночью опять почти до утра. Не могу! Не могу! Всё! Плевать на цвет диплома. Скорей бы все это закончилось, чтобы опять зажить простой человеческой жизнью.
… Последний день перед защитой. 
               
 И  НАКОНЕЦ - З А Щ И Т А!

SMS- сообщения сестре.
- Пятерка. Отлично. Вся заплаканная до сих пор. Защищала диплом зубами и когтями. С кафедры не хотела уходить. Разругалась с половиной присутствующих преподавателей, с теми, кто должен был меня поддерживать, а вместо этого на меня нападал. Защита нашей группы заняла почти целый день. Вечером – концерт в честь Хануки в огромном Ледовом дворце Петербурга с мэром города, пришедшим нас всех поздравить (не выпускников института, а евреев города). Ночью мы с мужем уезжаем в Финляндию на день, отдыхать.

SMS – сообщение от сестры.
- Поздравляю! Поздравляю! Поздравляю! Институт закончен, а что впереди?

Ответ самой себе.
… Безумный день прошел. Впереди – курсы графических редакторов, совершенствование в компьютерных навыках, курсы языков, вождения автомобиля, зарабатывание кучи денег, раскрутка, как фотографа, эмиграции, публикации, выставки, и… красная дорожка в Голливуде…   

Р.S. Как всё же хорошо оттого, что институт позади. Сбылось то, о чем мечталось и грезилось не много, не мало, двадцать лет…


Рецензии